Учреждение образования
«ВЫСШИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ СВЯЗИ»
кафедра ПОСЭ
ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ
по дисциплине
«ПРОГРАММИРОВАНИЕ НА ЯЗЫКАХ ВЫСОКОГО УРОВНЯ»
для студентов специальности
1-45 01 03 – Сети телекоммуникаций
Минск 2004
Составитель: О.П. Черноморец
Издание утверждено на заседании кафедры ПОСЭ
« 29 » июня 2004г. Протокол № 11
Зав. кафедрой _____________А.А. Прихожий
СОДЕРЖАНИЕ
Лабораторная работа № 1.Менеджер проектов. Установка параметров проекта……………………… | |
Лабораторная работа №2.Использование элементов управления, расположенных на панели Standard. Изучение свойств и методов этих компонентов………………… | |
Лабораторная работа №3.Компиляция, отладка и выполнение программ. Компоненты панели Additional……………………………………………………………………… | |
Лабораторная работа №4.Главное меню формы. Вспомогательное меню. Стандартные кнопки. Визуальные компоненты стандартных диалогов Windows-интерфейса… | |
Лабораторная работа №5.Атрибуты и стили формы. Создание и уничтожение формы. Визуализация формы. Использование нескольких форм в приложении… | |
Лабораторная работа №6.Программы, управляемые событиями. События, обрабатываемые формой. События от клавиатуры и мыши. События протокола DragDrop. Общее свойство компонентов Hint…………………………… | |
Лабораторная работа № 7.Стандартные визуальные компоненты. Дополнительные визуальные компоненты. Визуальные компоненты интерфейса Win32. Компоненты системных интерфейсов Windows………………………………………….. | |
Лабораторная работа № 8.Программирование циклов………………………………………………….. | |
Лабораторная работа № 9.Работа с файлами записей в Object Pascal. Создание окон и стандартных диалогов. Компоненты доступа к базам данных………………………….. |
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1
МЕНЕДЖЕР ПРОЕКТОВ. УСТАНОВКА ПАРАМЕТРОВ ПРОЕКТА.
Теоретические сведения
Любая программа в Delphi состоит из нескольких файлов. Каждую программу полезно сохранять в отдельном каталоге. Минимизируйте окно Delphi. На диске __: создайте каталог. Присвойте имени каталога свою фамилию. Во вновь созданном каталоге создайте каталог с именем Lab1.
Главное окно Delphi.
1. В верхней части экрана располагается окно в Delphi. Главное окно осуществляет основные функции управления проектом создаваемой программы. Здесь располагается главное меню Delphi, набор пиктографических кнопок и палитра компонентов. Визуально отметьте эти составляющие главного окна.
2. Все элементы главного окна находятся на специальных панельках, в левой части которых имеются кнопки управления, позволяющие с помощью мыши перетаскивать панельки с помещенными на них элементами. Измените расположение панелек. Для этого нужно нажать левую клавишу мыши над кнопкой управления и, не отпуская клавишу, сместить указатель на новое место.
3. Пиктографические кнопки открывают быстрый допуск к наиболее важным опциям главного меню. Задержите указатель мыши над каждой кнопкой и ознакомьтесь с назначением кнопок по всплывающей подсказке.
4. Набор пиктографических кнопок можно изменять, удаляя из него редко используемые или добавляя новые.
а. Чтобы изменить набор кнопок, щелкните по любой из них правой клавишей мыши и в появившемся вспомогательном меню выберите опцию Customize (модифицировать) – на экране появится окно модификации элементов главного окна. Если убрать флажок выбора слева от названия группы (панель Toolbar), соответствующая панелька исчезнет из окна. Удалите/ восстановите стандартную панель.
б. Чтобы удалить кнопку, укажите на нее с помощью мыши, нажмите левую клавишу мыши и, не отпуская ее, «стащите» кнопку за границу главного окна. При этом окно модификации элементов главного окна (Customize) должно быть открыто. Уберите кнопку справочной службы.
в. Чтобы поместить в панель кнопок новую, выберите закладку Commands, затем нужную опцию-заголовок главного меню и «перетащите» ее на ту или иную панельку с кнопками. Восстановите кнопку вызова справочной службы.
5. Палитра компонентов занимает правую часть главного окна и имеет закладки, обеспечивающие быстрый поиск нужного компонента.
а. Просмотрите содержимое каждой страницы палитры компонентов.
б. Как и панель кнопок, палитра компонентов может настраиваться. Для этого используется специальный редактор Palette Properties, окно которогопоявляется на экране после щелчка правой кнопки мыши на любой пиктограмме в палитре компонентов и выбора опции Properties. «Перетащите» строку Samples в окне Pages редактора палитры вверх и «положите» ее на строку Data Access. Закройте окно Palette Properties. Страница Samples теперь расположена на пятом месте и доступна без «прокрутки» закладок палитры.
Окно формы.
1. Окно формы представляет собой проект Windows-окна будущей программы. Вначале окно формы содержит только стандартные для Windows интерфейсные элементы – кнопки вызова системного меню, максимизации, минимизации и закрытия окна, полосу заголовка и очерчивающую рамку. Визуально отметьте эти элементы на форме.
2. При нажатии кнопкивыполняются три этапа: компиляция, компоновка, исполнение программы.
а. Осуществите прогон программы, нажав кнопку .
б. На экране появится работающее приложение, представляющее собой пустое окно. Закройте приложение.
3. Компоненты палитры размещаются на форме. Для этого сначала нужно в палитре компонентов выбрать компонент (щелкнуть по нему мышью), а затем щелкнуть мышью по точке рабочего пространства формы, где должен располагаться левый верхний угол компонента. Разместите на форме компоненты, расположенные на панели Standard.
4. Для того чтобы убрать компонент с поверхности формы, необходимо выделить его и нажать клавишу . Уберите компоненты с поверхности формы.
Окно инспектора формы.
1. Окно инспектора объектов содержит две страницы: Properties и Events. Страница Properties служит для установки нужных свойств компонента, страница Events позволяет определить реакцию компонента на то или иное событие. В верхней части инспектора объектов располагается раскрывающийся список всех компонентов, помещенных на форму. Просмотрите свойства формы, представленные на странице Properties.
2. По умолчанию заголовок окна совпадает с заголовком формы: Form1.Измените свойство Caption c Form1на Лабораторная работа №1.Для этого щелкните мышью по строке Caption и в правой части измените текст заголовка.
3. Обратите внимание на свойство Name. Это свойство определяет имя компонента, под которым компонент будет известен программе. Первое время можно оставлять имя таким, какое задает Delphiпо умолчанию. Так Вы запомните названия компонентов. В дальнейшей работе рекомендуется задавать компонентам имена «со смыслом» вместо однотипных имен, которые «придумывает» Delphi.
4. Поместите на форму компонент Panel1.Осуществите прогон пустой программы. В рабочем приложении максимизируйте окно, а затем закройте его.
5. Задайте свойству Align компонента Panel1значение alBottom.Свойство Align указывает способ выравнивания размещаемого компонента относительно того контейнера, в котором он размещается. Осуществите прогон программы. В рабочем приложении максимизируйте окно, а затем закройте его. Размер панели при таком размещении изменяется пропорционально форме.
6. Очистите свойство Caption для компонента Panel1.
7. Отбуксируйте сторону компонента Panel1,ухватившись за верхний обрамляющий черный квадратик. Установите высоту панели приблизительно равную 175.Обратите внимание на то, что это значение установилось в свойстве Height инспектора объектов.
8. Поместите на форму компонент Panel2и расположите его на левой стороне (свойству Align задайте значение alLeft). Очистите свойство Caption. Ширину панели измените, установив значение 233в свойстве Width инспектора объектов.
9. Поместите на форму компонент Memo1(многострочный редактор) и задайте свойству Align значение alClient.Компонент займет всю оставшуюся часть формы.
10. Очистите свойство Lines многострочного редактора. Для этого щелкните по этому свойству в окне инспектора объектов и вызовите диалоговое окно изменения свойства. Удалите умалчиваемый текст Memo1 и закройте окно кнопкой .
11. Установите на панель Panel2метку Label1.Свойству WordWrap придайте значение True.Свойство WordWrap разрешает/отменяет разрыв строки на границе слова. Свойству Caption придайте значение «Введите значение веса в граммах».
12. Установите на панель Panel2 редактор Edit1.Очистите свойство Text.
13. Установите на панель кнопку Button1.Задайте свойству Caption значение «Ввод». Щелчком по правой части строки свойства Font раскройте диалоговое окно настройки шрифта и измените высоту шрифта.
14. Установите на панель кнопку BitBtn1,которая находится на панели Additional. Измените свойство Kind на bkClose.Для компонентов TBitBtnсвойство Kind (сорт) определяет типовые функции, которые реализует кнопка в диалоговых окнах. Значение bkClose определяет типовую функцию закрытия окна, которая будет связана с этой кнопкой. Увеличьте размеры кнопки.
15. Выделите кнопку Button1.В инспекторе объектов отразятся свойства кнопки Button1.Щелкните по закладке Events. На этой закладке перечислены события, на которые откликается кнопка. Дважды щелкните по правой части строки события OnClick. В ответ Delphiактивизирует окно программы. Событие OnClick возникает в работающей программе при щелчке по кнопке мышью.
Окно программы.
1. Окно программы предназначено для создания и редактирования текста программы. Этот текст составляется по специальным правилам и описывает алгоритм работы программы. Первоначально окно кода содержит минимальный исходный текст, обеспечивающий нормальное функционирование пустой формы в качестве полноценного Windows-окна. В ходе работы над проектом программист вносит необходимые дополнения, чтобы придать программе нужную функциональность. Используя линейки прокрутки, просмотрите содержимое окна программы.
2. Вместе с окном кода обычно активизируется также окно навигатора кода, облегчающее поиск нужных элементов в случае, когда в окне набрано много строк кода. При разработке несложных учебных программ можно закрыть это окно маленькой кнопкой с крестиком в его верхнем правом углу. Восстановить закрытое окно броузера можно после щелчка правой кнопкой мыши по окну программы и выбора опции View/Code Explorer. Закройте, откройте и вновь закройте окно броузера.
3. Дважды щелкнув по правой части строки события OnClick, вы заставили Delphiсамостоятельно сделать заготовку для процедуры обработчика события OnClick.
procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);
begin
. . .
end;
Между операторными скобками Begin и End введите следующие операторы языка Object Pascal:
x:= StrToFloat(Edit1.Text);
y:= x/400;
Memo1.Lines.Add(FormatFloat(‘####.## Граммов =’, x) +
FormatFloat(‘####.## Фунтов’, y));
Дополните описание переменных модуля. После var Form1: TForm1; добавьте x,y: real;
В первом операторе присваивания содержимое окна редактора преобразуется в вещественное число. Второй оператор присваивания – формула пересчета. Для отражения результата расчета в окне TMemoиспользуется метод Add этого компонента. Метод Add класса TStringListдобавляет новую строку к имеющемуся в Lines набору строк. Добавленная строка отображается на экране. Параметром метода является строковая переменная. Строковая переменная складывается из строкового представления вещественных переменных x и y. Функция FormatFloat форматирует значение с помощью описанного формата.
4. Осуществите прогон программы, нажав клавишу . Введите в окно редактора любое число, нажмите на кнопку и Вы получите результат в окне многострочного редактора.
5. Минимизируйте окно Delphi и удалите все файлы в каталоге Lab1.
Задания:
Создайте приложения для пересчета величин из одной системы измерения в другую:
№ | Исходные данные |
Давление: 1мм.рт.ст. = 133Па | |
Длина: 1дюйм = 2,54 см | |
Объем: 1 бушель = 36,37 дм3 | |
Энергия: 1 калория = 4,19 Дж | |
Длина: 1 ярд = 0,9144 м |
Программу запишите в каталог Lab1(File/SaveProject as).
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ УПРАВЛЕНИЯ, РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ПАНЕЛИ STANDARD. ИЗУЧЕНИЕ СВОЙСТВ И МЕТОДОВ ЭТИХ КОМПОНЕНТОВ.
Теоретические сведения
На панели Standardрасположены:
TLabel -компонент для представления статических текстов. Используется для представления поясняющих действий.
TEdit -однострочный редактор. С его помощью можно вводить и/или отображать достаточно длинные текстовые строки.
TMemo -многострочный редактор, предназначенный для ввода, редактирования и/или отображения достаточно длинного текста.
TButton -кнопка, использующаяся для управления программами.
TCheckBox -независимый переключатель для принятия решения типа Да/Нет.
TRadioButton — зависимый переключатель, предназначенный для выбора одного из нескольких взаимоисключающих решений.
TListBox -стандартный список выбора, с помощью которого пользователь может выбрать один или несколько элементов выбора.
TComboBox -комбинированный список выбора, представляющий собой комбинацию списка TListBoxи редактораTEdit.
TScrollBar -полоса прокрутки, использующаяся для визуального управления значением числовой величины.
TGroupBox -прямоугольное окно с рамкой и текстом в разрыве рамки. Служит контейнером для размещения дочерних компонентов.
TRadioGroup -специальный контейнер, предназначенный для размещения зависимых переключателей.
TPanel- контейнер общего назначения.
Ход работы
Загрузите систему визуального программирования Delphi.
Статьи к прочтению:
- Законодательный уровень информационной безопасности. международные стандарты и спецификации.
- Закрытие счетов косвенных расходов
Зачем учиться программировать на Delphi
Похожие статьи:
-
Среда объектного визуального программирования delphi
* Раздел о Delphi написан Е.А.Ереминым. Созданный в 1970 г. Н. Виртом, язык программирования Паскаль не оставался чем-то неизменным. Хотя основная его…
-
Разработка приложения в среде Delphi Создание новой программы на Delphi начинается с выбора опции File/New Application. Это означает, что начинается…