Предварительная прокладка пути судна».

      Комментарии к записи Предварительная прокладка пути судна». отключены

Методичні вказівки з виконанню

Лабораторних робіт курсантів з предмету

«Навігаційні інформаційні системи»

Ціль робіт: навчити курсантів використанням електронних навігаційно-інформаційних систем згідно з обов’язків вахтового помічника.

Розглянуто на засіданні циклової комісії

відділення «Судноводіння на морських шляхах»

Протокол № 1 від «» 2011 р.

Голова циклової комісії

___________________М. А. Котолуп

Лабораторная работа по НИС №1

Предварительная прокладка пути судна».

Цель работы: научить курсантов выполнять предварительную прокладку по маршруту перехода судна с использованием электронных карт (системы НИС).

Предварительную прокладку пути судна в ЭКС можно выполнить двумя способами: непосредственно на экране — по электронным картам или путем переноса её в систему с бумажных навигационных карт. Координаты судна, поступающие в ЭКС от спутникового приемоиндикатора, относятся к системе координат WGS-84. В этой же системе построены и электронные карты в формате 1НО S-57e3. Если координаты поворотных точек предстоящего перехода снимаются с бумажной карты, то при вводе их в ЭКС необходимо учитывать поправки за переход к системе WGS-84.

Выполненные предварительные прокладки по конкретным маршрутам переходов могут без ограничения времени сохраняться в базе данных маршрутов электронной картографической системы. В любой момент они могут быть загружены в качестве текущего маршрута для исполнительной прокладки, откорректированы или удалены с жесткого диска компьютера по желанию судоводителя, если отпадает необходимость их использования.

Для того, чтобы войти в раздел предварительной прокладки надо нажать кнопку

на панели управления. Запуск предварительной прокладки также после установки курсора над участком или путевой точкой текущего маршрута и нажатия правой клавиши мыши. При входе в раздел программа продолжает работать с текущим маршрутом исполнительной прокладки, поэтому первоначально выводится запрос на создание его копии. Если подтверждено создание копии, программа добавит к его названию слово «сору» и загрузить копию для редактирования. При выборе «Нет» для редактирования загружается текущий маршрут. В этом случае каждое внесенное изменение в порядок или положение путевых точек будет учитываться как выбор нового текущего маршрута, и сопровождаться соответствующей записью в судовой журнал. Готовый маршрут можно выбрать из числа хранящихся в базе данных системы, нажав кнопку «МАРШ» на панели управления. На экране появится окно «Выбор маршрута». Для того чтобы загрузить маршрут, надо выбрать его из списка. Программа сделает его текущим и начнет выполнение маршрутных расчетов. Верхний элемент в списке «Не определен» используется при не заданном маршруте. Если его выбрать, программа остановит маршрутные расчеты и выведет соответствующее сообщение на индикаторе предупреждений в нижней части панели управления.

На электронной карте можно отобразить одновременно с текущим маршрутом второй, альтернативный вариант перехода. Он показывается на карте черным цветом и не используется программой для маршрутных расчетов. Для того чтобы показать его на карте необходимо:

— Нажать кнопку «Выбрать» в поле «Доп. Маршрут».

— В открывшемся окне «Выбор доп. Маршрута» выбрать его из списка.

— Нажать кнопку «Ввод» — на карте вместе с основным появится дополнительный маршрут перехода.

Для удаления дополнительного маршрута используется кнопка «Удалить». Кнопка «Переслать маршрут» используется для передачи маршрута в приемник ГНСС через выбранный порт компьютера. При нажатии кнопки на экране появляется окно «Переслать маршрут». В окне нужно выбрать порт компьютера, к которому подключен данный приемник и нажать кнопку «Переслать». Данная функция позволяет передать (экспортировать) только не пройденную судном часть маршрута. Полностью маршрут экспортируется в разделе «Предварительная прокладка».

В поле «Sобщ» выводится пройденное судном расстояние с момента запуска программы. Нижнее поле окна отображает расстояние, пройденное судном с момента нажатия кнопки «Сброс».

Выбор произвольной точки маршрута в качестве путевой.

Если щелкнуть правой клавишей мыши в строке номера путевой точки в формуляре маршрута, она станет текущей. Если из списка доступных путевых точек выбрать вариант «Авто», программа переключается в режим автоматического выбора в качестве текущей очередной по направлению движения путевой точки. В принципе в качестве путевой точки может быть выбрана любая другая точка, но только не пройденная по маршруту. Для выбора текущей путевой точки можно также воспользоваться кнопкой , при нажатии которой выводится окно на панели управления «Выбор путевой точки». Здесь же можно установить путевой маркер — временную путевую точку. dKart Navigator будет производить все расчеты относительно этого маркера, как относительно путевой точки. Если требуется удалить маркер с карты по достижении его траверза, надо включить переключатель «Отмена на траверзе». Программа автоматически возвратится к контролю положения судна относительно очередной точки ранее выбранного маршрута. В ином случае, она продолжит отслеживать путевой маркер до тех пор, пока он не будет снят.

Для работы с базой данных маршрутов служит линейка инструментов, которая появляется в верхней части экрана при входе в раздел предварительной прокладки

Создание нового маршрута.

Функция служит для формирования нового маршрута и занесения его в базу данных системы. Для ее вызова надо нажать кнопку и откроется окно «Название маршрута», в поле которого следует ввести его название и нажать кнопку «Ввод». Далее, в нижней части экрана отобразится таблица путевых точек. В нее, после выбора системы координат, вносятся необходимые данные. При этом программа автоматически введет соответствующие поправки к координатам путевых точек, снятым с бумажной карты. dKart Navigator не допускает создания маршрутов с одинаковыми названиями.

Добавление путевой точки в конец маршрута.

Для того чтобы добавить новую точку в конец маршрута необходимо:

— Нажать кнопку «Добавить». В конце таблицы появится новая строка с параметрами предыдущей.

— При необходимости изменить название точки в поле «Название».

— Изменить координаты новой точки в полях «Шир» и «Дол».

— Ввести значение максимально допустимого бокового уклонения от линии заданного пути в «Смщ».

Остальные параметры маршрута рассчитываются автоматически.

Вставка путевой точки.

Функция позволяет вставить новую путевую точку между двумя другими. Порядок действий следующий:

— Выделить в таблице строку, над которой надо вставить путевую точку.

— Нажать кнопку «Вставить». Программа вставит строку новой точки, со значениями параметров предыдущей точки.

— Изменить значения параметров в новой строке на требуемые.

Удаление путевой точки.

Для удаления путевой точки необходимо:

— Выбрать в таблице точку, подлежащую удалению.

— Нажать кнопку «Удалить». Появится окно «Удаление путевых точек».

— Нажать кнопку «Ввод» чтобы удалить выделенную точку.

Если надо удалить целый участок маршрута, необходимо выбрать последнюю точку удаляемого участка в поле «До» и нажать кнопку «Ввод».

Ввод радиуса циркуляции.

При вводе в таблицу путевых точек радиуса циркуляции, смежные участки маршрута будут соединены на карте дугой, радиус которой равен радиусу циркуляции. Программа обозначит точки начала и окончания циркуляции. Значение радиуса циркуляции вводится в поле «Rцкаб» в кабельтовых и не может быть больше, чем длина любого из двух соединяемых отрезков маршрута. Радиус для первой и последней точек маршрута не задается.

Вставка маршрута.

Функция предназначена для размещения любого другого маршрута между двумя путевыми точками редактируемого. Для этого необходимо проделать следующее:

— Выделить в таблице строку точки, после которой должен быть вставлен маршрут.

— Нажать кнопку «Вставить маршрут». Откроется окно «Выбор маршрута».

— Выбрать из списка нужный маршрут.

— Включить переключатель «Отобразить на карте», если надо увидеть на карте редактируемый и вставляемый маршруты полностью.

— Нажать кнопку «Ввод». Выбранный маршрут будет вставлен между двумя путевыми точками: выбранной и следующей за ней.

Расчет плавания по ортодромии.

Ортодромия строится на произвольном участке маршрута из отрезков локсодромий. Для ее построения необходимо:

— Выбрать в таблице конечную точку участка.

— Нажать кнопку «Ортодромия».

— В открывшемся поле «Изменение К» ввести значение угла отворота.

— Нажать кнопку «Ввод». Программа вставит между выбранными двумя точками нужное количество новых точек. Все точки маршрута будут пронумерованы, а названия вставленных точек в таблице будут содержать обозначение «ДБК#» с порядковым номером.

Следует отметить, что, чем меньший угол отворота вводится для изменения курса, тем на набольшее количество отрезков локсодромий программа разбивает участок плавания по ортодромии.

Предварительная прокладка в табличной форме.

Таблица путевых точек располагается в нижней части экрана. Для ее вызова надо войти в раздел «Предварительная прокладка», нажав на панели управления соответствующую кнопку.

Каждая строка таблицы описывает одну путевую точку, две последовательные строки — участок маршрута. Некоторые поля таблицы доступны для ручного ввода информации, другие являются полями вывода расчетных параметров, поэтому их редактирование невозможно. Ниже приводится краткое описание столбцов.

Контрольные вопросы:

1. Как осуществляется вход в раздел «Предварительная прокладка»?

2. Порядок перехода с основного на дополнительный маршрут и обратно.

3. Как производится предварительная прокладка в табличной форме?

4. Какие действия можно производить с выбранной путевой точкой?

5. Как производится предварительная прокладка на картах?

6. Порядок выбора произвольной точки маршрута в качестве путевой.

7. Порядок создания нового маршрута.

8. Порядок добавления путевой точки в конец маршрута.

9. Порядок вставки и удаления путевой точки.

10.Порядок ввода радиуса циркуляции.

11.Порядок вставки нового маршрута перехода.

12.Правила пользования линейкой инструментов раздела «Предварительная прокладка».

13.Порядок входа в раздел предварительной прокладки.

14.Порядок использования окна «Выбор маршрута».

15.Порядок выбора произвольной точки маршрута в качестве текущей.

16.Порядок создания нового маршрута или переименование маршрута.

17.Какие функциональные задачи выполняет исполнительная прокладка в работе dKart Navigator?

18.Какие режимы предусмотрены для обеспечения надежности и непрерывности счисления пути судна?

19.Для каких целей используется режим параллельной прокладки пути судна?

20.Какая информация отображается в навигационном формуляре?

21.Для каких целей используется окно «Счисление»?

22.Порядок ввода системного времени и даты.

23.Какая информация отображается в формуляре текущего маршрута?

24.Для каких целей используется окно «Информация о маршруте»?

Лабораторная работа №2

Статьи к прочтению:

Практическое задание по Навигации (Прокладка)


Похожие статьи: