Ответственный за разработку программы информационной безопасности должен свыкнуться с мыслью, что это не проект «один размер на всех». В некоторой степени данный тренинг нуждается в выработке специфических требований для отдельных групп сотрудников, участвующих в делопроизводстве. В то время как описанные в главе 16 политики безопасности применимы ко всем без исключения работникам, другие уникальны. По минимуму, большинство компаний должно иметь в своем арсенале тренинги для следующих групп персонала: менеджеры, IT?сотрудники, пользователи ПК, обслуживающий персонал, администраторы и их ассистенты, техники связи, охранники. (Смотри деление полиции по роду занятий в главе 16.)
Начнем с персонала отдела технической безопасности: удивительно надеяться на неопытность в компьютерах и на ограниченность его сотрудников, которые не будут, как вам кажется, входить в контакт с другими компьютерами компании и экспериментировать – обычно это упускается из внимания при подготовке программы этого типа. Также социнженер может убедить охрану или другого работника впустить его в здание, или офис, или предоставить доступ, результатом которого станет компьютерное проникновение. Проще говоря – взлом. Пока охранники конечно не нуждаются в прохождении полного курса тренировочной программы, которая необходима персоналу, непосредственно работающему с компьютерами, но и они недолжны быть забыты.
В корпоративном мире существует несколько положений о том, чему должны быть обучены все сотрудники. Они одновременно и важны, и скучны, что присуще безопасности. Действительно хорошая программа по повышению информационной безопасности должна как информировать, так и захватывать внимание, рождать энтузиазм у обучающихся.
Целью должна стать увлекательная, интерактивная программа. Технические приемы обучения должны включать демонстрацию социнженерии с помощью игры по ролям; обзорные медиа?отчеты о последних атаках на других менее удачливых конкурентов и обсуждения путей предотвращения потери информации; просмотр специальных видео?материалов по безопасности, которые непосредственно вводят в курс и обучают одновременно. Такие материалы всегда можно найти в компаниях, занимающихся обеспечением информационной безопасности.
Заметка:
Для тех компаний, которые не имеют средств для самостоятельной разработки программы информационной безопасности существуют компании, предоставляющие данную услугу. Их можно найти на одной из выставочных площадок, например на http://www.secureworldexpo.com .
Истории в этой книге представляют собой огромное количество материала для объяснения методов и тактик социальной инженерии, поднятия уровня осведомленности и демонстрации уязвимостей человеческой натуры. Можно полагать, что использование этих историй даст необходимую базу для ролевых игр. Истории также являются яркими темами для оживленных дискуссий о том, как жертвы должны действовать, чтобы предотвратить успешную атаку.
Грамотные разработчики и преподаватели данных тренингов найдут множество трудностей, но также множество возможностей оживить учебный процесс, заставить окружающих стать его частью.
Структура тренинга
В своей основе обучающая программа должна быть спроектирована таким образом, чтобы посещалась всеми сотрудниками. Новые служащие должны посещать тренинг как часть первоначального ознакомления и знакомства с новым местом работы. Я рекомендую вообще не допускать сотрудника до работы с компьютерами, пока он не ознакомится с основами программы информационной безопасности.
Для начала я рекомендую занятие, посвященное внештатным ситуациям и системе оповещений. Пока бОльшая часть материала еще впереди, ознакомление с набором коротких важных сообщений значительно облегчит восприятие на полудневных и полнодневных занятиях, когда людям сложно усвоить такое количество материла.
Особое значение первого занятия будет в выражении особой роли гармонии, которая будет царить в компании, пока все руководствуются данной программой. Более важным, нежели обучающие тренировки, будет мотивация, побуждающая сотрудников принять персональную ответственность за безопасность.
В ситуациях, когда некоторые работники не могут посещать общие занятия, компания должна прибегнуть к иным формам обучения, таким как видео, компьютерные программы, онлайн?курсы или печатные материалы.
После короткого вводного занятия остальные более длинные уроки должны быть спланированы таким образом, чтобы все работники внимательно ознакомились со слабыми местами и техниками атак, которые могут применяться конкретно к ним соответственно занимаемым местам в компании. Необходимо раз в год проводить занятия для повторения и освежения данных правил. Природа угроз и методов использования людей постоянно меняются, поэтому весь материал программы должен постоянно обновляться. Более того, осведомленность и бдительность людей со временем ослабляется, поэтому тренинги должны повторяться через определенные промежутки времени. Особое значение имеет здесь убеждение рабочих в важности политик безопасности и мотивация следовать им, чем демонстрация специфических угроз и методов социнженерии.
