Учебно-методическое обеспечение. создание и редактирование тв-текстов

      Комментарии к записи Учебно-методическое обеспечение. создание и редактирование тв-текстов отключены

Создание и редактирование ТВ-текстов

Цикл ФГОС ВПО — спецкурс

Специальность(направление) Код специальности(направления) Форма обучения (очная, очно-заочная, заочная)
Издательское дело и редактирование Очная

Программа дисциплины «Создание и редактирование ТВ-текстов»

Разработана:

Малышевой Еленой Григорьевной, доцентом кафедры стилистики и языка массовых коммуникаций, кандидатом филологических наук

Программа рассмотрена и утверждена на ученого совета филологического факультета

(протокол № ______ от «_____» _____________ 2011 г.)

Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования РФ.

Декан факультета филологии

и медиакоммуникаций Иссерс О.С.

  1. Распределение общего объема часов по видам учебной работы
Курс Семестр Объем часов (по видам работы)
Аудиторные занятия Самостоятельная работа студентов
Всего В том числе Всего В том числе
Лекции Практические занятия Семинары Лабораторные занятия Другие виды занятий Курсовая работа(проект) реферат Индивидуальные задания Другие виды СРС

Общая трудоемкость дисциплины – 48 часов.

Формы промежуточного контроля — самостоятельные творческие задания, подготовка рефератов, конспектов.

Форма итогового контроля – зачет.

2. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины

Целямиизучения спецкурса «Создание и редактирование ТВ-текстов» являются следующие:

— овладение системой теоретических знаний, касающихся специфики телевизионной и радийной речи, речевого оформления телевизионного текста;

— овладение системой теоретических знаний относительно жанрового своеобразия телеречи;

— овладение системой теоретических знаний относительно своеобразия телевизионных средств выразительности;

— усвоение правил построения и оформления вербального компонента телевизионного текста, учитывающих жанровую, коммуникативную, прагмастилистическую специфику телевидения;

— получение практических навыков написания телевизионных текстов в базовых для этого вида коммуникации жанрах;

— получение практических навыков редактирования телевизионных текстов в базовых для этого вида коммуникации жанрах.

Место дисциплины в структуре ООП вуза

Теоретические разделы, изучаемые в соответствующем курсе, коррелируют с такими общепрофессиональными и специальными дисциплинами, как современный русский язык, теория текста, общее редактирование, редактирование текстов СМИ. Поэтому освоение данного курса необходимо начинать с курсов «Современный русский язык» и «Теория текста», поскольку именно при изучении этих дисциплин создается теоретическая и практическая база для усвоения последующих прикладных дисциплин издательского дела и редактирования. В связи со сказанным выше очевидно, что дисциплина «Создание и редактирование ТВ-текстов» должна изучаться после того, как освоены базовые теоретические и часть прикладных курсов программы подготовки издателей и редакторов. При этом целесообразно читать спецкурс в 7-8 семестрах.

Для изучения курса «Создание и редактирование ТВ-текстов» студентам необходимо, во-первых, знание дисциплины «Современный русский язык», а во-вторых, усвоение программы дисциплин «Теория текста», «Редактирование».

Тематический план

Раздел дисциплины, содержание Объем часов (по видам работы)
Аудиторные занятия Самостоятельная работа студентов
Всего в том числе Всего в том числе
Лекции Практические занятия Лабораторные занятия Другие виды занятий Курсовая работа (проект) Индивидуальные задания Другие виды СРС (Реферат)
Телевизионная картина мира. Телевизионный текст как разновидность креолизованного текста
Особенности телевизионной коммуникации
Специфика телевизионных средств выразительности
Речевые особенности телевизионного текста
Жанры телевизионного текста

Формы промежуточного контроля — самостоятельные творческие задания, подготовка рефератов, конспектов.

Форма итогового контроля – зачет.

4. Содержание дисциплины

4.1. Темы лекционных занятий

1.Телевизионная картина мира. Телевизионный текст как разновидность креолизованного текста. Специфика телевизионной картины мира. Когнитивные функции телевидения. Понятие телевизионного текста и телевизионного дискурса.

2. Особенности телевизионной коммуникации. Модель телевизионной коммуникации. Специфика телевизионного общения. Стратегии и тактики телевизионной речи.

3. Специфика телевизионных средств выразительности. Основные виды и функции монтажа. Изобразительно-выразительные средства телевидения. Видеометафора. Видеометонимия. Видеориторические фигуры.

5. Речевые особенности телевизионного текста. Специфика и правила построения телевизионной речи. Типичные ошибки в телевизионной речи.

6. Жанровая специфика современного телевизионного текста. Новые телевизионные жанры.

5. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Основной формой итогового контроля является зачет (седьмой семестр).

Формами текущего и промежуточного контроля являются самостоятельные творческие задания, написание рефератов, контрольные работы по написанию и редакторской правке телевизионного и радийного текста, выступление на коллоквиуме.

Требования к выполнению самостоятельных творческих заданий: следование методологическим указаниям, самостоятельное выполнение, творческий подход, оригинальность выполнения, умение (если нужно) работать в команде.

Требования к выполнению контрольных работ: самостоятельная работа предполагает знакомство со справочными материалами, рекомендованной литературой, ее осмысление и конспектирование, а также выполнение различных индивидуальных заданий, сформулированных преподавателем.

1. Темы самостоятельных творческих заданий, контрольных работ и рефератов:

Задание 1. Анализ сценарного плана передачи:

Реконструировать сценарный план предложенного телевизионного сюжета/телевизионной программы по образцу.

Охарактеризовать специфику соотношения различных элементов в данном креолизованном тексте.

Указать достоинства и недостатки такого соотношения.

Описать, какие виды монтажа и какие изобразительно-выразительные средства использовал автор телетекста, оценить уместность использования этих средств.

Задание 2. Анализ и правка текста телевизионного сюжета.

Задание 3. Подготовка рефератов и сообщений по теме «Специфика новостной телевизионной программы».

Задание 4. Конспектирование предложенной литературы и подготовка рефератов на тему «Новые телевизионные жанры».

Задание 5. Самостоятельная творческая работа на тему «Модель и структура телевизионной новостной программы. Верстка и ранжирование новостей»:

В течение информационного дня проследить на примере двух телевизионных каналов (одного — федерального и одного — регионального), как осуществляется вёрстка и ранжирование новостей. Запишите порядок выхода новостей в эфир.

Проанализировать, какие жанры новостной тележурналистики использованы в выпуске, охарактеризуйте жанровое своеобразие федеральных и региональных информационных выпусков.

Описать композицию информационной программы, способы связи сюжетов, логичность и уместность переходов от одной новости к другой и пр.

Высказать своё мнение о целесообразности, точности ранжирования новостей и вёрстке новостных программ.

Предложить свои варианты вёрстки, ранжирования, шпигелей, подводок, деления на блоки и т.д.

Задание 6. Самостоятельная творческая работа на тему «Речевой портрет телеведущего»

Проанализировать поведение и речевой облик какого-либо телевизионного ведущего по следующему плану:

1.Каково первое впечатление от образа данного ведущего на экране (внешний вид, взгляд, поза, осанка, особенности мимики, жестов и пр.)?

2.Какой способ самоподачи избран ведущим и насколько он оправдан в рамках программы данного жанра?

3.Какую социальную роль, по вашему мнению, исполняет данный ведущий в рамках данной программы (по степени официальности, по месту в иерархии, по характеру воздействия)?

4.Влияет ли образ этого ведущего и его манера подачи информации на ваше восприятие? Насколько вообще данная программа зависит от личностных качеств этого или других ведущих?

5.Каковы особенности речевого поведения ведущего? Охарактеризуйте его интонацию, тембр голоса, темп речи, эмоциональность речи.

6.Проанализируйте специфику устной публичной речи ведущего, с точки зрения грамматической правильности, языкового разнообразия, смысловой точности и наличия модальных смыслов.

7. Проанализируйте устную публичную речь телеведущего данного программы с точки зрения жанровой специфики телепередачи.

Задание 7. Комплексный анализ телевизионного текста.

Задание 8. Редакторский анализ предложенного телевизионного текста.

Требования к разным формам контроля:

Промежуточный контроль:

— самостоятельные творческие задания: от студента требуется в течение семестра письменное выполнение самостоятельных творческих заданий в полном объеме, с привлечением рекомендуемой основной и дополнительной литературы, лекционного и справочного материала; активное обсуждение творческих работ на зачетном занятии.

— рефераты и выступления на зачете: от студента требуется качественное выполнение реферата, подготовка устного сообщения по материалам реферата на зачетном занятии.

Итоговый контроль:

Зачет по дисциплине «Создание и редактирование ТВ-текстов» складывается из трех составляющих: посещение лекций (не более 3 пропусков); оценка сданных самостоятельных творческих занятий; оценка реферата и сообщения по его теме на зачетном занятии.

Исходя из особенностей изученного курса приоритетная роль в выставлении итоговой оценки отводится заданиям творческого характера.

Критерии оценки на зачете:

u оценка «зачтено» ставится в том случае, если студент в установленные сроки сдал все самостоятельные творческие задания, письменный текст реферата; выступил с сообщением по теме реферата на зачетном занятии.

u оценка «не зачтено» ставится в том случае, если студент не сдал в установленные сроки все самостоятельные творческие задания, или сдал их не в полном объеме, или не справился с выполнением самостоятельных творческих заданий; не сдал в установленные сроки реферат и/или не выступил с сообщением по теме реферата на зачетном занятии.

