Структура простейшей программы на языке паскаль

      Комментарии к записи Структура простейшей программы на языке паскаль отключены

Простейшая программа на Паскале схематически может быть изображена следующим образом:

Заголовок программы,

Описание меток; Описательная часть

Описание констант;

Описание переменных;

Begin

Ввод исходных данных;

Обработка исходных данных; Исполнительная часть

Вывод результата

End.

В описательной части задается имя программы, все метки и константы, которые будут использоваться в программе, а также идентификаторы и тин переменных.

Типы переменных: вещественный (real), целочисленный (integer), логический (boolean), литерный (char).

В программе какое-то из описаний может отсутствовать, но располагаются они в следующем порядке (Таблица 2.):

Таблица 2.

Разделы описательной части Паскаль — программы
Вид описания Синтаксис Пример
Заголовок программы Program имя программы; Program Omega;
Описание меток Label имена меток; Label 2, nil; XR;
Описание констант Const имя константы = значение; Const X=12.5, n=9;
Описание переменных Var имена переменных: тип, Var I, J, К: integer;X,Y,Z:real;

Операторы языка

Главной частью программы является ее исполнительная часть, то есть последовательность инструкций, которую должен выполнить компьютер Эти инструкции принято называть операторами.

Оператор присваивания

Типичной ситуацией в программировании является ситуация, когда вычисленное значение необходимо запомнить для его использования на последующих этапах вычислительного процесса. Такое запоминание достигается путем присваивания вычисленного значения некоторой переменной. Для задания такого действия служит оператор присваивания:

Имя переменной :=выражение;

Например:

Р:=0.125;

У:=0;

У:=У+0.5;

А:= 1.26 + Т-SQR(A*A);

Арифметическое выражение в правой части оператора присваивания составляется по правилам.

Операторы ввода-вывода

Для ввода данных и вывода результатов используются операторы ввода и вывода. Существует три типа операторов ввода-вывода (Таблица 3).

Таблица 3

Типы операторов ввода-вывода
Операторы ввода-вывода Пример Функции оператора
READ (b1,b2, …bn)WRITE (b1,b2, … bn) READ (a, b, с) WRITE (a, b, с) Считывает (записывает) значения а, b, с, оставаясь на той же строке после окончания считывания.
2. READLN (b1,b2 … bn)WRITELN (b1,b2.,.. bn) READLN (a, b, c) WRITELN (a, b, c) Считывает (записывает) значения а, b, с и переходит на началo следующей строки.
READLNWRITELNh1,h2,.. bn — имена значений переменных, подлежащих вводу (выводу) Пропустит строку и перейдет на начало новой.

Вводить можно целые, действительные, символьные данные, а выводить и логические. Ввод логических данных не допускается. Существует и форматный способ вывода (Таблица 4).

Для вывода требуемой информации на принтер, необходимо во второй строке программы поместить надпись Uses printer, а в нужный оператор вывода сразу после скобки — lst, например Write (lst, а, b, с);.

Таблица 4

Статьи к прочтению:

Урок1. Структура программы на языке Паскаль


Похожие статьи:

  • Структура программ на языке turbopascal

    ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА С А П Р И Г О Ш И Н А Л. В. М Е Т О Д И Ч Е С К О Е П О С О Б И Е по курсу Алгоритмические языки и…

  • Структура программы на языке си

    Программа на языке Си определяется как совокупность одного или нескольких модулей. Модулем является самостоятельно компилируемый файл. Модуль содержит…