ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГБОУ СПО КОЛЛЕДЖ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА №36 им. КАРЛА ФАБЕРЖЕ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОРТФОЛИО СТУДЕНТА
Москва
Методические указания по формированию портфолио составлены на основе методических рекомендаций, утвержденных ПЦК № 3 от 11.02 года (протокол № 5), и предназначены для студентов ГБОУ СПО КДПИ № 36 им. Карла Фаберже, обучающихся по профессии 072500.02 Ювелир.
В Методических рекомендациях даны цели, задачи формирования портфолио в процессе обучения студента и принципы его составления. Приведены примеры составления портфолио.
Составители:
Свиридова И.А., преподаватель ГБОУ СПО Колледжа декоративно-прикладного искусства № 36 им. Карла Фаберже.
Карпинская С.А., методист ГБОУ СПО Колледжа декоративно-прикладного искусства № 36 им. Карла Фаберже.
Общие положения
1.1. Портфолио – комплект документов, представляющий совокупность индивидуальных образовательных достижений студента.
1.2. Создание портфолио — творческий процесс, позволяющий учитывать результаты, достигнутые студентом в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социальной, коммуникативной) за время обучения в колледже.
1.3.Функции по формирование портфолио возлагаются на студента.
Цель и задачи портфолио
2.1. Основная цель формирования «Портфолио» — накопить и сохранить документальное подтверждение собственных достижений студента в процессе его обучения в колледже.
2.2. Портфолио является не только современной эффективной формой самооценивания результатов образовательной деятельности студента, но и способствует:
-мотивации к образовательным достижениям;
-приобретению опыта к деловой конкуренции;
-обоснованной реализации самообразования для развития профессиональных компетентностей;
-выработке умения объективно оценивать уровень своих профессиональных компетентностей;
-повышению конкурентоспособности будущего специалиста.
2.3.Портфолио является одним из основных контрольно-оценочных средств знаний, принятые в колледже, и позволяет учитывать не только уровень профессиональных компетентностей студента, но и уровень всесторонней самореализации студента в образовательной среде.
2.4.Портфолио создается в течение всего периода обучения в колледже. Завершается его формирование вместе с завершением обучения.
2.5.Портфолио позволяет студенту рассчитать собственный индекс индивидуальных образовательных достижений (Индекс ИОД) и при его значении более 30 баллов претендовать при успешном окончании колледжа на получение от колледжа рекомендательного письма (например, для устройства на работу).
2.6.Портфолио в дальнейшем служит основой для составления резюме выпускника при поиске работы, при продолжении образования и др.
2.7.Портфолио формируется студентом в обязательном порядке и является очень значимой процедурой.
Портфолио позволяет студенту профессионально подойти к оценке собственных достижений, выстроить личностно-творческую траекторию успешности, что является важной составляющей рейтинга будущего специалиста на рынке труда.
Структура портфолио
3.1.Портфолио состоит из трех частей:
— работы, выполненные в процессе обучения (итоговые), конкурсные работы, дизайн-проекты и т.д.;
— отзывы преподавателей, руководителей практики, рецензии и работодателей;
— комплект документов, подтверждающих индивидуальные достижения.
3.2.Портфолио необходимо составлять как в электронном виде, так и на бумажных носителях (некоторые работы могут быть выполнены только в электронном виде, например, сайты, интерактивные интерфейсы и т.п.).
Формирование портфолио
4.1. Индивидуальные достижения студента в период обучения в колледже условно разделены на следующие виды студенческой деятельности:
— достижения в освоении основной образовательной программы (образовательная активность студента);
— достижения в системе дополнительного образования (образовательная активность студента);
— достижения в исследовательской и творческой деятельности (творческая активность);
— достижения в общественной деятельности (социальная и коммуникативная активность).
4.2.Наиболее распространенные компоненты индивидуальных достижений студента по каждому виду студенческой деятельности приведены в перечне возможных образовательных индивидуальных достижений студента (Приложение 1).
По достижениям, не включенным в данный перечень, студент самостоятельно принимает решения об их принадлежности тому или иному виду студенческой деятельности и размещает их в соответствующих папках достижений.
4.3. Формирование портфолио студент осуществляет самостоятельно.
Каждое свое достижение студент фиксирует в перечне ИОД(Форма ИОД-1, Приложение 2). Перечень необходимо вести в электронном виде.
В отдельную папку «Работы» (электронный и бумажный вид) вкладываются творческие работы студента:
— творческие работы по различным направлениям обучения (рисунок, живопись, композиция, макетирование, компьютерная графика, реклама, интерактивные интерфейсы, сайтостроение, анимация, видео);
— конкурсные работы;
— разработки дизайн-проектов;
— статьи, напечатанные как в изданиях колледжа, так и в любых других печатных или электронных изданиях;
— тезисы докладов на конференциях, семинарах и т.д.
