Сведения из школьной библиотеки.

      Комментарии к записи Сведения из школьной библиотеки. отключены

Книга, компьютер и телевизор в доме

Цель:

  • актуализировать проблему теле- и компьютерной зависимости детей;
  • содействовать воспитанию любви к чтению у школьников и родителей;
  • дать рекомендации по санитарно-гигиеническим требованиям при работе с книгой, компьютером, при просмотре телепередач.

Оборудование: картинки с изображением 4 времен года.

Предварительная работа:

1. Проведение анкетирования с детьми.

Вопросы анкеты:

1) Если тебе предоставить свободное время, ты выберешь:

а) книгу;

б) компьютер;

в) телевизор.

2) Последняя (не учебная) книга, которую ты прочитал.

3) Любимая телепередача.

4) Чем ты чаще всего занимаешься за компьютером?

5) Как ты считаешь, что полезнее:

а) книга;

б) компьютер;

в) телевизор.

6) Что вреднее? Почему?

7) Чем чаще всего тебе предлагают заняться родители в свободное время?

2. Анализ читательских формуляров детей из школьной библиотеки.

Оформление доски:

«Современная цивилизация – обмен ценностей на удобства»

С. Лем

Ход собрания

Вызов.

Чудесами техники в наше время уже давно никого не удивишь. Удивляться скорее можно тому, как человек может все эти чудеса выносить. По мнению польских мыслителей, «величайшее чудо цивилизации – создание существа, которое в состоянии её вынести». И если взрослые относятся к новинкам техники иногда с опаской, выборочно: кто-то ещё не умеет работать на компьютере, кому-то мобильный телефон страшно взять в руки, то для наших детей эти вещи просты, обычны и интересны.

Так, наверное, и должно быть, ведь им и жить приходится в совершенно другое время, в других условиях.

Мозговой штурм.

Что вы можете назвать из новинок цивилизации, что в своё время было не у всех родителей, а теперь является обычной вещью для детей?

Ответы родителей выносятся на доску.

– компьютер;

– мобильный телефон;

– микроволновая печь;

– видеокамера;

– видеомагнитофон и т. д.

Наши дети пользуются всеми этими благами с огромным удовольствием, задача взрослых – сделать так, чтобы одни чудеса не вытесняли другие, а взаимодополняли.

Осмысление.

Родителям на отдельных листочках предлагается ответить на вопросы мини-анкеты.

1. Чем чаще всего вы предлагаете заняться детям в свободное время:

а) посмотреть телевизор;

б) почитать книгу;

в) поиграть на компьютере.

2.Чем бы вы лично предпочли заняться при наличии свободного времени?

Деление на группы.

Родители делятся на 4 группы по дате рождения в зависимости от времени года. Каждая группа усаживается за стол, на котором находится картинка с изображением определённого сезона.

Каждая группа получает задание:

«Какой негатив и что положительного несёт в себе …»?

1-я группа (зима) телевизор.

2-я группа (весна) компьютер.

3-я группа (лето) мобильный телефон.

4-я группа (осень) книга.

Во время работы групп классный руководитель обрабатывает родительские анкеты. Ответы родителей соотносятся с ответами детей (вопросы 1 и 7 детской анкеты).

Презентация работы групп.

Телевизор

+
Есть познавательные каналы, которые даютинформацию из различных областей знаний Сбивается режим дня ребёнка при длительном сиденииу экрана
Иногда показываютдобрые детские сказки и хорошие мультфильмы Ухудшается зрение
Занимает свободное время ребёнка Иногда дети без разрешения взрослых смотрят«плохое кино». Особенно опасными для еще не сформировавшейся детской психикиявляются сцены агрессии, жестокости и насилия
Иногда «сидение» у телевизора является сменойвидов деятельности За просмотром телепередач дети забывают о чтении
Формируется культура речи В лексиконе появляются некоторые «взрослые»словечки
Формируется культура внешнего вида Телевизионная программа – калейдоскоп звуков иобразов. Пытаясь уследить за ними и разобраться в них,ребенок тратитмного сил. При этом телевизионные передачи вызывают не просто усталость, аперевозбуждение. В результате дети плохо спят, становятся неуравновешенными,беспокойными, хуже учатся
Развивается воображение, эмоциональная сфера У ребенка может возникнуть самая настоящаязависимость, страсть к телевидению, замещение им всех остальных ценностей,которое называют телеманией

Знакомство с результатами анкетирования детей(вопрос 3).

