Под информационной безопасностью понимается защищенность информации и поддерживающей ее инфраструктуры от любых случайных или злонамеренных воздействий, результатом которых может явиться нанесение ущерба самой информации, ее владельцам или поддерживающей инфраструктуре.
Информационная безопасность организации – состояние защищенности информационной среды организации, обеспечивающее её формирование, использование и развитие.
В современном социуме информационная сфера имеет две составляющие: информационно-техническую (искусственно созданный человеком мир техники, технологий и т.п.) и информационно-психологическую (естественный мир живой природы, включающий и самого человека). Соответственно, в общем случае информационную безопасность общества (государства) можно представить двумя составными частями: информационно-технической безопасностью и информационно-психологической (психофизической) безопасностью [2; 22].
В качестве стандартной модели безопасности часто приводят модель из трёх категорий:
Конфиденциальность – состояние информации, при котором доступ к ней осуществляют только субъекты, имеющие на него право;
Целостность – избежание несанкционированной модификации информации;
Доступность – избежание временного или постоянного сокрытия информации от пользователей, получивших права доступа.
Выделяют и другие не всегда обязательные категории модели безопасности:
неотказуемость или апеллируемость – невозможность отказа от авторства;
подотчётность – обеспечение идентификации субъекта доступа и регистрации его действий;
достоверность – свойство соответствия предусмотренному поведению или результату;
аутентичность или подлинность – свойство, гарантирующее, что субъект или ресурс идентичны заявленным [3; 39].
Действия, которые могут нанести ущерб информационной безопасности организации, можно разделить на несколько категорий:
1. Действия, осуществляемые авторизованными пользователями. В эту категорию попадают: целенаправленная кража или уничтожение данных на рабочей станции или сервере; повреждение данных пользователей в результате неосторожных действий.
2. «Электронные» методы воздействия, осуществляемые хакерами. Под хакерами понимаются люди, занимающиеся компьютерными преступлениями как профессионально (в том числе в рамках конкурентной борьбы), так и просто из любопытства. К таким методам относятся: несанкционированное проникновение в компьютерные сети; DOS атаки.
Целью несанкционированного проникновения извне в сеть предприятия может быть нанесение вреда (уничтожения данных), кража конфиденциальной информации и использование ее в незаконных целях, использование сетевой инфраструктуры для организации атак на узлы третьих фирм, кража средств со счетов и т.п.
Атака типа DOS (сокр. от Denial of Service – «отказ в обслуживании») ? это внешняя атака на узлы сети предприятия, отвечающие за ее безопасную и эффективную работу (файловые, почтовые сервера). Злоумышленники организуют массированную отправку пакетов данных на эти узлы, чтобы вызвать их перегрузку и, в итоге, на какое-то время вывести их из строя. Это, как правило, влечет за собой нарушения в бизнес-процессах компании-жертвы, потерю клиентов, ущерб репутации и т.п.
3. Компьютерные вирусы. Отдельная категория электронных методов воздействия ? компьютерные вирусы и другие вредоносные программы. Они представляют собой реальную опасность для современного бизнеса, широко использующего компьютерные сети, интернет и электронную почту. Проникновение вируса на узлы корпоративной сети может привести к нарушению их функционирования, потерям рабочего времени, утрате данных, краже конфиденциальной информации и даже прямым хищениям финансовых средств. Вирусная программа, проникшая в корпоративную сеть, может предоставить злоумышленникам частичный или полный контроль над деятельностью компании.
4. Спам. Всего за несколько лет спам из незначительного раздражающего фактора превратился в одну из серьезнейших угроз безопасности: электронная почта в последнее время стала главным каналом распространения вредоносных программ; спам отнимает массу времени на просмотр и последующее удаление сообщений, вызывает у сотрудников чувство психологического дискомфорта; как частные лица, так и организации становятся жертвами мошеннических схем, реализуемых спамерами; вместе со спамом нередко удаляется важная корреспонденция, что может привести к потере клиентов, срыву контрактов и другим неприятным последствиям; опасность потери корреспонденции особенно возрастает при использовании черных списков RBL и других «грубых» методов фильтрации спама.
5. «Естественные» угрозы. На информационную безопасность компании могут влиять разнообразные внешние факторы: причиной потери данных может стать неправильное хранение, кража компьютеров и носителей, форс-мажорные обстоятельства и т.д.
Таким образом, в современных условиях наличие развитой системы информационной безопасности становится одним из важнейших условий конкурентоспособности и даже жизнеспособности любой компании.
Статьи к прочтению:
- Вот какой результат дает выполнение этой программы.
- Вот какой результат дает выполнение приведенного выше кода.
Вопросы информационной безопасности
Похожие статьи:
-
Понятие информационной безопасности
Словосочетание информационная безопасность в разных контекстах может иметь различный смысл. В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации…
-
Основные угрозы информационной безопасности
Защита информации в компьютерных системах Вступление. Информация как объект защиты Информационная безопасность Аппаратно-программные средства защиты…