Учебно-методическое обеспечение

Литература

Основная

1. Абросимова Е.А., Малышева Е.Г. Жанровая и прагмастилистическая специфика телевизионного и радийного текста // Современный медиатекст: Учебное пособие. Часть 2. Глава 2. Омск :Изд-во полиграфического центра «Татьяна», 2011.

2. Багиров Э.Г., Борецкий Р.А., Юровский А.Я. Основы телевизионной журналистики. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Изд-во МГУ, 1987. 238 с.

3. Бернштейн С.И. Язык радио. М., 1977. 46 с.

4. Бурдье П. О телевидении и журналистике. М. : Фонд «Прагматика культуры», 2002. 159 с.

5. Ворошилов В.В. Журналистика. Учебник. 3-е издание. СПб. : Изд-во Михайлова В.А., 2001. 447 с.

6. Зверева Н.В. Школа тележурналиста. Нижний Новгород : Издательский дом Минакова, 2009. 272 с.

7. Дэннис Э., Мэррилл Д. Беседы о масс-медиа. М. : Российско-американский пресс-центр. Издательство «Вагриус», 1997. 384 с.

8. Ким М.Н. Жанры современной журналистики. Монография. СПб. : Изд-во Михайлова В.А., 2004. 336 с.

9. Ким М.Н. Новостная журналистика: Учебник. СПб. : Изд-во Михайлова В.А., 2005. 352 с.

10. Кэрролл В. Новости на ТВ. М. : Мир, 2000. 285 с.

11. Лазарева Э.А. Речь журналиста на телевидении. Учебное пособие. Екатеринбург : Изд-во «Уральский университет», 2000. 89 с.

12. Смирнов В.В. Жанры радиожурналистики: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности «Журналистика». М. : Аспект Пресс, 2002. 288 с.

13. Телевизионная журналистика: Учебник. 3-е издание, переработанное и дополненное / Ред. Г. В. Кузнецов, В. Л. Цвик, А. Я. Юровский. М. : Изд-во Моск. ун-та : Изд-во «Высшая школа», 2002. 304 с.

14. Цвик В.Л. Телевизионная журналистика: история, теория, практика: Учебное пособие. М. : Аспект Пресс, 2004. 382 с.

15. Шерель А.А. Радиожурналистика. Учебное пособие для вузов. М. : Изд-во Моск. ун-та, 2000 / URL: http://evartist.narod.ru/text5/44.htm.

Дополнительная

16. Васильева Л.А. Делаем новости. М. : Аспект Пресс, 2002. 190 с.

17. Горюнова Н.Л. Художественно-выразительные средства экрана. Учебное пособие. М. : Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 2000 / http://lib.rus.ec/b/207790.

18. Григорова Л.В. Язык радиорепортажа: традиции и тенденции // Журналистика: информационное пространство. Краснодар. 2004. № 4. С. 39–43.

19. Ким М. Н. Технология создания журналистского произведения. Учебное пособие. СПб. : Изд-во Михайлова В.А., 2001. 320 с. / URL: http://evartist.narod.ru/text/71.htm.

20. Ким М.Н. Репортаж: технология жанра: Учебное пособие. СПб. : Изд-во Михайлова В.А., 2005. 224 с.

21. Кузнецов Г.В. ТВ-журналистика: критерии профессионализма. М. : Изд. РИП-холдинг, 2004. 222 с.

22. Лаптева О.А. Живая русская речь с телеэкрана: Разговорный пласт телевизионной речи в нормативном аспекте. М. : Высшая школа, 2003. 520 с.

23. Лукина М. Технология интервью. Учебное пособие. М. : Аспект Пресс, 2003. 191 с.

24. Майданова Л.М., Калганова С.О. Практическая стилистика жанров СМИ : Учебное пособие. Екатеринбург : Гуманитарный ун-т, 2006. 336 с.

25. Новиков К.Ю. Радиорепортер и радиорепортаж в XXI веке. М. : Издательство «ВК», 2006. 88 с.

26. Саруханов В. А. Азбука телевидения. М. : Аспект Пресс, 2002. 221 с.

27. Светана С.В. Телевизионная речь. Функции и структура. М. : Изд-во МГУ, 1976. 152 с.

28. Сенкевич М.П. Культура радио- и телевизионной речи. М. : Высшая школа, 1997. 94 с.

29. Хорвиц Р. Руководство для начинающих радиовещателей = Local radio handbook. М. : Магистр, 1992. 132 с.

30. Цвик В.Л., Назарова Я.В. Телевизионные новости России. М. : Аспект Пресс, 2002. 205 с.

Статьи к прочтению:

Создание Пеннивайза \


Похожие статьи: