В соответствии с содержанием специализации следует ознакомиться с требованиями ГОСТов по оформлению чертежей, необходимо научиться читать и оформлять чертежи по специализации.
Вопросы для самоконтроля
1. Каковы особенности выполнения чертежей и схем по специализации?
V. ЗАДАНИЯ НА КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ
Контрольная работа включает листы №_______ *
Первая контрольная работа выполняется на основании знаний, полученных при изучении тем: 1.2; 1.5, вторая — 5.2; 5.3; 5.4.
По первой контрольной работе студент должен выполнить 5 листов, по второй — 1 лист.
Вариант контрольной работы определяется по последней цифре шифра — номера личного дела студента. При окончании номера на «О» выполняется вариант № 10, при последней цифре «1» — вариант № 1 и т.д.
В установленные учебным графиком сроки студент направляет выполненную работу для проверки в учебное заведение. Контрольную работу следует выслать сложенной до формата А4 (297×210) и обязательно в полном комплекте.
После получения прорецензированной работы студенту необходимо исправить отмеченные ошибки, выполнить все указания преподавателя и повторить недостаточно усвоенный материал. Если контрольная работа не зачтена, то студент выполняет ее повторно.
Указать, какие темы включаются в первую и вторую контрольные работы, сколько листов должен выполнить студент по каждой работе.
Контрольная работа № 1
Лист 1-1 (формат A3)
Цель работы — научиться правильно писать чертежным шрифтом. Содержание работы: выполнить титульный лист (рис. 1-1) согласно ГОСТ 2.304—81.
Лист 1-2 (формат А4)
Цель работы — изучить правила деления окружности на равные части, методы построения сопряжений, основные правила нанесения размеров на чертежах; приобрести навыки работы с чертежными инструментами и оформления чертежа (рис. 1-2; рис. 1-3).
Содержание работы: выполнить контур детали применительно к своему варианту (рис. 1-4).
Методические указания
Деление окружности на равные части приведено на рис. 1-2. Задачу эту решают с помощью циркуля и угольников. Другой способ — это способ хорд. Длину хорды, которую откладывают на заданной окружности, определяют умножением ее на коэффициент к. Значения этого коэффициента приведены здесь для числа делений 10.
Построение сопряжений сводится к трем моментам: определение центра сопряжения; нахождение точек сопряжения; построение дуги сопряжения заданного радиуса. Для построения сопряжения должен быть известен один из элементов: радиус или точка сопряжения, два других элемента определяются графически. В практике чаще всего встречается первый случай: задан радиус сопряжения.
* Список листов, входящих в контрольную работу, составляет предметная (цикловая) комиссия учебного заведения.
Лист 1-3 (формат А4)
Цель работы — изучить проецирование геометрических тел в проекциях. Содержание работы и методические указания по ее выполнению
Согласно заданию на листе 1-3 требуется:
1. Начертить горизонтальную, фронтальную и профильную проекции геометрического тела и следы секущей плоскости. Размеры основания тела d, его высота h и угол а наклона секущей плоскости к оси тела приведены в табл. 1.
2. Построить проекции линий пересечения поверхности геометрического тела с проецирующей плоскостью, положение в пространстве которой указано в условии задачи.
3. Способом совмещения или перемены плоскостей проекций определить действительную величину фигуры сечения.
4. Построить развертку поверхности заданного тела. Сплошной основной линией обвести развертку той части поверхности геометрического тела, которая находится под секущей плоскостью, если секущая плоскость фронтально проецирующая, или за ней, если секущая плоскость горизонтально проецирующая.
5. Изобразить заданное тело и полученную линию сечения в прямоугольной изометрической или диметрической проекции.
Пример компоновки, выполнения и оформления листа 1-3 приведен на рис. 1-5. На листе чертежным шрифтом размера 5 напишите условия задачи. На чертеже нужно сохранить все линии построения, обведя их тонкой сплошной линией. Сплошной основной линией нужно обвести контуры той части геометрического тела, которая расположена ниже секущей плоскости или за ней. На всех чертежах и ортогональных проекциях, и на аксонометрическом изображении тела, и на развертке его поверхности нужно обозначить полученные в результате построений точки как принадлежащие искомой линии сечения, так и вспомогательные.
Лист 1-4 (формат A3)
Цель работы — научиться строить недостающую проекцию модели по двум заданным, проставить размеры на чертежах.
Содержание работы
Построить третье изображение детали по двум данным, дать разрезы, построить натуральный вид наклонного сечения, а также наглядное изображение детали в аксонометрической проекции. Пример выполнения работы дан на рис. 1-6, 1-7, индивидуальные задания — на рис. 1-8.
Методические указания
Выполняя задание, провести тонко линии видимого и невидимого контуров, построить третье изображение, построить разрезы и выполнить штриховку в разрезах. После этого следует построить натуральный вид наклонного сечения заданной фронтально проецирующей плоскостью («косое» сечение). Выполнить наглядное изображение детали в аксонометрической проекции.
Лист 1-5 (формат А4)
Цель работы — научиться строить изображения соединения деталей болтов. Содержание работы: начертить болтовое соединение.
Работа выполняется на листе формата А4 карандашом. Пример выполнения и компоновки листа приведен на рис. 1-9. В табл. 2 в зависимости от варианта задания
указан диаметр болта d. Соединяемые резьбовыми изделиями детали изображены на рис. 1-9. Размер L — толщина соединяемых болтом элементов подбирается в зависимости от номера варианта, используя значения, приведенные в табл. 2, и формулы — на рис. 1-9.
Методические указания
Приступая к выполнению листа 1-5 необходимо ознакомиться со стандартами на крепежные изделия — болты, гайки, шпильки, соединительные части для трубопроводов и т.п. Соединение деталей болтом и шпилькой требуется начертить в двух проекциях (фронтальный разрез и вид сверху) по размерам, показанным на рис. 1-9.
Эти размеры вычисляются в зависимости от заданного диаметра болта d и толщины L. Так, например, длину болта следует принять равной L +1,5 rf, округлив полученное значение до величины, кратной 5 мм при длине мм и кратной 10 мм при длине l80 мм.
Например, если заданы L = 50 мм и d = 16 мм, то l = 50 + 1,5 • 16 = 74 мм. Принимаем l = 75 мм.
Все другие размеры болта, гайки и шайбы, показанные на рис. 1-9, принимаются в зависимости от заданного значения диаметра болта на основе следующих соотношений:
Лист 1-5 рекомендуется выполнять в такой последовательности: сначала тонкими линиями начертить соединяемые болтом элементы, затем по указанным выше размерам изобразить болт. При этом обратите внимание на строгое соответствие заданным размерам d и d1 наружных и внутренних контуров резьбы как на стержне, так и в отверстии. На чертежах резьбовых соединений следует показать только те размеры, которые показаны на рис. 1-9.
Масштаб чертежей следует принять самостоятельно в соответствии с ГОСТ 2.302—68* с таким расчетом, чтобы эти чертежи разместились на листе формата А4 и лист был равномерно заполнен.
Контрольная работа№ 2
Цель работы — изучение условностей и порядка выполнения и оформления строительных чертежей, а также правильное чтение и составление таких чертежей.
Содержание работы
В состав задания входит вычерчивание: одного поэтажного плана здания в масштабе 1:100; разреза здания по лестничной клетке в масштабе 1:100; фасада здания в масштабе 1:100.
В качестве материала для наружных и внутренних стен принять кирпич (размером 250x120x65), для фундаментов — бетон, для покрытий — сборные бетонные плиты, для кровли — сталь.
Наружные стены принять толщиной в 2 кирпича, т.е. 150 мм, внутренние — 510 мм, внутренние капитальные — в 1,5 кирпича или 380 мм, перегородки (независимо от материала) — 100 мм.
Толщину междуэтажного перекрытия принять 320 мм.
Уклон кровли для стали 18° или 1/5… 1/6 высоты к перекрываемому пролету здания.
Работу выполняют на листе чертежной бумаги формата A3 (420×297) карандашом.
Пример выполнения задания дан на рис. 2-1, 2-2, 2-3.
Варианты заданий согласно табл. 3 представлены на рис. 2-4 — 2-15.
Методические указания
Задание по общестроительному чертежу представляет схематический чертеж плана здания, разреза и фасада. Студенту рекомендуется соблюдать такую последовательность при выполнении задания.
Вычерчивание здания должно быть начато с планов этажей, после чего выполняют разрез здания по лестничной клетке, затем чертится фасад.
Расположение видов (проекций) на чертеже и связь между ними выдерживается на основе обычных правил проектирования.
Размеры на строительных чертежах наносят на планах и разрезах в миллиметрах; уровни в разрезах — в метрах, на чертежах узлов — в миллиметрах, на генеральных планах — в метрах.
На плане показывают расположение помещений внутри зданий (планировка), места лестничных клеток, внутренних капитальных стен, перегородок и т.д. Необходимо следить за тем, чтобы на планах этажей совпадали координационные оси наружных и внутренних капитальных стен.
Все наружные и внутренние капитальные стены, а также отдельно стоящие опоры (колонны и столбы) должны иметь координационные оси. Оси стен должны иметь так называемую привязку.
Во внутренних несущих стенах и отдельно стоящих опорах координационные оси располагают по геометрическому центру сечения верхней части опор или верхней части стены.
В наружных стенах толщиной 510 мм координационная ось пройдет на расстоянии 100 мм от внутренней грани стены. В лестничных клетках внутренней гранью считается та, которая обращена в сторону лестничной клетки.
В габаритах плана необходимо нанести размеры всех помещений в чистоте, т.е. от стены до стены. Нанести толщину стен и перегородок, размеры проемов во внутренних стенах и перегородках. Показать привязку проемов к ближайщим стенам или координационным осям.
Разрезы назначают так, чтобы показать основные высоты здания. При наличии в здании лестничной клетки разрез делают обязательно по лестничному маршу с таким расчетом, чтобы линия разреза проходила по маршу лестницы.
В здании выполняют архитектурный разрез без показа конструкций, из которых строят здание.
На разрезе показывают все то, что непосредственно лежит в секущей плоскости, и все то, что находится на ней. На нем проставляют все необходимые размеры, характеризующие высоту помещений и отдельных элементов зданий. Внутренние размеры — внутри контура здания, наружные — за контуром.
Для обозначения уровней элементов в горизонтальном направлении применяют знак в виде стрелки с углом 90°. Стрелки обращены вершиной вниз или вверх и опираются на горизонтальную линию (выноску) того или иного уровня. Отметки, характеризующие высоту уровней, указывают в метрах с тремя знаками.
Плоскость, от которой берут начало отсчеты последующих уровней, обозначают нулевой отметкой «0,000». Плоскости, лежащие выше условной плоскости, принятой за нулевую, обозначают со знаком «плюс». Плоскости, лежащие ниже, обозначают со знаком «минус».
За нулевой уровень принимают чистый пол первого этажа, от которого и принимают другие высотные отметки.
В плане и разрезе стены (попавшие в разрез) не штрихуют. Внутренние стены и перегородки показывают толщиной принятого для возведения стен строительного материала в соответствующем масштабе. Помещение, где расположена лестница, должно быть в капитальных стенах.
Междуэтажное перекрытие показывают двумя линиями — линией пола второго этажа и линией потолка первого этажа; чердачное перекрытие — одной линией, линией потолка последнего этажа. Пол первого этажа показывают одной линией.
Карниз как необходимый переход от стены к кровле должен быть показан на чертеже.
Лестница состоит из маршей и площадок, вычерчиваемых на плане и разрезе. Марш представляет собой наклонную ступенчатую часть лестницы, соединяющую две площадки. Основной элемент марша — ступень, которая состоит из проступи (а) и подступенка (h) — высота, на которую поднимается человек за один шаг.
Согласно строительным нормам и правилам (СНиП) высота ступени — подступенок принимается не более 150 мм; ширина ступени — проступь — не менее 300 мм. Причем в одном марше допускается иметь не более 16 ступеней и не менее 3.
Для вычерчивания лестницы надо пользоваться следующими данными согласно СНиПу: ширина марша должна быть не менее 1200 мм, пожарное расстояние между маршами — 80… 120 мм, ширина лестничных площадок —не менее ширины марша.
В основу графической разбивки лестницы берется высота этажа от пола нижнего этажа до пола верхнего этажа.
Находим число подступенков, для чего делим высоту этажа на высоту подступенка, т.е. 3000 : 150 = 20. Получаем количество подступенков в двух маршах. В каждом марше должно быть четное число подступенков, так как маршей два; берем ближайшее четное число подступенков, т.е. 20.
Фасад на чертеже представляет собой фронтальную проекцию. Фасад строят как третью проекцию по двум данным (с плана и разреза). Его выполняют в масштабе плана (главный фасад).
Толщина линий при обводке чертежа может быть принята следующей: в разрезах и на фасаде линия земли — 0,8 мм; контуры элементов, попавших в разрез, — 0,6 мм; контур здания на фасаде и элементы, не попавшие в резрез, — 0,5 мм; рисунок переплетов —- 0,2 мм и все вспомогательные линии, как штриховые, размерные выносные и пр.
Статьи к прочтению:
ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ЛОГОПЕДАВ УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОСЧасть 2.
Похожие статьи:
-
Лабораторная работа№1 вставка и редактирование рисунков, схем и чертежей
Задание 1. Нарисуйте блок-схему решения квадратного уравнения Задание 2 Вставьте рисунок и текст. пример Тема 2.3. Табличный процессор Основные…
-
Для эскизов, схем, графиков и чертежей
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И….