Учебно-методическое обеспечение учителя

      Комментарии к записи Учебно-методическое обеспечение учителя отключены

1.Коровина В.Я. Литература. Рабочие программы.5-9 кл. – М.: Просвещение, 2011

2.Н.В. Беляева. Уроки литературы в 7 классе. Поурочные разработки: пособие для учителей общеобразоват.организаций/Н.В. Беляева. – М.:Просвещение, 2013 г.

3. Литература. 7 класс. Планирование учебной деятельности. Рабочие программы . Тематическое планирование. Образовательные задачи. Универсальные учебные действия. Система уроков по учебнику В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.И. Коровина 7 класс. /авт.-сост. О.В. Чермашенцева и др. – Волгоград: Учитель, 2014г. (пособия издательства «Учитель» допущены к использованию в образовательном процессе Приказом Министерства образования и науки РФ № 16 от 16.01.2012г.

Критерии оценивания

Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится также на основании сочинений и других письменных проверочных работ (ответ на вопрос, реферат и др.). Являясь составной частью системы работы по литературе, они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развития речи. Объем сочинений должен быть примерно таким:

Класс Количествотетрадных страниц
V- 1 – 1,5
VI — 1,5 – 2
VII — 2 – 2,5
VIII — 2,5 – 3
IХ — 3 – 4
X — 4– 5
XI — 5– 7

Уменьшение объема сочинения против примерных норм не влияет на отметку за содержание, если оно отвечает требованиям, предъявляемым для соответствующей оценки, также как превышение объема не ведет к повышению отметки.

Любое сочинение проверяется в течение 3 дней в 7 классe и оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая за грамотность.

В 7 классе оценка за содержание и речь относится к литературе, вторая — к русскому языку.

Оценка устных ответов

  • При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

1.Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.

2. Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.

3. Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.

4. Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых классе и

прочитанных самостоятельно.

5. Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи и общественной борьбой.

6.Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам ( VII класс : 120—130 слов в минуту, считая это средней скоростью в последующих классах)

В соответствии с этим:

Отметкой «5»оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно—эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (9—11 кл.); свободное владение монологической литературной речью.

Отметкой «4»оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно—эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью. Однако допускается 1-2 неточности

Отметкой «3»оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснять взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно—художественного содержания произведения; знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса

Отметкой «2»оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно—эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Оценка сочинения

1. Указанный объем сочинений является примерным потому, что объем ученического текста зависит от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся. их общего развития и почерка.

2. Сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая — за соблюдение орфографических и пунктуационных норм. Первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

3. Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

3.1.соответствие работы ученика теме и основной мысли;

3.2.полнота раскрытия темы;

3.3.правильность фактического материала;

3.4.последовательность изложения.

4. При оценке речевого оформления сочинений учитывается: разнообразие словаря и грамматического строя речи; стилевое единство и выразительность речи; число языковых ошибок и стилистических недочетов.

5. Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок (Нормы оценки знании, умений и навыков учащихся по русскому языку).

Отметка Основные критерии отметки
Содержание и речь Грамотность
«5» 1. Содержание работыполностью соответствует теме. 2. Фактическиеошибки отсутствуют. 3. Содержание излагается последовательно. 4. Работа отличаетсябогатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций,точностью словоупотребления. 5. Достигнутостилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и1-2 речевых недочетов. Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная,или 1 грамматическая ошибка.

«4» 1. Содержание работыв основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 2. Содержание восновном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3. Имеютсянезначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4. Лексический играмматический строй речи достаточно разнообразен. 5. Стиль работыотличает единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов всодержании и не более 3-4 речевых недочетов. Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационныеошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационныеошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматическиеошибки.
«3» 1. В работе допущены существенные отклонения от темы. 2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактическиенеточности. 3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. 4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции,встречается неправильное словоупотребление. 5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов всодержании и 5 речевых недочетов. Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационныеошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматическиеошибки.
«2» 1. Работа не соответствует теме. 2. Допущено много фактических неточностей. 3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы,отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениямисо слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильногословоупотребления. 5. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до7 речевых недочетов. Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационныхошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также7 грамматических ошибок.

Примечание: 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки 4 на одну, а для отметки 3 на две единицы. Например, при оценке грамотности 4 ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2-3-2. 2-2-3; 3 ставится при соотношениях: 6-4-4. 4-6-4, 4-4-6. При выставлении отметки 5 превышение объема сочинения не принимается во внимание.

3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям сочинение написано удовлетворительно.

4. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях (Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку).

Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по литературе.

Оценивание устных ответов обучающихся

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

1. Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;

2. Умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев

3. Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;

4. Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

5. Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;

6. Уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.

2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

3. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.

3. Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» — 90 – 100 %;

«4» — 78 – 89 %;

«3» — 60 – 77 %;

«2»- менее 59 %.

Статьи к прочтению:

Методическое сопровождение учителей математики: дидактические, наглядные, учебные пособия


Похожие статьи: