Вопрос 3. особенности формирования ассортимента товаров в оптовой и розничной торговле.

      Комментарии к записи Вопрос 3. особенности формирования ассортимента товаров в оптовой и розничной торговле. отключены

Формирование ассортимента товаров — это сложный и непрерывный процесс, основная цель которого заключается в наиболее полном удовлетворении потребностей населения в товарах при обеспечении прибыльности работы торгового предприятия.

Формирование ассортимента товаров заключается в определении его широты и глубины.

Широта ассортимента определяется количеством товарных групп, а его глубина — количеством видов и разновидностей товаров внутри каждой группы.

В оптовой торговле формирование ассортимента происходит с учетом товарной специализации и функций, выполняемых предприятием торговли.

Например, на складах сезонного хранения ассортимент может быть ограничен одной группой или видом товара (овощи, крупы). Подсортировочно-распределительные склады, предназначенные для снабжения магазинов и других оптовых покупателей товарами широкого ассортимента, строят свою ассортиментную политику в зависимости от имеющейся площади хранения товаров, прогнозируемого товарооборота, возможностей по закупке товаров.

Коммерческими службами оптовых предприятий могут разрабатываться примерные ассортиментные перечни, в которых указывается, какие товары постоянно должны быть на складах. Контроль соответствия фактического ассортимента указанному в перечне должен вестись постоянно.

Ассортимент товаров, находящихся на складах, должен постоянно обновляться, если этого требуют оптовые покупатели. Поэтому коммерческие службы предприятий оптовой торговли должны активно сотрудничать с товаропроизводителями, участвуя тем самым в формировании промышленного ассортимента.

В розничной торговле в основу построения ассортимента должно быть положено рациональное соотношение отдельных групп товаров в зависимости от:

O объема товарооборота магазина;

O размера торговой площади;

O технической оснащенности;

O условий товароснабжения.

При формировании ассортимента следует также учитывать:

O численность обслуживаемого населения;

O уровень его доходов;

O наличие в зоне обслуживания магазина промышленных Предприятий, учебных заведений и т. п.;

O место расположения магазина по отношению к другие торговым предприятиям (при этом обязательно принимается во внимание ассортимент предлагаемых ими товаров).

Как правило, в универсальных магазинах ассортимент товаров более широкий по сравнению с ассортиментом специализированных магазинов. Однако в специализированных магазинах представлено большее число разновидностей товаров, поэтому для них характерна большая глубина ассортимента.

Работниками магазинов разрабатываются ассортиментные перечни, включающие в себя виды и разновидности товаров, которые постоянно должны быть в продаже. Наличие таких перечней способствует лучшему обслуживанию покупателей, так как позволяет постоянно иметь в продаже необходимые им товары за счет поддержания полноты и стабильности (устойчивости) ассортимента.

При этом под полнотой ассортимента понимается предоставление покупателю широкого выбора разновидностей товаров, а под стабильностью — обеспечение постоянного наличия в продаже определенных разновидностей товаров. Выражением этих показателей являются коэффициенты полноты и стабильности ассортимента.

Коэффициент полноты ассортимента (Кпол) рассчитывают по формуле

где РФ — фактическое количество разновидностей товаров на момент проверки;

РП — количество разновидностей товаров, предусмотренное ассортиментным перечнем.

Коэффициент стабильности ассортимента (КСТ) определяется по формуле

где РФ1, РФ2, … РФП — фактическое количество разновидностей товаров на момент отдельных проверок;

РП — количество разновидностей товаров, предусмотренное ассортиментным перечнем;

П — число проверок.

Коэффициент стабильности ассортимента определяется за какой-либо определенный период, например, месяц, квартал, год.

Статьи к прочтению:

Установка цен номенклатуры в 1С Управление торговлей 10.3. Прайс лист в 1С УТ 10.3


Похожие статьи: