Защита информации в соответствии с административным законодательством

      Комментарии к записи Защита информации в соответствии с административным законодательством отключены

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ПРЕСТУПЛЕНИЯ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ

Защита информации в соответствии с административным законодательством. Уголовная ответственность за преступления в сфере компьютерной информации. Неправомерный доступ к компьютерной информации. Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ. Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети.

Защита информации в соответствии с административным законодательством

В Кодексе РФ об административных правонарушениях[1] выделена отдельная 13 глава, которая называется «Административные правонарушения в области связи и информации». В данной главе практически полностью урегулированы вопросы ответственности за ненадлежащее отношение к информации, ее сбору, распространению и защите.

Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) – влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 300 до 500 рублей; на должностных лиц – от 500 до 1000 рублей; на юридических лиц – от 5000 до 10000 рублей[2].

Нарушение условий, предусмотренных лицензией на осуществление деятельности в области защиты информации (за исключением информации, составляющей государственную тайну), – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 300 до 500 рублей; на должностных лиц – от 500 до 1000 рублей; на юридических лиц – от 5000 до 10000 рублей [3].

Использование несертифицированных информационных систем, баз и банков данных, а также несертифицированных средств защиты информации, если они подлежат обязательной сертификации (за исключением средств защиты информации, составляющей государственную тайну), – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 рублей с конфискацией несертифицированных средств защиты информации или без таковой; на должностных лиц – от 1000 до 2000 рублей; на юридических лиц – от 10000 до 20000 рублей с конфискацией несертифицированных средств защиты информации или без таковой.

Нарушение условий, предусмотренных лицензией на проведение работ, связанных с использованием и защитой информации, составляющей государственную тайну, созданием средств, предназначенных для защиты информации, составляющей государственную тайну, осуществлением мероприятий и/или оказанием услуг по защите информации, составляющей государственную тайну, – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2000 до 3000 рублей; на юридических лиц – от 15000 до 20000 рублей.

Использование несертифицированных средств, предназначенных для защиты информации, составляющей государственную тайну, – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3000 до 4000 рублей; на юридических лиц – от 20000 до 30000 рублей с конфискацией несертифицированных средств, предназначенных для защиты информации, составляющей государственную тайну, или без таковой.

Грубое нарушение условий, предусмотренных лицензией на осуществление деятельности в области защиты информации (за исключением информации, составляющей государственную тайну), – влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от 1000 до 1500 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц — от 1000 до 1500 рублей; на юридических лиц — от 10000 до 15000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Занятие видами деятельности в области защиты информации (за исключением информации, составляющей государственную тайну) без получения в установленном порядке специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) в соответствии с федеральным законом обязательно (обязательна), – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 рублей с конфискацией средств защиты информации или без таковой; на должностных лиц – от 2000 до 3000 рублей с конфискацией средств защиты информации или без таковой; на юридических лиц – от 10000 до 20000 рублей с конфискацией средств защиты информации или без таковой[4].

Занятие видами деятельности, связанной с использованием и защитой информации, составляющей государственную тайну, созданием средств, предназначенных для защиты информации, составляющей государственную тайну, осуществлением мероприятий и/или оказанием услуг по защите информации, составляющей государственную тайну, без лицензии – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4000 до 5000 рублей; на юридических лиц – от 30000 до 40000 рублей с конфискацией созданных без лицензии средств защиты информации, составляющей государственную тайну, или без таковой.

Разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 рублей; на должностных лиц – от 4000 до 5000 рублей[5].

Изготовление и (или) распространение теле-, видео-, кинопрограмм, документальных и художественных фильмов, а также относящихся к специальным средствам массовой информации информационных компьютерных файлов и программ обработки информационных текстов, содержащих скрытые вставки, воздействующие на подсознание людей и (или) оказывающие вредное влияние на их здоровье, а равно распространение информации об общественном объединении или иной организации, включенных в опубликованный перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ О противодействии экстремистской деятельности, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2000 до 2500 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц – от 4000 до 5000 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц – от 40000 до 50000 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения[6].

Кроме вышеперечисленных могут применяться и административные меры, предусмотренные антимонопольным законодательством. Так, продавцы нелицензионных программных продуктов наряду с правами авторов нарушают и Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Предусмотрена ответственность за недобросовестную конкуренцию, под которой понимается введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара, а так же продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг[7].

Продажа программных продуктов при отсутствии разрешения правообладателя (нелицензионная продажа) полностью подпадает под действие этой статьи. Практика рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства в области нелицензионной продажи программ для ЭВМ, например, дело о продаже нелицензионных копий 1С-бухгалтерии, показывает, что в ряде случаев эта процедура более эффективна, чем судебное рассмотрение. Федеральная антимонопольная служба в случае нарушения антимонопольного законодательства выносит предписание, в соответствии с которым лица, нарушившие закон, обязаны прекратить нарушение, восстановить первоначальное положение, расторгнуть договор или внести в него изменения, заключить договор с другим хозяйствующим субъектом, отменить акт, не соответствующий законодательству, перечислить в бюджет прибыль, полученную в результате нарушения, либо выполнить иные действия, предусмотренные предписанием.

Статьи к прочтению:

В КоАП вводится административная ответственность за нарушение требований по защите информации


Похожие статьи: