После того, как ребенок научился различать карточку желаемого предмета, от карточки предмета, который он не заинтересован получить, обучение дискриминации стимулов переходит на следующий этап — выбор между двумя желаемыми предметами.
В данной процедуре применяется пошаговой обучение:
- 1. Перед ребенком поднос с двумя предметами, для получения которых у него высокая мотивация. И рядом с ребенком расположена коммуникационная книга, на которой две соответствующие карточки.
- 2. Когда ребенок протягивает карточку одного из предметов, следует протянуть ему поднос и дать выбрать соответствующий предмет.
- 3. Новая реакция, обучаемая на этом этапе — это выбор предмета соответствующего картинке. Как только ребенок дотрагивается до правильного предмета, следует сразу же его похвалить и позволить взять этот предмет. То, что ребенок выбирает предмет, о котором он попросил, является индикацией того, что ребенок использует карточку правильно.
- 4. Если ребенок пытается взять несоответствующий предмет, следует блокировать неправильную реакцию, и применить процедуру коррекции ошибки (описанную на предыдущем этапе).
Когда ребенок научился правильно различать карточки и выбирать соответствующие предметы, следует увеличивать уровень сложности, и добавлять дополнительные карточки. То есть, научить ребенка выбирать из 3-х предметов, 4-х, 5-ти, и так далее.
Окончательным этапом в обучении различия карточек является обучение ребенка выбирать необходимую карточку из коммуникационной книги. Для этого следует снять все карточки с обложки книги, и поместить одну или две карточки высоко-мотивационных стимулов на первую страницу. И потом книгу прикрыть. После этого следует показать ребенку один из предметов. Ребенок должен открыть книгу, достать соответствующую карточку и протянуть. Если он этого не делает — можно помочь ему с помощью физического направления, и постепенно убрать физическую подсказку.
Если карточки, которые использует ребенок, не помещаются на одной странице, следует добавить еще страницы. Если ребенок затрудняется перелистывать страницы, чтобы найти нужную карточку, можно снова применить физическую подсказку, и постепенно ее убрать.
РЕСS — четвертый этап
Основной целью четвертого этапа является усложнение реакции. Если раньше ребенок подавал только одну карточку, чтобы попросить желаемое действие или предмет, то теперь ребенок учится складывать несколько карточек в предложение. То есть, прикреплять в нужном порядке несколько карточек на полоску со скотчем, и подавать эту полоску.
Конечный результат, ожидаемый от ребенка, следующий — ребенок просит предметы, которые находятся либо не находятся в поле зрения, с помощью фразы, состоящей из нескольких слов. Он открывает книгу, находит символ Я хочу, наклеивает его на полоску, находит изображение предмета, наклеивает на полоску, отрывает полоску от книги, подходит к коммуникативному партнеру, и подает эту полоску. К концу данного этапа ребенок должен уметь использовать 20 или более различных карточек, и обращаться к различным партнерам.
Обучение на данном этапе происходит с помощью метода обучения цепочки поведения От конца к началу. Вся цепочка поведения разбивается на реакции:
- 1. Подойти к книге / доске
- 2. Выбрать символ Я хочу
- 3. Прикрепить символ Я хочу на полоску.
- 4. Выбрать карточку желаемого предмета.
- 5. Прикрепить карточку желаемого предмета на полоску.
- 6. Взять полоску.
- 7. Дать полоску коммуникативному партнеру.
После этого обучение начинается с последней реакции — ребенку помогают выполнить реакции 1-6 (без слов!!! с помощью физического направления), и на седьмой реакции начинается процесс уменьшения подсказки. После того, как ребенок научился самостоятельно выполнять последнюю реакцию, процесс уменьшения подсказки переходит на шестую реакцию. То есть, реакции 1-5 выполняются с подсказкой, на шестой реакции — уменьшается подсказка, и седьмую ребенок выполняет самостоятельно. И так далее — постепенно уменьшается подсказка для 5-той реакции, 6 и 7 – самостоятельно; постепенно уменьшается подсказка для 4-той реакции, 5, 6 и 7 – самостоятельно; постепенно уменьшается подсказка для 3-ей реакции, 4, 5, 6 и 7 — самостоятельно — пока ребенок не научится выполнять самостоятельно всю цепочку поведения.
Иногда, для того чтобы облегчить процесс обучения, символ Я хочу заранее прикрепляется на полоску, и ребенок учится только выбирать карточку желаемого предмета, и подавать полоску. А после того, как ребенок научился это делать — символ Я хочу убирается с полоски, и вкладывается в книгу. И уже тогда ребенок учится находить символ, наклеивать на полоску, находить карточку предмета — наклеивать на полоску и подавать полоску коммуникативному партнеру.
Символ Я хочу — в оригинальной версии программы РЕСS является рисунком, на котором изображена протянутая рука к кубу, и с подписью Я хочу. В домашних условия можно сфотографировать ребенка, протягивающего руку, или просто протянутую руку, и подписать Я хочу.
Статьи к прочтению:
АутизмABA терапия РЕСS третий этапШаг первыйMozilla Firefox
Похожие статьи:
-
Еще до того, как обучать ребенка первичным навыкам коммуникации с помощью системы РЕСS, следует основательно подготовиться к обучающему процессу. Ввиду…
-
Третий этап. нахождение базы пришельцев
Разгадывание Тайн. «Секретные материалы». Детективщина Детский день рождения «Истина где-то рядом» День рождения проводился в условиях квартиры для…