Понятие «жанр» сегодня присутствует во всех видах творчества, которые представляют собой развернутую жанровую систему, в каждой из которых происходит последующее деление. Такая сложная классификация обусловлена различиями в восприятии действительности в каждом жанре и формой её отображения. Так, например, в кинематографе один и тот же сюжет может быть преподнесен по-разному, в зависимости от того какой жанр фильма был определен режиссёром – комедия или трагедия, фильм ужасов или боевик. Развернутое и обобщенное определение понятия «жанр» приводится в книге Г.В. Лазутиной и С.С. Распоповой «Жанры журналистского творчества»: «Жанр есть исторически складывающийся вид того или иного рода духовного творчества, обусловленный предметно-объектным многообразием действительности, многообразием потребностей общества и несущий в себе память о средствах, подходящих для отображения соответствующего предмета и удовлетворения соответствующей потребности»[22]. С развитием и становлением журналистики как науки и профессии, возникала потребность в жанровой дифференциации. Умение преподносить информацию разными способами было необходимо, так как невозможно одинаково писать о деловых переговорах и музыкальном концерте или говорить о новой книге также как о произошедшем ДТП. Здесь речь идет как раз о средствах, подходящих для отображения соответствующего предмета. На сегодняшний момент самый распространённый способ классификации, которого придерживается большинство исследователей, разделяет журналистику на информационные, куда и относится интервью, аналитические и художественно-публицистические жанры. Подобной классификации придерживаются А.А. Тертычный («Жанры периодической печати»), В.В. Смирнов («Жанры радиожурналистики») и М.Н. Ким («Жанры современной журналистики»). Иногда к ней добавляют шоу-жанр, который включает в себя игры, ток-шоу и реалити-шоу. Один и тот же жанр может существенно различаться в форме подачи информации и в дальнейшем её восприятии. Так, в зависимости от канала передачи, раскрываются или наоборот упускаются детали, такие как интонация, особенности речи, мимика и жесты, которые могут добавить в портрет интервьюируемого больше штрихов. Например, если печатные СМИ могут только передавать слова, радио добавит в свой арсенал голос говорящего, а телевидение позволит его еще и увидеть. Вследствие этого одна и та же информация может восприниматься по-разному.
В.Л. Цвик приводит типологию телевизионных интервью в зависимости от их целей, где разделяет интервью на протокольное, информационное, проблемное, интервью-анкету и интервью-портрет[23]. Протокольное интервью помогает разъяснять вопросы внешней и внутренней политики у лиц высокого ранга; информационное – получать определенные сведения, но необязательно официального характера; проблемное – найти пути решения той или иной проблемы; интервью-анкета собирает мнения нескольких людей; а портретное интервью раскрывает личность собеседника. На нем мы заострим внимание т.к. программа, которую мы будем анализировать во второй главе, создана на основе портретного интервью.
Портретное интервью. Главная задача – всесторонне раскрыть личность героя, показать его человеческие качества. Перед интервью журналист обязан тщательно изучить биографию героя и составлять план интервью. В отличие от других видов интервью, журналиста не интересуют актуальные темы (по крайней мере, они не цель интервью). Личность и только личность должна находиться в центре внимания. Портретное интервью близко к художественно-публицистическому жанру. К очерку, рассказанному героем о самом себе. «Портретное интервью это речевой автопортрет героя. Журналист своими вопросами направляет повествование, останавливает внимание на более интересных, с его точки зрения, фактах. Это позволяет нанизывать на общую нить любые бусины. Пусть жемчужины проскакивают нечасто, но собранные вместе разнозначные бусины могут стать прекрасным ожерельем. Если, конечно, журналисту удастся раскрутить собеседника на откровенный рассказ о себе или о своем деле, своих интересах и пристрастиях — обо всем, что интересно читателю»[24]. Примером портретного интервью можно назвать «Женские истории» с О. Пушкиной, «Пока все дома» Т. Кизякова, интервью Владимира Познера в одноименной программе, печатные интервью в журнале «Караван историй». Кто может быть героем интервью? Личность, интересная зрителям; тот, кто у всех на устах – спортсмен, политик, актер, певица. Задача журналиста – направлять беседу в нужное русло, умело сочетать подготовленные заранее вопросы с вопросами, возникающими вовремя беседы, слушать и слышать гостя и главное – наладить с ним контакт.
«Жанры телевизионной публицистики, – утверждается в работе, посвященной анализу особенностей проведения современного интервью, – в которых основным изобразительным средством выступает слово, живая человеческая речь, а формой существования – диалог (общение), имеют особое значение для телевидения, поскольку коммуникативный процесс, выраженный, в основном, речью с дополнением мимикой и пантомимикой, представляют собой одну из основ телевидения как социальной системы, впрямую соответствуя природе экрана»[25].
С появлением интервью на телевидении, жанр приобрел существенное качество – зрелищность. Теперь источником информации о герое интервью стала речь (интонация, эмоциональная окраска), невербальные средства общения (мимика, жесты, поведение), а нередко и окружающая среда (интерьер помещения). Именно зрелищностью объясняется особая достоверность и широкое распространение жанра интервью на телевидении. На это качество телевидения акцентируют внимание как российские, так и зарубежные специалисты. В.Л. Цвик еще раз выделяет отличительную особенность экранного интервью от других: «В идеале интервью на экране должно выглядеть как непринужденный разговор двух людей, один из которых более информирован по обсуждаемой теме. Но просто поговорить эти люди могли и без камер. Стало быть, в самой природе телевизионного диалога есть некая двойственность: собеседники стараются не обращать внимания на телетехнику и в то же время откровенно работают на публику»[26].
Авторы учебника «Методика телевизионной журналистики»[27] выводят следующие жанрово-стилистические особенности телевизионного интервью:
- субъективизация повествования, выражающаяся в том, что: зрители становятся свидетелями непосредственного общения собеседников, живая речь каждого из которых отражает индивидуальные речевые особенности и имеет ярко выраженный личностный характер;
- наглядность и зрелищность речевого общения акцентирует внимание зрителей не только на содержание беседы, но и на речевую культуру и задействование собеседниками невербальных средств общения;
- а также условие высокой эффективности телепередачи — совместное творчество журналиста, собеседника и телезрителя. Вовлечение зрителя в процесс происходит за счет выбора актуальной темы интервью, интересной зрителям.
В чем ещё особенность телевизионного интервью? М.М. Лукина, например, приводит сравнение телевизионного интервью с печатным, выделяя следующие пункты: нормы общения, скорость передачи информации и коммуникативную отдачу. [28] Разберем каждый из пунктов.
Благодаря техническим возможностям, телевидение значительно опережает печатные СМИ в скорости передачи информации. Именно погоня за оперативностью сказывается на процессе общения журналиста с интервьюируемым. Если журналист газеты имеет время на обработку и проверку материала, то телевизионный журналист, особенно в условиях прямого эфира, такой возможностью не располагает. Так же прямые эфиры иногда вынуждают журналиста пренебрегать некоторыми нормами общения. Пытаясь не превысить хронометраж интервью или не изменить темп беседы, интервьюеру приходится перебивать своего собеседника. Помимо этого, журналист может столкнуться с боязнью камеры или прямого эфира у собеседника, что может сказаться на готовности гостя общаться и на качестве этого общения. Работа в эфире требует от ведущего максимальной коммуникативной отдачи и психологической «обработки» собеседника: подготовить к разговору, выработать правильную стратегию беседы и максимально раскрыть тему.
Интервью на телевидении требует от журналиста умения публично мыслить и задавать вопросы не протокольно, а в живом диалоге. По мнению Лукиной журналисты, работающие на телевидении, в качестве принципов подачи информации используют приемы драматургии в большей степени, чем их коллеги из печатных СМИ. Помимо содержательности интервью, они должны сделать его интересным, зрелищным и кроме того не забывать о сопутствующих съёмкам деталях — освещении, заднем плане, гриме и т.д.
Немаловажный пункт, на котором акцентируют внимание Л.П. Шестеркина и Т.Д. Николаева – это телевизионная речь, важнейшая специфическая особенность которой сочетание слова и изображения. «Её проявления обусловлены персонифицированностью телевизионной информации, которую на экране преподносит говорящий человек; звучанием живого слова (устная речь); отсутствием описательной функции, которую заменяет видеоряд; предрасположенностью зрителей к восприятию слова (успех разговорных жанров); зрительским интересом не только к динамизму событий, но и к динамизму мыслей, чувств, характеров»[29].
Телевидение допускает смешение различных жанров и их трансформацию, которая, порой, может породить нечто совершенно новое. Например, Цвик упоминает о техническом новшестве, приведшем когда-то к появлению модифицированной разновидности интервью – прямые включения из студии в гостинице «Россия», выходившие в рамках программы «Итоги» с Евгением Киселевым. Находясь в разных комнатах, непримиримые политические оппоненты вели дискуссию друг с другом путем прямых включений из студии, где ведущий в любой момент мог «выключить» одного из них и оставаться хозяином положения. Так жанр интервью приобрел еще в одну форму.
