Характеристика корпоративных информационных порталов (кип)

      Комментарии к записи Характеристика корпоративных информационных порталов (кип) отключены

Корпоративные информационные порталы (Enterprise Information Portal — EIP) или бизнес-порталы – это новый класс программного обеспечения и информационных технологий, строящийся на основе современных интернет-технологий и обеспечивающий универсальную интеграцию всех корпоративных приложений. КИП обеспечивает единую точку входа и прозрачный доступ к данным систем планирования ресурсов предприятия (организации), систем управления деловыми процессами, документами, систем групповой работы, прикладных систем управления базами данных и корпоративных хранилищ данных. Для реализации этих функций КИП должен обладать мощными средствами поиска и категоризации информации, содержащейся в любых корпоративных приложениях, а также в любых других информационных ресурсах. Материально-технической базой КИП является корпоративная компьютерная сеть.

КИП позволяют максимально приблизить сферу профессиональной деятельности, бизнес к клиентам и поставщикам, обеспечить пользователям персонализацию, «бесшовную» интеграцию информационной сущности предприятия, возможность установить отношения внутри рабочих групп, а также организовать работу с удаленными офисами.

Возникновение КИП как самостоятельной информационной единицы относится к 1994 — 1995 гг., когда в сети Internet появился новый класс коммерческих сайтов – «информационные накопители» (Lycos, Alta Vista, Yahoo и др.), которые впоследствии стали выполнять функции путеводителя по Internet. Впервые же упоминание слова «портал» связано с выпуском компанией Merrill Lynch в 1998 отчета, где введено понятие «корпоративный информационный портал», под которым понимался пакет программного обеспечения, позволяющий при помощи Web-броузера осуществлять доступ к информации внутренних и внешних сетей.

Главная цель создания КИП – обеспечение единой точки доступа к любой информации (структурированной, хранящейся преимущественно в виде таблиц, и неструктурированной, представляющей собой, как правило, текст или графику), имеющейся как на самом предприятии, так и вне его, в которой нуждается конкретный пользователь в данное время для принятия того или иного решения. Информация из разнородных источников приводится к единому формату и выдается любому пользователю в контексте единого пользовательского интерфейса (как правило, в виде HTML-страницы) в дозированном количестве, необходимом в конкретной рабочей ситуации.

Необходимость гибкого и оперативного анализа принципиально различных видов информации (структурированной и неструктури-рованной) привела к созданию двух технологий:

a) технологии анализа BI (Business Intelligence – технология интеллектуального анализа данных), которая описывает процессы доступа и анализа структурированных данныхи принятия решений на их основе. Эта технология появилась в США (компания Garter Group) в конце 80-х годов XX века;

b) технологии КМ (Knowledge Management – технология управления знаниями), представляющей собой процесс извлечения и распространения знаний, накопленных в разнородных источниках прежде всего неструктурированной информации. Фиксируя и обобщая опыт работы сотрудников предприятия, эта технология помогает принимать решения (часто в рамках взаимодействия этих сотрудников в составе рабочих групп) на основе извлеченных знаний. Это более поздняя технология, чем технология BI.

Эти две концепции анализа накопленной информации, рассматри-ваемые как дополняющие друг друга, в сочетании с развитием телекоммуникационной инфраструктуры и информационным накоплением Web, привели к появлению концепции бизнес-порталов, т.е. КИП.

При всей персонализации информации и интерфейса портал должен обеспечивать чувство принадлежности к определенному сообществу пользователей. В соответствии с этим можно выделить пять видов информации (пять областей контента), которые могут присутствовать в портале:

— личная информация, ориентированная на индивидуального пользователя. Это: электронная почта, личная адресная книга, календарь, расписания, информация об элементах и деталях профессиональной деятельности;

— информация рабочих групп, организуемая обычно в соответствии с административным делением по отделам или типам выполняемых работ (по интересам). Пользователи большую часть времени проводят в среде своих рабочих групп, поэтому эта область контента должна быть тщательно продумана и спланирована. Информация каждой рабочей группы, как правило, не должна быть достоянием людей, не входящих в эту группу;

— корпоративная информация, имеющая отношение к организации в целом и используемая большинством сотрудников. К этой информации должен быть обеспечен каждому сотруднику быстрый и простой доступ;

— информация из внешних сетей (extranet), обычно связанная с интерактивным взаимодействием между организацией и отдельными ее партнерами по бизнесу или иной профессиональной деятельности, а также внешними контрагентами через защищенные фрагменты сети. Обычно каждым таким extranet-приложением пользуется сравнительно небольшое количество рабочих групп;

— информация из сети Internet, представляющая интерес для всех сотрудников организации или определенных рабочих групп. Это: котировки акций, прогнозы погоды, подписки на новости или сведения с Web-узлов ключевых заказчиков и др.

Для реализации основной цели КИПа он должен удовлетворять определенным требованиям, основные из которых следующие:

— обслуживание большого числа пользователей, что в свою очередь выдвигает дополнительные требования к аппаратному и коммуникационному обеспечению;

— обеспечение широкого спектра доступной информации;

— поддержка основных сетевых форматов;

— обеспечение широкой возможности поиска информации с использованием различных информационных ресурсов (структуриро-ванных, неструктурированных, метаданных) и оценки достоверности полученных данных;

— обеспечение возможности индивидуальной настройки рабочего места пользователя в соответствии с его запросами;

— обеспечение возможности взаимодействия сотрудников организации со всеми приложениями и информационными ресурсами через единый интерфейс;

— обеспечение защиты хранящейся информации (особенно это касается установления подлинности, управления доступом, конфиденци-альности и целостности данных);

— стимулирование эффективной работы пользователя в портале, облегчающее ему выполнение повседневных функций (для этого, в частности, компоновка элементов дизайна должна обеспечивать простоту навигации).

Условно все порталы можно разделить на пять видов:

— вертикальные (специализированные), узкой тематической направленности, посвященной одной тематике;

— горизонтальные (универсальные), или порталы общего характера, отличающиеся обозрением различных тем;

— потребительские, предназначенные для более комфортного поиска информации в сети Internet и отличающиеся большим количеством ссылок;

— торговые, основной задачей которых является объединение вокруг себя большого количества Web-сайтов поставщиков и потребителей и централизация документооборота между ними. В таких порталах все электронные транзакции проходят через электронные торговые площадки (marketplaces), соединяющие поставщиков и покупателей по звездообразной топологии;

— корпоративные, предназначенные для формирования единого информационного пространства в рамках организации.

Принципы создания любого из этих порталов сводятся к следующему:

— удовлетворение главной цели формирования портала;

— обеспечение приведения любой информации к единому формату;

— не заменяя ни одного информационного источника, представлять собой некоторую оболочку, объединяющую самые разнообразные ресурсы — от систем ERP (систем планирования ресурсов предприятия) до электронной почты;

— реализация современных технологий функционирования.

В сущности эти принципы являются следствием требований, которые предъявляются к информационным порталам.

Обобщая все сказанное в адрес информационных порталов, и прежде всего корпоративных порталов, можно отметить следующие их преимущества:

— оперативное обеспечение руководства предприятия актуальной и адекватной информацией о том, что происходит на предприятии в данный момент (имеется некая бизнес-среда для корпоративного ситуационного центра). При этом порталы: структурируют данные, находящиеся в базе данных предприятия, и представляют их в удобной для использования форме; отслеживают и извлекают информацию из сети Internet и фильтруют ее, основываясь на требованиях пользователей; обеспечивают доступ к публичной информации, основываясь на возможностях сети предприятия; обеспечивают использование возможностей гипертекста для перемещения по ссылкам, вставленным прямо в текст, использование графических, аудио и видео образцов, использование одной универсальной программы (Web-броузера) для работы со всеми видами информации;

— получение большого функционального эффекта (особенно в моменты, когда многие сотрудники предприятия одновременно обращаются за информацией), сокращение расходов на администриро-вание, улучшение эргономических показателей работы за счет использования единого интерфейса;

— удовлетворение все возрастающим потребностям в аналитической обработке данных;

— выступление в качестве самого важного средства организации электронного бизнеса;

— обеспечение создания вертикальных электронных сообществ (для западного электронного бизнеса это наиболее мощная тенденция), вертикальных порталов, ориентированных на вертикальные рынки;

— ориентация технологии информационных порталов на использование новейших, перспективных средств (языки Java, XML и др.), которые являются профессиональным инструментарием;

— развитие и внедрение портала осуществляется не от версии к версии, как у обычных программных продуктов, а непрерывно, в тесной связи с эволюцией деятельности самого предприятия. По своей сущности концепция портала более динамична, чем привычные нам приложения. Настройку портала можно проводить без программирования, поскольку имеет место непрерывность саморазви-тия портала. Имплементация, настройка и администрирование корпоративного портала существенно проще задачи развертывания полнофункциональной ERP- системы.

Полномасштабное внедрение порталов (и прежде всего КИП) на предприятиях (организациях) России – задача важная, но не сверхсложная. Ее решение может осуществляться с помощью компаний (например, компании «Весть-Метатехнология»), которые занимаются постановкой необходимых средств, а также обучением и консалтингом процесса внедрения. Крупные предприятия, прошедшие определенные стадии информатизации на современном уровне, обычно не имеют проблем с квалифицированными кадрами (прежде всего с системными интеграторами), способными самостоятельно проводить внедрение и сопровождение портала.

Статьи к прочтению:

Тойота — корпоративный видео клип


Похожие статьи: