Решение задачи:
Задача 76 (необязательная).При внимательном прочтении второго утверждения становится понятно, что все листья дерева Т должны быть расположены на третьем уровне.
Задача 77 (необязательная).Главное в задаче — работа с утверждениями, которые не имеют смысла.
Напомним, что при определении истинности утверждений типа «В этом слове предыдущая буква перед буквой А — буква З» мы предполагаем, что в слове имеется ровно одна буква А, а также в цепочке имеется предыдущая буква перед А. Только в этом случае можно достоверно сказать, что предыдущая перед буквой А — буква З (тогда утверждение истинно) или не буква З (тогда утверждение ложно). В случаях, когда буквы А в слове нет, когда букв А несколько (тогда непонятно, о какой из них идёт речь) или буква А — первая в цепочке (нет буквы, предыдущей перед А), утверждение для данного слова не имеет смысла. Эта ситуация принципиально отличается от той, когда мы пишем «Н», говоря, что значение утверждения неизвестно. В таком случае мы не отрицаем возможности анализа утверждения с точки зрения его истинности или ложности, просто говорим, что информации, необходимой для этого анализа, у нас пока нет. Если же мы сталкиваемся с ситуацией, когда бусина не одна или её нет, то мы вообще выбрасываем из рассмотрения такие утверждения как некорректные и поэтому не поддающиеся анализу.
Скорее всего, самое большое число ошибок вызовет третье утверждение для слова U. Ошибки эти связаны с тем, что ребята могут пытаться как-то домыслить и переформулировать (конечно, интуитивно) утверждения, которые сформулированы некорректно. Поэтому, видя, что одна буква Е в этом слове идёт позже буквы В и другая буква Е идёт позже буквы В, кто-то может сделать вывод об истинности утверждения. Однако мы с вами помним, что основная задача курса — привить ребятам навык мыслить в рамках формальной логики, научить их работать в рамках общих правил.
Решение задачи:
Проект «Лексикографический порядок»
О проекте
Умение пользоваться различными словарями и справочниками — важная часть информационной культуры. Как известно, слова в словарях стоят в словарном (или лексикографическом) порядке, основанном на алфавитной цепочке (алфавитном порядке букв).
Место данного проекта в планировании курса 3 класса достаточно условно. На самом деле есть два варианта его положения, и каждый из них имеет свои методические преимущества.
Первый вариант — проведение проекта до урока «Словарный порядок. Дефис и апостроф». В этом случае проект будет готовить детей к данной теме, и соответствующий урок пройдёт легко и гладко, но зато в ходе проведения проекта детям будет несколько сложнее. В этом случае лучше выделить на данный проект не один, а два урока.
Второй вариант — проведение проекта после урока «Словарный порядок. Дефис и апостроф». В этом случае материал, с которым детям предстоит познакомиться в проекте, будет им уже знаком. Поэтому можно выполнить проект в укороченном варианте, в рамках одного урока.
Как видите, мы поставили проект в планирование в соответствии со вторым вариантом (в целях экономии времени), но описание ниже приводится в соответствии с первым вариантом, то есть максимально подробно. При выборе первого варианта некоторые задания вам, конечно, придётся пропускать или выполнять в сокращённом виде. Также не нужно будет устраивать в полном объёме общие обсуждения, многие выводы дети будут готовы сформулировать сразу. Дополнительное время на данный проект можно взять в курсе русского языка.
Для проведения проекта вам понадобятся:
- большие настоящие словари (по одному на каждого ребёнка, см. комментарий ниже);
- алфавитные линейки — по одной на каждого ученика (можно воспользоваться алфавитными линейками из учебника);
- большая алфавитная линейка, которую придётся сделать заранее с помощью детей или родителей; она должна висеть в классе на стене так, чтобы её было хорошо видно всем детям (такая линейка наверняка была у детей в первом классе, полезно её использовать и сейчас).
Алфавитные линейки
Ваши ученики, конечно, уже должны знать русский алфавит. Тем не менее лучше использовать алфавитные линейки до самого конца проекта. Дело в том, что работа с проектом будет и так достаточно сложной для детей — им придётся впервые столкнуться с большим числом новых понятий, работать с непривычными книгами (большими словарями), а также выполнять непривычные задания. Не стоит добавлять к этому дополнительные трудности, связанные с восстановлением в памяти алфавитной цепочки. Наверно, очень немногие дети выучили алфавит настолько хорошо, чтобы с ходу ответить на вопрос: «Какая буква идёт раньше — Н или Р?» Подумайте, ведь и вам самим понадобится некоторое время, чтобы ответить на этот вопрос — придётся восстановить в уме часть алфавитного порядка. Что же касается детей, то они, скорее всего, будут проговаривать в уме вообще весь алфавит! К тому же в ходе работы над проектом детям потребуется прибегать к алфавитной цепочке десятки раз, и отсутствие алфавитной линейки перед глазами учеников приведёт к тому, что работа над проектом для многих из них станет неоправданно утомительной и сильно затянется.
Именно потому, что детям в ходе проекта надо будет постоянно пользоваться алфавитной линейкой, если они с ней хорошо освоятся, то, скорее всего, смогут в конце работы что-то делать в уме, уже не обращаясь к линейке.