По мнению многих родителей, как только ребенок переступает порог дома, телевизор становится его полновластным хозяином, вплоть до прихода родителей с работы. Телевидение давно стало частью жизни детей.

Статистика, о которой следует задуматься родителям:

Две трети современных детей в возрасте от 6 до 12 лет смотряттелевизоры ежедневно;

50 % детейсмотрят телепередачи подряд, безо всякого выбора и исключений;

25 % детей в возрасте от 6 до 10 летсмотрят одни и те же телепередачи от 5 до 40 раз подряд;

35 % ребят ввозрасте от 6 до 12 лет приопределении рейтинга использования свободного времени на первое место поставили телевизор, исключив при этомзанятия спортом, прогулки на воздухе, общение с семьей.

Что же делать, если ребенок уже «заболел» телеманией? Прежде всего, заменить телевизор собой. То есть, выключив экран, не отправлять ребенка делать уроки или гулять, а заняться чем-нибудь вместе с ним. Причем это «что-нибудь» должно быть ему интересно. Вспомните, что ребенок просил до того, как начал смотреть телевизор. Может быть, он звал вас на горку или просил поиграть в прятки?

Рекомендации для родителей.

1. Старайтесь не превращать телевизор в неизменного участника семейных ритуалов: обедов и ужинов, разговоров перед сном.

2. Задумайтесь о роли телевидения в своей собственной жизни. Если оно давно вытеснило друзей, интересные поездки и стало вашим хобби, наивно предполагать, что ребенок избежит той же участи. В этом случае, затевая борьбу с экраном, прежде всего, начните с самих себя.

3. Будьте избирательны при выборе телевизионных программ, не смотрите все подряд, этим вы подадите хороший пример своему ребенку. Обсуждайте с детьми все, что происходит на экране, высказывайте свою точку зрения, выслушивайте мнение сына или дочери. И от такого времяпрепровождения вам и вашему ребенку будет польза и радость!

4. Помните, что влияние телевидения на психику детей отличается от влияния на психику взрослого. Детьми легко управлять, манипулируя их эмоциями и чувствами.

Компьютер

+
Возможность быстрого поиска нужной информации в Интернете Много бесполезных игр агрессивного содержания,которые вызывают эмоциональную неустойчивость, раздражительность
Формируется умение «писать» электронные документы Дети долго играют на компьютере (нет времени наобщение, прогулки на воздухе)
Наличие компьютерных обучающих программ Ухудшается зрение
Чем быстрее ребёнок печатает на клавиатурекомпьютера, тем быстрее он читает Портится осанка
Ребёнок, владеющий компьютером, идёт в ногу современем Развивается компьютерная зависимость
Через «сеть» можно найти друзей, единомышленникови общаться с ним на рас-стоянии Воздействует вредное излучение
Не всегда можно проконтролировать, на каком сайте«завис» ребёнок

Сегодня жизнь без компьютера представить себе уже невозможно. И полностью лишать ребёнка компьютера тоже нельзя. Иначе он будет чувствовать себя неполноценным и ущербным в среде своих сверстников.

Если ребёнок просиживает за компьютером не более часа в день, при этом ведёт динамичный образ жизни, активно участвует во всех семейных делах, обладает хорошим аппетитом и не конфликтует в школе, тогда всё в порядке.

Если же ваш ребёнок предпочитает движению и спорту сидение за компьютером, если он грубо и неадекватно реагирует на разумные ограничения времени его занятий за компьютером, если он вообще не желает выходить из дому, то стоит задуматься.

Санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к работе на компьютере:

1. Монитор должен находиться на расстоянии 70 см от глаз.