В отдельную папку «Отзывы» (электронный и бумажный вид) вкладываются документы, подтверждающие уровень или факт достижения. К подтверждающим документам относятся:
— итоговые документы учебных занятий (рецензии-рейтинги на курсовую работу, экзаменационные ведомости и др.)
— отзывы, благодарности от руководителей практик, руководства организаций, где студент проходил практику или стажировку;
— самоанализ и самооценка учебного достижения.
В отдельную папку «Удостоверения и сертификаты» (электронный и бумажный вид) вкладываются документы, подтверждающие уровень или факт достижения. К подтверждающим документам относятся:
— итоговые документы, выдаваемые на курсах дополнительного образования (сертификаты, удостоверения, свидетельства, дипломы);
— грамоты, дипломы и другие виды наград за призовые места в культурных или спортивных мероприятиях.
4.4. Все графы Перечня ИОД следует заполнять подробно, формируя максимально полную информационную базу достижений.
База достижений будет служить студенту основой для составления резюме, а руководству колледжа – основой для составления рекомендательного письма наиболее успешным и перспективным студентам.
Самооценку достижений студент производит, используя критерии оценки образовательных достижений студента (Индекс ИОД), приведенные в «Перечне возможных образовательных индивидуальных достижений студента».
4.5.В разделе «Достижения в освоении основной образовательной программы» следует размещать все успехи в освоении основной образовательной программы.
При этом целесообразно фиксировать значительные достижения, например:
— получение рекомендации на продолжение обучения от членов ГАК при защите ВКР;
-курсовая работа выполнена по самостоятельно выбранной теме, отвечающей профессиональным интересам студента, и отмечена преподавателем-экзаменатором. (Подтверждается «Рецензией-рейтингом на курсовую работу»).
4.6. В разделе «Достижения в системе дополнительного образования» студент отмечает все виды дополнительных занятий, способствующих его профессиональному росту. При этом дополнительное образование студент может получить в колледже, в другом учебном заведении независимо от его статуса или на профессиональных тренингах.
В категорию «Дополнительное образование» включаются:
— общеобразовательные курсы различной продолжительностью;
— профессиональные курсы различной продолжительности;
— параллельное освоение образовательных программ различного уровня.
4.7. В раздел «Достижения в исследовательской и творческой деятельности» необходимо включать все виды участия в исследовательской деятельности колледжа.
Наиболее перспективный вид участия в НИРС – участие в разработке учебных продуктов (участие в разработке сценария коллективного тренинга по модулю дисциплины, обучающей компьютерной программы, тестовых баз, участие в их внедрении), участие в социологических и маркетинговых исследованиях колледжа, в различных конференциях, семинарах, конкурсах, олимпиадах.
4.8. Раздел «Достижения в общественной работе» наиболее разнообразен. В него включаются и различные виды творчества (самодеятельность, КВН, фестивали, конкурсы и др.), участие в различных формах студенческого самоуправления (студенческие советы, общества), спортивные и др. достижения. При этом необходимо отмечать степень своего участия в мероприятии (участник, призер, победитель), в общественном движении (исполнитель, руководитель).
Расчет индекса индивидуальных достижений
Студента (индекс ИОД)
5.1. В «Перечне возможных индивидуальных достижений студента» приведены критерии оценки каждого компонента достижения студента в баллах.
Суммарное количество баллов, подсчитанное студентом по завершению обучения, представляет собой индекс достижений выпускника колледжа.
Каждый студент может подводить итог своих достижений не только по завершению обучения, но и в конце семестра или в конце учебного года. Результаты сравнения своего индекса с индексами однокурсников, способствуют развитию созидательной соревновательности, позволяют настроить студента на повышение результативности достижений.
Минимальный индекс образовательных достижений, позволяющий студенту претендовать на получение рекомендательного письма от колледжа работодателю или образовательному учреждению для продолжения образования, должен составлять не менее 30 баллов. Максимальный индекс достижений не ограничивается
При этом средний балл успеваемости (СБу), являющийся основной составляющей индекса образовательных достижений, должен составлять не менее 4 баллов.
Максимальный средний балл успеваемости – 5.
5.2. Результаты, отраженные в портфолио, позволяют судить о готовности выпускника колледжа к успешной трудовой деятельности, его академическом развитии.
Приложение 1
Статьи к прочтению:
Индивидуальные индексы, практикум
Похожие статьи:
-
Перечень индивидуальных образовательных достижений
_________________________________________________ (фамилия, имя, отчество студента) № п/п Вид образовательныхдостижений Описаниеиндивидуальных…
-
Перечень возможных индивидуальных образовательных достижений студента
№ п/п Вид образовательных достижений Подтверждение уровня (факта) индивидуальных образовательных достижений Критерии оценки образовательных достижений…