Не следует забывать, что мы занимаемся информатикой и умение грамотно пользоваться справочным материалом не последняя по важности часть информатической культуры. А что же такое алфавитная линейка, как не справочный материал?
Словари для работы
В этом проекте детям понадобятся большие словари. Это должны быть однотомные толстые словари большого формата. Лучше всего, если каждому учащемуся достанется отдельный словарь. Словари могут быть самыми разными — например, можно использовать орфографический словарь, энциклопедический словарь, русско-английский, русско-французский словари и т. п., но только такие, в которых русские слова стоят в словарном порядке. Напомним ещё раз, что это должны быть не сокращённые школьные словари, а настоящие, «взрослые». Кроме того, не стоит пользоваться такими специальными словарями, как словарь иностранных слов, словарь слов с удвоенными согласными и пр.: велика вероятность, что в таких словарях не окажется тех слов, которые вы предложите детям для поиска. Может быть, нужные словари найдутся в школьной библиотеке, возможно, кто-то сможет принести подходящий словарь из дома. Полезно обсудить этот вопрос с родителями.
До сих пор в нашем курсе ребёнку приходилось иметь дело лишь с учебными словарями. Для ребёнка, знающего алфавитный порядок, поиск слова в таком словаре не составлял труда: слов на одну букву немного, перебрать их все — минутное дело. Совсем не так просто обстоит дело с поиском слова в настоящем словаре: там на одну букву могут быть сотни слов. Давайте проанализируем, как мы с вами стали бы искать, скажем, слово СКАТЕРТЬ.
Сначала нам нужно добраться до вообще каких-нибудь слов на букву С. Соответственно положению буквы с в алфавитной цепочке открываем словарь где-то ближе к концу. Допустим, что мы не угадали и словарь открылся на букве П. Буква С идёт в алфавите позже П, так что перелистываем вперед сразу целую порцию страниц. Если мы переборщили и попали сразу, скажем, на У, листаем обратно. Но вот, наконец, мы дошли до слов на букву С. Смотрим наугад какое-нибудь слово. Пусть это слово — СУРОВЫЙ. Буква К (вторая буква слова СКАТЕРТЬ) идёт в алфавитной цепочке раньше буквы У (второй буквы слова СУРОВЫЙ), следовательно, слово СКАТЕРТЬ стоит в словаре раньше слова СУРОВЫЙ. Листаем назад, но перелистываем уже не так много страниц. Смотрим теперь наугад какое-нибудь слово. Допустим, это слово СКАЛОЛАЗ. Сравниваем слова СКАЛОЛАЗ и СКАТЕРТЬ. В этих словах одинаковы не только первые, но также и вторые, и третьи буквы. Смотрим четвёртые буквы: буква Т идёт позже буквы Л в алфавитной цепочке, следовательно, слово СКАТЕРТЬ идёт в словаре позже слова СКАЛОЛАЗ. Значит, листаем вперед. Таким образом продолжаем поиск, пока не найдём слово СКАТЕРТЬ.
К сожалению, именно в связи с использованием больших словарей с заданиями проекта надо будет работать в основном в классе, без домашних заданий, — детям носить такие словари домой достаточно тяжело. К тому же, если словари будут чужие, лучше их не выносить из класса.
Ход проекта
Повторение русского алфавита с опорой на алфавитную линейку.Раздайте или попросите найти в учебнике алфавитную линейку. Затем предложите ребятам серию вопросов (упражнений) на повторение последовательности букв в русском алфавите. Скорее всего, вопросы на знание алфавита не вызовут затруднений и не потребуют письменных ответов.
Вот приблизительный список вопросов для устного обсуждения с детьми:
Какая буква первая (последняя, предпоследняя, вторая с конца, четвёртая и т. п.) в алфавите?
Какая буква следующая после буквы К (или любой другой буквы, кроме буквы Я)?
Какая буква предыдущая перед буквой М (или любой другой буквой, кроме А)?
Назовите три буквы, которые идут в алфавитной линейке раньше (позже) буквы Щ (или другой буквы).
Назовите букву, которая идёт позже буквы Б и раньше К (любые пары букв, между которыми есть хотя бы одна буква).
Вы можете придумать и предложить детям и другие вопросы с использованием «цепочечной» лексики, пройденной в курсе. Особое внимание, конечно, нужно обратить на отработку понятий «идёт раньше», «идёт позже».
Работа с алфавитной линейкой, скорее всего, будет вестись в форме общей фронтальной беседы. На неё можно запланировать 5—10 минут на уроке. Впрочем, смотрите сами по уровню знаний детей вашего класса. Важно, чтобы до начала работы со словарём ребята хорошо освоились с алфавитным порядком.
Статьи к прочтению:
Задача №75. Математика 5 класс Виленкин.
Похожие статьи:
-
Ответ: одинаковые мешки букв имеют слова: КАНИСТРА, СТАРИКАН, СТАРИНКА. Задача 187 (необязательная).При решении этой задачи дети впервые столкнутся с…
-
Решение задач 19—26 из учебника
Задача 19. В этой первой задаче урока почти все слова можно упорядочить, ориентируясь лишь на первую букву. Исключением является пара слов ДАВНО и…