2. На монитор не должен падать очень яркий свет.

3. Для работы за компьютером у ребёнка должно быть отведено определённое время (не более 40 минут в день).

4. При работе за компьютером необходимо делать перерывы (переводить взгляд с монитора на отдалённые и близкие предметы).

Знакомство с результатами анкетирования детей(вопрос 4).

Мобильный телефон

+
Ребёнок приобщается к высоким технологиям Развивается телефонная зависимость
В телефоне есть калькулятор, календарь, можнопоставить напоминание, быстро найти нужный телефон Дети пользуются телефонами во время уроков,отвлекаясь и не слушая учителя
В случае необходимости быстро связаться сродителями Мобильный телефон иногда предмет зависти детей
Расходуютсяденежные средства родителей (иногда немалые)
Если не отрегулировать громкость звука, можнонавредить детскому слуху
Иногда телефон может являться объектом краж

По статистике, у 45,7 % детей есть мобильные телефоны. Конечно, доля дошколят в этих подсчётах невелика, но к первому классу мобильники имеют уже около 14 % детей. И эти цифры постоянно растут.

Как относиться к просьбам вашего чада о мобильном телефоне? Сначала определитесь сами, насколько телефон нужен ребёнку. Конечно, если у вашего малыша плотный график занятий, а члены вашей семьи постоянно заняты на работе, тогда телефон поможет вам скоординировать ваш семейный «оркестр».

Но такие ситуации встречаются достаточно редко. Чаще малыши страстно желают обладать мобильником, чтобы скачивать мелодии, картинки, звонить друг другу и хвастаться перед товарищами.

Вопросы для обсуждения:

– Нужно ли контролировать телефонные звонки и сообщения детей?

– Каким образом это можно сделать?

Книга

+
Расширяет кругозор Чтение при плохом освещении и в неправильной позеснижает остроту зрения
При регулярном чтении улучшается скорость чтения Большое количество книг в доме приводит кскоплению пыли
Организуется досуг детей В современных книгах много нелитературной лексики
Коллективное чтение сплачивает семью Иногда можно наблюдать чтение ребёнком книг безразбора (несоответствие литературы возрасту)
Развивается культура речи

Часто бывает так, что ребёнок знает все буквы, может читать, но не хочет. Родители негодуют: «Неужели тебе не хочется самому почитать книгу»? И тогда в ход идёт принуждение: «Почитай ещё хоть строчку. Пока не прочитаешь страницу, не буду с тобой играть и т. д.».

Ситуации для обсуждения.

Как же родители могут повлиять на желание ребёнка больше читать?

Как сделать так, чтобы процесс чтения был для детей личной необходимостью?

Воспользуйтесь следующими советами:

  • в доме должны быть книги – и у взрослых, и у детей, так как «дом без книг подобен телу, лишенному души». Истина, которая была известна древним римлянам. Книги должны быть разнообразными и необходимыми. На полках необходимо разместить: книги-справочники, научно-популярную литературу, любимые в семье книги для взрослых и детей.
  • практикуйте семейное чтение;
  • анализируйте вместе прочитанные книги;
  • воспитывайте у ребёнка бережное отношение к книгам (вместе ремонтируйте книги);
  • запишите ребёнка в общественную библиотеку;
  • вместе покупайте книги;
  • торжественно измеряйте скорость чтения ребёнка в присутствии всех членов семьи;
  • можно использовать режим «щадящего» чтения (первую строчку текста читает ребёнок, вторую строчку – родитель).

Знакомство с результатами анкетирования(вопросы 5, 6).

Сведения из школьной библиотеки.

Итог.

«Пессимист видит трудности в каждой возможности, а оптимист – возможность в каждой трудности».

Мы желаем вам оптимизма, извлекайте как можно больше возможностей из всех трудностей, которые нам создаёт цивилизация. Здоровья и счастья вам и вашим детям – самому главному достижению цивилизации.

Статьи к прочтению:

Весёлый двоечник, Валентин Постников#1 аудиосказка онлайн


Похожие статьи: