Сказочница: Сказка по лесу идёт, сказка за руку ведёт
Из реки выходит сказка, из трамвая, из ворот
Это что за хоровод? Это сказок хоровод!
Сказка — умница и прелесть, с нами рядышком идёт.
Чтобы, чтобы, чтобы снова добрый злого победил!
Чтобы добрый, чтобы злого, стать хорошим убедил.
В сказке солнышко горит, справедливость в нём царит!
Сказка – умница и прелесть, ей повсюду путь открыт!
Знаете ли вы сказки? Это выяснит наша игра. Я буду читать вам начало сказки, а вы по этому началу – зачину должны угадать, что это за сказка, дать ей полное название и указать имя автора.
I. «Начинает сказка сказываться»
- «Жили-были лиса да заяц. У лисицы была избенкаледяная, а у зайчика лубяная; пришла весна красна, у лисицы избушкарастаяла, а у зайчика стоит по-старому». (Русская народная сказка«Лиса, заяц и петух»).
- «Жили-были старик со старухой, у них была дочкада сынок маленький. Дочка, дочка», – говорит мать. «Мы пойдем на работу,принесем тебе булочку, а ты смотри за братцем Иванушкой». (Русскаянародная сказка «Гуси-Лебеди»).
- «В некотором царстве, в некотором государствежили-были старик и старуха, и было у них три сына. Младшего звалиИванушка. Жили они – не ленились, целый день трудились, пашню пахали дахлеба засевали». (Русская народная сказка «Иван-крестьянский сын ичудо-юдо»).
<ol>
– Вот мы с вами и выяснили, кто же лучше всех помнит зачины русских народных сказок. Но наш конкурс только начинается, и в дальнейшем могут отличиться те, кому не повезло в самом начале.
Вы внимательно читали, а сейчас должны внимательно выслушать вопрос и полно дать ответ (чтобы мы поняли). Подумайте, а после отвечайте. Дайте время подумать другим.
Каждый найдет себе вопрос по силам.
II. «Портретная галерея»
– Условия нового конкурса таковы: представьте себе, что мы с вами находимся в сказочной портретной галерее. Но портреты в ней не нарисованы красками и карандашами, а описаны словесно. Я сейчас вас познакомлю со словесными портретами героев наших любимых сказок. Вы должны назвать создателя этого портрета – автора сказки, дать её полное название и, конечно же, узнать героя сказки. Итак, по словесному портрету нам ответьте: кто же это?
- «Безобразнее коряги, нос изогнут, словнокрюк,
Ноги – как у раскоряги, и корявы сучьярук».
(Шурале. Сказка-поэма «Шурале».Габдулла Тукай).
- «Княжна-диво:
Под косой луна блестит,
А во лбу звезда горит,
А сама-то величава
Выступает, будто пава…»
(Царевна-Лебедь. А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»).
- «Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса,только румянца вовсе нет». (Снегурочка. Русская народная сказка).
- «На лазоревом платье – частые звезды, на голове –месяц, такая красавица – не вздумать, не взгадать, только в сказкесказать». (Василиса-премудрая. Русская народная сказка«Царевна-лягушка»).
- «На лошади с бубенчиком едет в лес по дровакрестьянин. Полушубок на нем старый да рваный, шапка худая, рукавицыдырявые». (Крестьянин. Два мороза. Русская народная сказка).
- «Девочка маленькая, такая хорошенькая. Девочкавсюду ходила в своей новой, нарядной красной шапочке». (Краснаяшапочка. Братья Гримм «Красная шапочка»).
III. «Сказочная почта»
Сказочница: Вот у нас появились новые знатоки сказок, которые героев сказочных знают хорошо. Посмотрим, как будут отвечать на следующие вопросы.
Ведь нам путь дальше, в сказку. И чем дальше, чем больше чудес. Вот, например, сказочная почта. Слышали о такой? Во многих сказках герои переписываются, получают друг от друга самые различные послания. У меня в руках сказочные письма сказочных героев. Вам нужно отгадать, кто и кому их послал, в какой сказке вы читали такое письмо.
Кто автор сказки?
Итак, я читаю вам сказочную корреспонденцию!
- «Приезжайте, доктор, в Африку скорей,
И спасите, доктор, наших малышей».
(Телеграмма от Гиппопотама доктору Айболиту. К.И.Чуковский«Айболит).
- «Не господин я твой, а послушный раб. Тымоя госпожа и всё, что тебе на ум придет, исполнять я буду сохотой». (Зверь лесной, чудо-морское – девице, купеческой дочери. С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»).
- «Травка зеленеет, солнышко блестит, а в нашихкоролевских садах распускаются весенние цветы. Посему повелеваем доставитьк новому году во дворец полную корзину подснежников. Того, кто исполнит нашу высочайшую волю, мы наградим по-королевски. Мы дадим емустолько золота, сколько поместится в его корзине, пожалуем ему бархатнуюшубу на седой лисе и позволим участвовать в нашем новогоднемкатании». (Королевский указ, который пишет Профессор под диктовкукоролевы. С.Я.Маршак «12 месяцев»).
– Надо сказать, что вы оказались неплохими почтальонами – письма по адресам разнесены правильно, сказочные телеграммы, указы разобрали. Одним словом, хорошо потрудились. Теперь можно и отдохнуть. Поэтому наш следующий конкурс вокалистов будет проходить в сказочном концертном зале.
IV. «Сказочный концертный зал»
– В сказках много певцов, кто только в них не поет: и медведи, и петухи, и волки, и коты. Вот, например, хитрая лиса выманивает песенкой петуха:
«Петушок, петушок, золотой гребешок,
Выгляни в окошко, дам тебе горошку».
А вот петушок спасает котика-братика:
«Стрень, грень, гусельки,
Золотые струнушки.
Дома ли лиса?
Выходи, лиса!»
– Вот эти певцы примут участие в нашем сегодняшнем необыкновенном концерте. Ваша задача: надо по песенке узнать героя сказки, её автора и название.
Итак, первый номер нашей концертной программы.
- «Я от бабушки ушел,
Я от дедушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
От медведя ушел,
И от тебя, лиса, нехитро уйти!»
(Колобок. Русская народная сказка «Колобок») - «Козлятушки, ребятушки,
Отопритеся, отворитеся.
Я коза, во бору была,
Ела траву шелковую,
Пила воду студеную».
(Коза. Русская народная сказка «Волк и лиса»). - «Сестрица моя, Алёнушка,
Выплынь, выплынь набережок.
Костры горят высокие,
Котлы кипят чугунные,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезать!»
(Козленочек, братец Иванушка). - Кто и в какой сказке «при честном, при всемнароде» поет песню «Во саду ли, в огороде». (Белка. А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»).
– Скоро сказка сказывается – не скоро дело делается. Далеко в сказку зашли участники нашей сказочной викторины, приустали, проголодались. Вот я и решила: объявляется обеденный перерыв. Но перерыв не простой – обед-то будет сказочный.
V. «Пир на весь мир»
– Наш вопрос: кто, кого и в какой сказке так угощает? Кто придумал такой обед – пир сказочный?
- «Наварила манной каши и размазала потарелке…
– Не обессудь, куманек, больше потчевать нечем!»
(Лиса журавля. Русская народная сказка «Лиса и журавль»).
- «Съешь моего ржаного пирожка…
– Не стану я ржаной пирог есть!
У моего батюшки и пшеничные не едаются!»
(Печка, девочка. Русская народная сказка «Гуси-Лебеди»).
- «Испекла каравай – рыхлый да мягкий,
Изукрасила каравай разными узорами мудреными.
По бокам города с дворцами,
Садами, да башнями – сверху птицы летучие,
Снизу – звери рыскучие».
(Василиса-Премудрая для царя. Русская народная сказка«Царевна-Лягушка»).
- «Замесила муку на сметане, состряпала колобок,изжарила в масле». (Старуха – старику. Русская народная сказка«Колобок»).
- «Приготовил он окрошку, налил в кувшин с узкимгорлышком, поставил на стол и угощает». (Журавль – лису. Русскаянародная сказка «Лиса и журавль»).
VI. «Кто в теремочке живёт?»
Вот мы с вами побывали на сказочном обеде, и, как полагается в сказке, у нас «по усам текло, а в рот не попало», но все равно никто, наверное, не скажет, он ушел с пира несолонохлебавши!
Ведь мы здесь ещё больше подружились со сказкой. И она вновь зовет и манит нас к себе. Давайте прогуляемся по сказочному царству-государству, зайдем в гости к сказочным героям. Догадайтесь: кто и в какой сказке живет по этому адресу?
Кто из писателей-сказочников поселил своих героев в этом доме?
- «Перед ним изба со светелкой,
С кирпичною беленою трубою,
С дубовыми тесовыми вороты».
(Изба жадной старухи. А.С.Пушкин «Сказка орыбаке и рыбке»).
- «Остров на море лежит,
Град на острове стоит,
С златоглавыми церквями,
С теремами да садами.
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом…»
(Остров Буян, княжество Гвидона. А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»).
– Наше путешествие в сказку закончено, но сказка всегда остается с нами, стоит только открыть книжку и прочитать: «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…»
Статьи к прочтению:
- Скопируйте формат второго слайда на третий и четвертый слайды.
- Скоростныеой показателиь работы микросхем памяти
Сказка по лесу идёт. Юнна Мориц. Читает (Эмилия)/Emilia reads a fairy tale. Second class.
Похожие статьи:
-
Сказки от 50 капризов или антикапризин
1. Не хочет засыпать В эту тему вошли три сказки: «Максим и сон», «Смелый мальчик и тётушка Ночь», «Сказка про кроватку». Подберите сказку, которая…
-
За окном темнело, наступал теплый весенний вечер. Воробьи устали драться и устало чирика-ли, пристраиваясь спать на ветках старой березы. Солнце…