Виды интерфейса пользователя эс

      Комментарии к записи Виды интерфейса пользователя эс отключены

1) Взаимодействие на основе меню.

При этом виде взаимодействия пользователь выбирает позицию или пункт из списка возможных выборов для того, чтобы функция была выполнена.

Меню появляются в логическом порядке, начиная с главного меню и продвигаясь к локальным меню.

Меню может оказаться утомительным и продолжительным по времени, когда анализируются сложные ситуации, т.к. это может потребовать несколько меню для построения или использования системы и пользователь должен будет перемещаться назад и вперед.

2) Командный язык.

При этом виде взаимодействия, пользователь вводит команды. Многие команды включают комбинации глагол-существительное. Команды могут также вводиться голосом. Другим способом упрощения команд является использование макросов.

3) Вопросно-ответный вид интерфейса.

Начинается с вопросов компьютера пользователю. Пользователь отвечает на вопросы фразой или предложением (или выбором пункта меню). В некоторых вариациях данного вида порядок вопросов может быть обратным, то есть пользователь задает вопросы, а компьютер дает ответы.

4) Естественный язык.

Взаимодействие человек – компьютер, которое подобно диалогу человека с человеком называется естественным языком. Сегодня диалог на естественном языке выполняется главным образом посредством клавиатуры.

Также уже возможно проводить подобный диалог с использованием голоса для ввода и вывода информации. Основным ограничением использования естественного языка является по существу неспособность компьютера понимать естественный язык. Однако достижения ИИ приводят к все большему развитию данного вида диалога.

Естественно-языковый интерфейс используется для:

• доступа к интеллектуальным базам данных;

• контекстного поиска документальной текстовой информации;

• голосового ввода команд в системах управления;

• машинного перевода с иностранных языков.

5) Графический пользовательский интерфейс.

В графическом пользовательском интерфейсе объекты обычно представляются как пиктограммы и пользователь непосредственно ими манипулирует. Все современные операционные системы компьютеров и их приложения исключительно основаны на графике.

Обратимся к таблице 1.2 – кратко характеризующей рассмотренные стадии.

Таблица 1.2. Переход от прототипа к промышленной экспертной системе

Этапы развития прототипа Функциональность прототипа (краткая характеристика)
Демонстрационный прототип ЭС Система решает часть задач, демонстрируя жизнеспособность подхода
Исследовательский прототип ЭС Система решает большинство задач, но неустойчива в работе и не полностью проверена
Действующий прототип ЭС Система надежно решает все задачи на реальных примерах, но для сложной задачи требует много времени и памяти
Промышленная система Система обеспечивает высокое качество решений при минимизации требуемого времени и памяти; переписывается с использованием более эффективных средств представления знаний
Коммерческая система Промышленная система, пригодная к продаже, хорошо документирована и снабжена сервисом

В настоящее время выделяются следующие этапы проектирования ЭС:

Э — эксперт; А — аналитик (инженер по знаниям); П — программист; Польз — пользователь.

На втором этапе проводится содержательный анализ проблемной области, выявляются используемые понятия, определяются методы решения задач.

На третьем этапе происходит выявление взаимосвязей между основными понятиями проблемной области и упорядочение полученных знаний в определенную структуру.

На этапе формализации определяются способы представления знаний, способы интерпретации знаний, оценивается адекватность методов решений, средств представления и манипулирования знаниями.

На этапе реализации проотипа происходит наполнение базы знаний экспертной системы и разбаботка основных узлов будущей программы.

получения или структурирования знаний.

Рассмотрим основные типы задач, решаемых при помощи экспертных систем:

• Интерпретация данных – это одна из традиционных задач для экспертных систем. Под интерпретацией понимается определение смысла данных, результаты которого должны быть согласованными и корректными.

Примеры существующих ЭС: SIAP (обнаружение и идентификация
различных типов океанских судов), АВТАНТЕСТ, МИКРОЛЮШЕР
(определение основных свойств личности по результатам психодиагностического тестирования).

• Диагностика– это обнаружение неисправности в некоторой системе. Трактовка неисправности как отклонения от нормы позволяет с единых теоретических позиций рассматривать и неисправность оборудования в технических системах, и заболевания живых организмов, и всевозможные природные аномалии.

Примеры существующих ЭС: ANGY (диагностика и терапия сужения коронарных сосудов), CRIB (диагностика ошибок в аппаратуре и математическом обеспечении компьютера).

• Мониторинг – это непрерывная интерпретация данных в реальном масштабе времени и сигнализация о выходе тех или иных параметров за допустимые пределы. Главные проблемы – «пропуск тревожной ситуации» и инверсная задача «ложного» срабатывания. Сложность этих проблем состоит в размытости симптомов тревожных ситуаций и необходимости учета временного контекста.

Примеры существующих ЭС: СПРИНТ (контроль над работой электростанций), REACTOR (помощь диспетчерам атомного реактора), FALCON (контроль аварийных датчиков на химическом заводе).

• Проектирование состоит в подготовке спецификаций на создание «объектов» с заранее определенными свойствами. Под спецификацией понимается весь набор необходимых документов – чертеж, пояснительная записка и т.д.

Примеры существующих ЭС: XCON (проектирование конфигураций ЭВМ), CADHELP (проектирование БИС), SYN (синтез электрических цепей).

• Прогнозирование – это логический вывод вероятных следствий из заданных ситуаций. В прогнозирующей системе обычно используется параметрическая динамическая модель, в которой значения параметров «подгоняются» под заданную ситуацию. Выводимые из этой модели следствия оставляют основу для прогнозов с вероятностными оценками.

Примеры существующих ЭС: WILLARD (предсказание погоды), PLANT
(оценки будущего урожая), ECON (экономические прогнозы).

• Планирование – нахождение планов действий для объектов, способных выполнять некоторые функции. В таких ЭС используются модели поведения реальных объектов с тем, чтобы логически вывести последствия планируемой деятельности.

Примеры существующих ЭС: STRIPS (планирование поведения робота), ISIS (планирование промышленных заказов), MOLGFN (планирование эксперимента).

• Обучение – процесс диагностирования ошибки при изучении какой-либо дисциплины с помощью компьютера и подсказки правильного решения.

Такие системы аккумулируют знания о гипотетическом «ученике» и его характерных ошибках, а затем в ходе работы способны диагностировать слабости в знаниях обучаемых и находить соответствующие средства их ликвидации. Кроме того, они планируют процесс общения с учеником в зависимости от успехов ученика с целью передачи знаний.

Примеры существующих ЭС: PROUST (обучение языку программирования Pascal); обучение языку программирования LISP в системе Учитель LISP.

  • Управление. Под управлением понимается функция организованной системы, поддерживающая определенный режим деятельности. Такого рода ЭС осуществляют управление поведением сложных систем в соответствии с заданными спецификациями.

Например: помощь в управлении газовой котельной — GAS; управление системой календарного планирования Project Assistant и др.

  • Поддержка принятия решений — совокупность процедур, обеспечивающая принимающего решения индивидуума необходимой информацией и рекомендациями, облегчающими процесс принятия решения. Эти ЭС помогают специалистам выбрать и/или сформировать нужную альтернативу среди множества выборов при принятии ответственных решений.

Например: выбор стратегии выхода фирмы из кризисной ситуации — CRYSIS; помощь в выборе страховой компании или инвестора — CHOICE и др.

Статьи к прочтению:

Дизайн интерфейса пользователя UI UX DESIGN


Похожие статьи: