Информационнаядеятельность человека– это деятельность,связанная с процессами получения, преобразования, накопления и передачи информации.
Все люди в своей жизни занимаются информационнойдеятельностью (получают письма, читают книги, хранят фото- и видеоархивы,разговаривают по телефону, решают задачи, разгадывают кроссворды и т. п.);для многих она является профессиональной.
Тысячелетиями предметами труда людей былиматериальные объекты. Все орудия труда от каменного топора до первой паровоймашины, электромотора или токарного станка были связаны с обработкой вещества, использованием и преобразованием энергии. Вместе с тем человечеству всегда приходилосьрешать задачи управления, накопления, обработки и передачи информации, опыта,знания. Возникали группы людей, чья профессия связана исключительно с информационнойдеятельностью. В древности это были, например,жрецы, летописцы, затем — ученые и т.д.
По мере развития общества постоянно расширялся круглюдей, чья профессиональная деятельность была связана с обработкой инакоплением информации. Постоянно рос и объем человеческих знаний, опыта, авместе с ним количество книг, рукописей и других письменных документов.Появилась необходимость создания специальных хранилищ этих документов — библиотек, архивов. Информацию, содержащуюся в книгах и другихдокументах, необходимо было не просто хранить, а упорядочивать,систематизировать. Так возникли библиотечные классификаторы,предметные и алфавитные каталоги и другие средства систематизации книг и документов, появилисьпрофессии библиотекаря, архивариуса.
В результате научно-технического прогрессачеловечество создавало все новые средства и способы сбора (запись звуковойинформации с помощью микрофона, фотоаппарат, кинокамера), хранения (бумага,фотопленка, грампластинки, магнитная пленка), передачи информации (телефон,телеграф, радио, телевидение, спутники). Но важнейшее в информационныхпроцессах — обработка и целенаправленное преобразование информации —осуществлялось до недавнего времени исключительно человеком.
Вместе с тем постоянное совершенствование техники,производства привело к резкому возрастанию объема информации, которой приходитсяоперировать человеку в процессе его профессиональной деятельности.
Во второй половине XX века выпуск научно-техническойпечатной продукции стал подобен нарастающей лавине. Ни отдельный человек, ниспециальные организации, созданные для обработки поступающей информации, немогли не только освоить весь информационный поток, но и оперативно находить внем то, что требовалось для тех или иных работ. Сложилась парадоксальнаяситуация, когда для получения нужной информации легче и дешевле было провестиисследования заново, чем разыскать ее в научной литературе. Информационная система,основанная на бумажных носителях, переросла свои возможности. Назрел информационныйкризис, т. е. ситуация, когда информационный потоктак увеличился, что стал недоступен обработке в приемлемое время.
Можно сказать, что нам, живущим на рубеже веков итысячелетий, повезло стать свидетелями грандиозных изменений на нашей роднойпланете. И результатом этих изменений стало ускорение появлениязнаний. Информационный поток буквальнообрушивается на нас. Если первое удвоение общего количества знаний на Землепроизошло за период от рубежа нашей эры до 1750 года, то второе удвоениеслучилось уже за 150 лет, к началу двадцатого столетия, а третье — за 50 лет– к 1950 году.
В дальнейшем объемы знаний удваивались еще болеестремительными темпами: до 1970 года — на протяжении 10 лет, после 1970 года— каждые 5 лет, а с 1991 года — ежегодно! По сути, мы живем в обществе, гдемогущество любой страны определяется ее информационным потенциалом ивозможностью быстро обеспечить необходимыми и надежными сведениями всех, ктов них заинтересован.
Выходом из создавшейся ситуации явилось изобретениеэлектронно-вычислительных машин (ЭВМ) и персональных компьютеров, созданиетелекоммуникационной инфраструктуры (баз данных и сетей разных типов).
Но к современным техническим средствам работы синформацией относятся не только компьютеры, но и другие устройства,обеспечивающие ее передачу, обработку и хранение:
- сетевое оборудование: модемы, кабели, сетевыеадаптеры;
- аналого-цифровые и цифро-аналоговыепреобразователи;
- цифровые фото- и видеокамеры, цифровые диктофоны;
- записывающие устройства (CD-R, CD-RW, DVD-RW идр.);
- полиграфическое оборудование;
- цифровые музыкальные студии;
- медицинское оборудование для УЗИ и томографии;
- сканеры в архивах, библиотеках, магазинах, на экзаменахи избирательных участках;
- ТВ-тюнеры для подачи телевизионного сигнала вкомпьютер;
- плоттеры и различные принтеры;
- мультимедийные проекторы;
- флэш-память, используемая также в плеерах ифотоаппаратах;
- мобильные телефоны.
Кроме персональных компьютеров существуют мощныевычислительные системы для решения сложных научно-технических и оборонныхзадач, обработки огромных баз данных, работы телекоммуникационных сетей(Интернет):
- многопроцессорные системы параллельной обработкиданных (управление сложными технологическими процессами);
- серверы в глобальной компьютерной сети,управляющие работой и хранящие огромный объем информации;
- специальные компьютеры дляпроектно-конструкторских работ (проектирование самолетов и космическихкораблей, мостов и зданий и пр.).
Все перечисленные технические средства и системыпредназначены для работы синформационными ресурсами (ИР) в различных отраслях экономики. Внастоящее время компьютеры прочно вошли в жизнь современного человека, широкоприменяются в производстве, проектно-конструкторских работах, бизнесе имногих других отраслях.
Компьютеры в производстве используются на всехэтапах: от конструирования отдельных деталей изделия, его дизайна до сборки ипродажи. Система автоматизированного производства (САПР) позволяет создаватьчертежи, сразу получая общий вид объекта, управлять станками по изготовлениюдеталей. Гибкая производственная система (ГПС) позволяет быстро реагироватьна изменение рыночной ситуации, оперативно расширять или сворачивать производствоизделия или заменять его другим. Легкость перевода конвейера на выпуск новойпродукции дает возможность производить множество различных моделей изделия.Компьютеры позволяют быстро обрабатывать информацию от различных датчиков, втом числе от автоматизированной охраны, от датчиков температуры длярегулирования расходов энергии на отопление, от банкоматов, регистрирующихрасход денег клиентами, от сложной системы томографа, позволяющей «увидеть»внутреннее строение органов человека и правильно поставить диагноз.
Компьютер находится на рабочем столе специалисталюбой профессии. Он позволяет связаться с любой точкой земного шара,подсоединиться к фондам крупных библиотек не выходя из дома, использоватьмощные информационные системы — энциклопедии, изучать новые науки иприобретать различные навыки с помощью обучающих программ и тренажеров.Модельеру он помогает разрабатывать выкройки, издателю компоновать текст ииллюстрации, художнику — создавать новые картины, а композитору — музыку.Дорогостоящий эксперимент может быть полностью просчитан и имитирован накомпьютере.
Разработка способов и методов представленияинформации, технологии решения задач с использованием компьютеров, сталаважным аспектом деятельности людей многих профессий. Можно выделить несколькоосновных направлений, где информационная деятельность связана с компьютерами.
Таблица. Применение технических средств иинформационных ресурсов в профессиональной деятельности
Областьдеятельности | Профессия | Техническиесредства | Информационныересурсы |
Средствамассовой информации | Журналисты | Телевидение,радио, телекоммуникации, компьютеры, компьютерные сети | Интернет,электронная почта, библиотеки, архивы |
Почта,телеграф, телефония | Служащие,инженеры | Телеграф,телефон, компьютерные сети | Базы данных |
Наука | Ученые | Телекоммуникации,компьютеры, компьютерные сети | Библиотеки,архивы, базы данных, экспертные системы, Интернет |
Техника | Инженеры | Телекоммуникации,компьютеры, компьютерные сети | Системыавтоматизированного проектирования (САПР), библиотеки, патенты, базыданных, экспертные системы, Интернет |
Управление | Менеджеры | Информационныесистемы, телекоммуникации, компьютеры, компьютерные сети | Базыданных, экспертные системы |
Образование | Преподаватели | Информационныесистемы, телекоммуникации, компьютеры, компьютерные сети | Библиотеки,Интернет |
Искусство | Писатели,художники, музыканты, дизайнеры | Компьютерыи устройства ввод/вывода информации, аудио- и видеосистемы, системымультимедиа, телекоммуникации, компьютеры, компьютерные сети | Библиотеки,музеи, Интернет |
Современные автомобили оснащены бортовымикомпьютерами и системой датчиков, через которые осуществляется контроль иуправление работой двигателя и системами автомобиля.
В процессе эксплуатации автомобиля нарушаютсянекоторые параметры, которые влияют на мощность, экономичность ибезопасность.
Наиболее достоверную информацию о техническомсостоянии автомобиля можно получить, используя компьютерную диагностику,смысл которой заключается в обработке данных бортового компьютера диагностическимкомпьютером. Кроме того, микропроцессоры используются в навигационных иохранных системах, которыми оснащены современные автомобили.
Дата добавления: 2014-
Статьи к прочтению:
- Выход из редактора формул. для выхода из редактора щелкните в любом месте в окне документа за пределами рамки с уравнением.
- Выход из текстового документа word
Информационная деятельность человека
Похожие статьи:
-
Информационные технологии в профессиональной деятельности
Новая информационная технология — информационная технология с дружественным интерфейсом работы пользователя, использующая персональные компьютеры и…
-
Тема 2. технические средства реализации информационных процессов.
Тема 1. Понятие информации. Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации. Информацией называют сведения о тех или…