Менеджеры должны бать готовы к трате времени на своих подчиненных, чтобы помочь им вникнуть и самим поучаствовать в процессе обучения. Сотрудники далеко не будут довольны, если им придется посещать занятия в нерабочее время. Это стоит учитывать и при ознакомлении с положениями новых сотрудников – они должны иметь достаточно свободного времени, чтобы освоиться со своими рабочими обязанностями.
Сотрудники, получающие повышение с доступом к важной информации несомненно должны пройти тренинг соответственно их новым обязанностям. Например, когда оператор ПК становится системным администратором, или секретарь переходит на должность ассистента администратора – тренинг необходим.
Содержание тренировочной программы
В своей основе все атаки социнженеров опираются на обман. Жертва руководствуется верой в то, что атакующий – сотрудник или вышестоящий чиновник, авторизованный для получения важной информации, или человек, который вправе инструктировать жертву по работе с компьютером или сопутствующим оборудованием. Почти все эти атаки срываются, если жертва просто делает 2 шага:
Идентификация личности делающего запрос: действительно ли он тот, за кого себя выдает?
Авторизован ли этот человек: знает ли он необходимую дополнительную информацию и соответствует ли его уровень доступа сделанному запросу?
Заметка:
Так как одних тренировок недостаточно, используйте технологии безопасности, где только возможно, чтобы создать надежно защищенную систему. Это подразумевает, что безопасность, обеспечиваемая технологиями, измеряется, скорее, действиями отдельно взятых рабочих. Например, когда операционная система настроена на предотвращение закачек программ из Интернета, или когда выбирается короткий, легко отгадываемый пароль.
Если занятия по повышению осведомленности и общего уровня безопасности могут изменить поведение каждого сотрудника, что они будут тщательно проверять каждый запрос, исходя из положений программы. Следовательно, риск подвергнуться атаке социнженера резко падает.
Практическая информация тренинга по безопасности, описывающего черты человеческого характера и связанные с ними аспекты социнженерии, должна включать:
Описание того, как атакующий использует навыки социнженерии для обмана людей.
Описание методов, используемых социнженером для достижения цели.
Как предупреждать возможные атаки с использованием социальной инженерии.
Процедуру обработки подозрительных запросов.
Куда сообщать о попытках или удачных атаках.
Важность проверки того, кто делает подозрительный запрос, не считаясь с должностью или важностью.
Факт в том, что сотрудники не должны безоговорочно верить кому?то без надлежащей проверки, даже если первым побуждением будет сразу дать ответ.
Важность идентификации и проверки авторизованности кого?либо, кто делает запрос для получения информации или выполнения какого?либо действия с вашей стороны (см. «Процедуры проверки и авторизации», гл. 16, для способов проверки личности).
Процедуры защиты важной информации, включая любые данные для о системе ее хранения.
Положение политик и процедур безопасности компании и их важность в защите информации и корпоративной информационной системы.
Аннотация ключевых политик безопасности и их назначение. Например, каждый работник должен быть проинструктирован, как выбирать сложные для подбора взломщиком пароли.
Обязанности каждого работника следовать политикам и важность «несговорчивости».
Социальная инженерия по определению включает в себя некоторые виды человеческого взаимодействия. Атакующий будет очень часто использовать разные коммуникационные методы и технологии, чтобы достичь цели. По этой причине полноценная программа осведомленности должна включать в себя:
Политики безопасности для паролей компьютеров и голосовой почты.
Процедуры предоставления важной информации и материалов.
Политику использования электронной почты, включая защиту от удаленных атак с помощью вирусов, червей и «троянов».
Ношение бейджей как метод физической защиты.
Специальные меры в отношении людей, не носящих визиток?бейджей.
Практику использования голосовой почты наиболее безопасным образом.
Классификацию информации и меры для защиты особенно важной.
Установление оптимального уровня защиты для важных документов и медиа?данных, которые ее содержат, а также материалов, содержавших важную, но уже не актуальную, информацию, т.е. архивы.
Также, если компания планирует использовать тестирование с инсценированным проникновением, чтобы проверить свои сильные и слабые места во время атак с использованием социнженерии, то об этом следует предупредить сотрудников заранее. Дайте им знать, что в любое время может поступить телефонный звонок или запрос любым иным способом, используемым атакующим, который является частью теста. Используйте результаты этого теста не для паники, а для усиления слабых мест в защите.
Детали каждого из этих пунктов будут рассмотрены в главе 16.
Тестирование
Ваша компания может захотеть проверить уровень подготовки сотрудников, приобретенный благодаря тренировочной программе по повышению осведомленности, до того, как их допустят к работе с компьютерной системой. Если тест выстроен последовательно, то множество программ, оценивающих действия сотрудников, помогут выявить и усилить бреши в защите.
Также ваша компания может ввести сертификацию при прохождении данного теста, что будет являться дополнительным и наглядным стимулом для рабочих.
На обязательном завершающем этапе программы следует получить подпись в соглашении следовать установленным политикам и принципам поведения от каждого служащего. Ответственность, которую каждый берет на себя, подписав соглашение, помогает избегать в работе сомнений – поступить, как просят, или как установлено политикой безопасности.
Поддержание бдительности
Большинство людей знает, что интерес к обучению даже важным навыкам потухает со временем, разгораясь периодически. Поэтому жизненно важно поддерживать интерес сотрудников к изучению предмета безопасности и защиты от атак постоянно.
Один из методов сохранять безопасность основой мышления работника заключается в том, чтобы сделать информационную безопасность своеобразной работой, обязанностью каждого на производстве. Это ободряет сотрудника, потому что он чувствует себя одной из частей слаженного механизма безопасности компании. С другой стороны здесь существует сильная тенденция «безопасность – не моя работа, мне за нее не платят».
Если основная ответственность за информационную программу безопасности, обычно лежит на сотруднике отдела безопасности или отдела информационных технологий, то разработку такой системы лучше вести совместно со специальным отделом проведения тренинга.
Программа по поддержанию бдительности должна быть как можно более интерактивной и использовать любые доступные каналы для передачи сообщений, помогающих сотрудникам постоянно помнить о хороших привычках безопасности. Методы должны использовать все доступные традиционные каналы + особенные способы, которые разработчики программ только смогут придумать. К примеру, реклама, юмор и вредные советы – традиционные способы. Использование различных слов и написаний одних и тех же сообщений?напоминаний предохраняет их от назойливости и последующего игнорирования.
Список возможных действий для выполнения этой программы может включать:
Предоставление копий этой книги всем сотрудникам.
Информационные статьи, рассылки, напоминания, календари и даже комиксы.
Публикацию наиболее надежного работника месяца.
Специальные плакаты в рабочих помещениях.
Доски объявлений.
Печатные вкладыши в конвертах с зарплатой.
Рассылки с напоминаниями по электронной почте.
Хранители экрана и экранные заставки с напоминаниями.
Вещание напоминаний через голосовую почту.
Специальные наклейки на телефонах. Например: «Звонящий действительно тот, за кого себя выдает?»
Системные сообщения в компьютерной сети. Пример: при входе в систему под своим логином пользователь видит сообщение: «Если Вы пересылаете конфиденциальную информация по Email, не забудьте зашифровать ее!»
Постановку вопроса безопасности одним из постоянных на собраниях, пятиминутках и т.д.
Использование локальной сети для напоминаний в картинках, анекдотах и в виде любой другой информации, которая сможет заинтересовать пользователя и прочитать текст.
Электронные табло в общественных местах, например, в кафетерии, с часто обновляемой информацией о положениях политик безопасности.
Распространение буклетов и брошюр.
Изобретение трюков, таких как печения с предсказаниями с напоминаниями о безопасности вместо загадочных слов о будущем.
Вывод: напоминания должны быть своевременными и постоянными.
«Зачем мне все это?»
Для расширения тренинга я рекомендую активную яркую программу вознаграждений. Вы должны объявлять сотрудникам, кто отличился, выявив и предотвратив атаку социнженера или добился большого успеха в освоении программы безопасности и осведомленности. Существование такой программы поощрения должно подчеркиваться на каждом мероприятии, посвященном тренингу, а взломы должны быть широко освещены и разобраны внутри компании.
Но есть и другая сторона монеты: люди должны понимать, что нарушение политик безопасности и установленных процедур, халатность наказуемы. Все мы делаем ошибки, но взломы не должны повторяться.
Статьи к прочтению:
Руководитель как наставник. Тренинг для управляющих аптечными учреждения. Часть 1.
Похожие статьи:
-
Разработка тренинга в соответствии с потребностями людей
Выяснение потребностей клиента будет обсуждаться на страницах этой книги позже (см. главу 3). Но помимо них вы должны учитывать и индивидуальные…
-
На предприятиях, в учреждениях, организациях
Д О Г О В О Р На проведение практики обучающихся Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения Высшего профессионального…