В составе одной программы могут быть соединены репортаж и интервью, журналистское расследование и ток-шоу, а само по себе интервью может стать как полноценной программой, так и составной частью, например, новостного выпуска, очерка или другого телевизионного продукта. В основе новостного сюжета может лежать протокольное интервью, а интервью-анкета или интервью-портрет станет частью публицистического фильма. Так, например, совмещая в себе черты очерка и интервью, создается документальный сериал Сергея Мирошниченко «Рожденные в СССР», где каждые 7 лет 20 героев рассказывают о своей жизни. А так же программа «Кумиры» Валентины Пимановой, которую мы будем исследовать во второй главе, «это не обычное интервью, а скорее исповедь»[30].
«К исповеди как жанру журналистики относятся публикации, предметом которых является внутренний мир авторов этих публикаций. Основным методом, который применяется при подготовке таких публикаций, является самоанализ»[31]. Сегодня «исповедуются» через газеты и журналы, как простые смертные, так и личности, хорошо известные широкой публике. Далеко не всегда публичная исповедь преследует свои прямые цели — покаяние в «грехах». Обычные люди пишут в редакции, чтобы рассказать о наболевшем, пожаловаться на судьбу, выговориться, поделиться жизненным опытом при преодолении трудной ситуации. «Цели обращения звездного человека со своим откровением к широкой публике (массовой аудитории) совсем иные. А именно:
1. Объяснить необычный поступок
2. Показать пример преодоления беды
3. Поделиться опытом успешной карьеры
4. Сделать саморекламу.
И журналист берет на себя роль посредника именно потому, что они часто совпадают с целями его деятельности. Это, собственно говоря, и породило так называемую «исповедальную журналистику»[32].
Важно и то, каким образом готовится исповедь — то ли журналист просто записывает все, что говорит герой, то ли берет у него интервью. Во втором случае участие журналиста может повлиять на содержание выступления в наибольшей мере. И тогда он вольно или невольно берет на себя определенную ответственность за то, что сообщит герой. Поэтому журналисту очень важно не потерять чувство меры в «ориентации» самоанализа «исповедующегося»[33]. К сожалению, об этом часто забывают. А иногда «организатор» просто провоцирует своего героя на такие высказывания, которые тот, при здравом рассуждении, возможно, и не вынес бы на суд широкой публики. Довольно часто журналисты дают исповедующимся полную свободу в изложении различных пикантных подробностей личной жизни, мрачных ситуаций и т.д., а сами применяют, так сказать, «фигуру умолчания» по отношению к тому, о чем идет речь в исповеди.
Краткие выводы
Авторская программа – телепередача, автор которой одновременно выступает в роли ее создателя и ведущего, редактора, корректора, а иногда и продюсера. Её появление в эфире вызвано двумя главными причинами: стремлением журналистов высказать своё мнение, самовыразиться и потребностью зрителей в персонифицированной информации в лице авторитетного журналиста.
Творческая индивидуальность журналиста проявляется и в особой манере и в методах подачи информации, и в тематических ориентациях, и в особенностях авторского мировосприятия, наконец, в выбираемой журналистом роли. На этой основе и возникает образ автора.
К журналисту, заявившему себя автором программы, предъявляется ряд жёстких требований, подтверждающих его профессионализм. Журналист должен заслужить право высказывать своё мнение. Серьёзный подход к своему делу, уверенность, честность, открытость и опыт – это те качества, которые непременно должен совмещать в себе автор. В авторской программе важен именно автор как личность. Зрители смотрят программу из–за интереса к личности. Если обычно журналист заходит с экрана в дома телезрителей, то здесь автор приглашает к себе в гости.
В первой главе мы рассмотрели различные моменты, связанные с рождением журналистской темы, разработкой и планировкой замысла конкретного произведения, выработкой его идейной стороны. На индивидуальном уровне данный творческий процесс может иметь свои неповторимые особенности, так как каждый автор вырабатывает свои методы работы. Так же выяснили, что авторская программа может быть любого жанра. И даже могут происходить смешение жанров. Исходя из этого, мы рассмотрели жанр «исповедь». Именно так определяет свою программу «Кумиры» Валентина Пиманова. Но возникает сложность в том, что исповедь как жанр научно доказана только в печатной журналистике. Возможна ли исповедь на экране телевизора, мы определим во второй главе при подробном рассмотрении авторской программы «Кумиры».
Статьи к прочтению:
В жанре интервью с Евгением Додолевым
Похожие статьи:
-
Идейно-тематические особенности телевизионной программы
Итак, для создания программы «автору нужны: четкая фабула, свежая тема, замечательная идея, оригинальный замысел, острый сюжет, напряженный конфликт,…
-
Анализ идейно-тематических особенностей авторской программы «кумиры» валентины пимановой
Анализ особенностей программы будет проходить с опорой на интервью автора программы Валентины Пимановой и ее мужа Алексея Пиманова, а так же из…