Цель роботы: научить курсантов пользоваться электронными картами и системой ECDIS во время движения судна по маршруту перехода.
Текущий маршрут изображается на электронной карте путевыми точками, которые соединяют участки маршрута и границами заданной полосы движения судна. Путевые точки нумеруются по порядку. Если в предварительной прокладке задан радиус циркуляции, на карте отображаются точки начала и окончания поворотов, соединенные дугами. В процессе плавания по маршруту от одной путевой точки к другой, dKart Navigator вырабатывает необходимые сообщения и предупреждения, позволяющие осуществлять плавание в пределах заданной полосы движения к текущей путевой точке — промежуточной точке назначения.
В формуляре отображается информация для контроля положения судна относительно линии заданного пути и путевых точек:
— название текущего маршрута;
— ПТ N — номер и название текущей путевой точки;
— Тдв — время движения до точки;
— Тпр — время прибытия в точку;
— П — пеленг точки;
— поправка к текущему курсу для выхода в точку (курсовой угол точки), отображается правее значения пеленга;
— Кпр — курс предварительной прокладки на текущем участке маршрута;
— Ксл — курс предварительной прокладки на следующем участке;
— D — дистанция до точки;
— Смщ — текущее боковое отклонение от линии заданного пути и его значение, заданное в предварительной прокладке (указано в скобках).
Данные в формуляре текущего маршрута отображаются разными цветами:
— черным цветом в случае, если боковое отклонение судна от линии пути не превосходит заданного для текущего участка в предварительной прокладке или текущая путевая точка выбрана вручную;
— красным цветом — боковое отклонение превысило заданное при автоматическом выборе текущей путевой точки;
— синим цветом — пройдена последняя путевая точка.
Если щелкнуть левой клавишей мыши по значениям П и D или Смщ в формуляре текущего маршрута, они для удобства восприятия информации будут отображены более крупным шрифтом.
При установке курсора над путевой точкой или участком текущего маршрута программа выводит подсказку. Подсказка по путевой точке содержит: номер путевой точки, ее название, расчетное время и дату прибытия в нее.
Окно «Информация о маршруте» предназначено для получения более подробной информации о текущем маршруте. Для вызова окна достаточно щелкнуть левой клавишей мыши над путевой точкой или участком маршрута. Все данные, содержащиеся в окне, будут соответствовать моменту его открытия.
В двух нижних строках окна показываются:
— «До конца маршрута» — расстояние по маршруту от текущего места судна до конечной точки маршрута;
— «Пройдено» — расстояние от первой путевой точки до текущей.
Кнопка «Отображение маршрута» позволяет просмотреть текущий маршрут целиком на карте.
С помощью другой кнопки «Отобр ПТ», можно просматривать на карте любую из путевых точек текущего маршрута. Для этого надо выбрать нужную путевую точку из списка в верхней части окна «Информация о маршруте» — программа отобразит ее в центре экрана. Для возврата выбранной точки в центр экрана после смещения карты, следует еще раз нажать кнопку «Отобр ПТ».
При необходимости расчета времени прибытия в конечную точку текущего маршрута функция позволяет определить расчетное время плавания (поле «Время до конца маршрута») и время прибытия (поле «Прибытие в конец маршрута») в конечную точку маршрута текущей или заданной скоростью, а также решить обратную задачу: рассчитать скорость хода, необходимую для прибытия в конечную точку маршрута в заданное время.
Значения времени плавания и прибытия для текущей скорости отображается в окне сразу при его открытии. Текущая скорость на этот момент показывается в поле V.
Если необходимо рассчитать время для другой скорости, надо ввести ее значение в поле V. В итоге, расчетные значения времени отобразятся в соответствующих полях.
Для расчета скорости необходимо ввести в поле «Прибытие в конец маршрута» требуемое значение времени прибытия. Программа рассчитает и отобразит значение необходимой скорости хода судна
При определении места по пеленгам и дистанциям необходимо надо нажать кнопку панели управления. На экране появится окно «Обсервация по П и D», курсор на карте принимает вид перекрестия, а условным символом в виде треугольника с порядковыми номерами отобразятся все визуальные ориентиры, содержащиеся в базе данных. Для включения нового ориентира (опорной точки) в базу данных карты, и производства обсервации необходимо сделать следующее:
1. В поле, расположенном в верхней части окна, из выпадающего списка выбрать последний элемент «Добавить ОТ». Программа присвоит ориентиру порядковый номер, который по желанию может быть дополнен текстовым наименованием, вводимым с клавиатуры.
2. Поместить курсор на карту.
3. Выбрать опорную точку ориентира на карте и щелкнуть левой клавишей мыши. В точке появится маркер в виде перекрестия.
4. Нажать кнопку «Ориент». Созданный ориентир будет отмечен на карте символом треугольника с номером ориентира.
5. При необходимости, откорректировать положение на карте ориентира в полях ? и ?.
6. Если требуется, обозначить на карте другие ориентиры. Вновь введенные ориентиры сохранятся в базе данных и будут доступны при очередном обращении к функции, если выход из нее произведен нажатием кнопки «Ввод».
7. Перед измерением навигационных параметров выбрать ориентир из выпадающего списка в верхней части окна.
8. Измерить пеленг (дистанцию, пеленг и дистанцию) до ориентира. В момент измерения нажать кнопку «Замер» для фиксации времени.
9. Ввести значения измеренных параметров в поля П и D. На карте отобразятся изолинии пеленга и расстояния.
10. Повторить действия п.п. 7?9 для остальных ориентиров.
11. Значения измеренных параметров можно корректировать. Для этого надо выбрать номер нужного ориентира из списка в верхней части окна и выполнить необходимые действия. Для отбраковки введенного значения параметра нажимается кнопка «Отмена».
12. После окончания измерений по всем ориентирам, следует нажать кнопку «Обсервация». Программа рассчитает и покажет на карте стандартным символом обсервованное место судна на момент последнего измерения и невязку, а также заполнит поля в окне «Обсервация по П и D»:
— ??- поправка к счислимым координатам по широте,
— ?? — поправка к счислимым координатам по долготе,
— С — величина невязки, в милях,
— т — направление невязки, в градусах,
— Т — время обсервации;
— М — радиальная СКП обсервации. Программа требует ввода как минимум результатов двух измерений. Например, можно определять место судна по пеленгу и расстоянию до одного ориентира или по пеленгам (расстояниям) двух ориентиров.
При наличии достаточной информации для однозначного решения задачи результаты обсервации отображаются черным цветом. В противном случае параметры показываются красным цветом. Если на момент обсервации не поступают данные о координатах места основной (аварийной) навигационной системы, обсервованное место может быть принято к счислению. Для этого надо нажать кнопку «Ввод» в окне функции. Место не принимается к счислению при поступлении в ЭКС информации о координатах места, а также — при выходе из функции без нажатия кнопки «Ввод».
Функция расчет текущего траверзного расстояния служит для непрерывного расчета и отображения текущего траверзного расстояния от судна до выбранного на карте ориентира. Для вызова функции надо нажать кнопку на панели управления. На экране появится окно «Траверзное расстояние». Далее следует совместить курсор с выбранным на карте ориентиром (точкой) и щелкнуть левой клавишей мыши. Программа отметит ориентир на карте специальным маркером +, его координаты будут выведены в полях ? и ?, а в верхней части окна начнут отображаться текущие значения:
— Дистанция — траверзного расстояния до ориентира;
— Т — расчетного времени движения до точки траверза (время имеет отрицательное значение после прохода траверза);
— Э — расчетной дистанции до точки траверза.
Значения координат маркера также могут быть набраны (или откорректированы) в полях ? и ? с помощью клавиатуры.
Функция «Прогноз положения судна» предназначена для расчета координат места судна на заданное время и отображения его на карте по текущим или введенным параметрам движения. Окно функции «Прогноз положения» открывается при нажатии кнопки на закладке «Уст» панели управления и содержит:
— переключатели выбора вариантов прогноза;
— поля ввода времени прогноза (Время), скорости (V) и путевого угла (ПУ);
— поля отображения прогнозируемых координат места судна (? и ?);
— переключатель «Показать место». При выборе варианта «По текущим V и ПУ» и ввода заданного времени, рассчитываются и отображаются прогнозируемые координаты места судна для текущих параметров движения. Для расчета по значениям параметров, задаваемым оператором, необходимо включить кнопку «По введенным V и ПУ» и ввести значения путевого угла и скорости.
При включенном переключателе «Показать место» прогнозируемое место судна отображается на карте символом в виде круга с индексом « ЕР ».
Контрольные вопросы:
1. Какая информация отображается в формуляре текущего маршрута?
2. Для каких целей используется окно «Информация о маршруте»?
3. Для каких целей используется окно «Обсервация по П и D» и порядок его использования?
4. Какая информация отобразится на экране дисплея после окончания измерений по всем ориентирам и нажатия кнопки «Обсервация»?
5. Как используется функция «Траверзное расстояние» и какая информация отображается на экране дисплея?
6. Для чего предназначена функция «Прогноз положения судна»?
Статьи к прочтению:
Выкатка из эллинга опытового гидрографического судна \
Похожие статьи:
-
Предварительная прокладка пути судна».
Методичні вказівки з виконанню Лабораторних робіт курсантів з предмету «Навігаційні інформаційні системи» Ціль робіт: навчити курсантів використанням…
-
Изменение маршрута движения транзактов
Блок TRANSFER(передавать) предназначен для передачи входящего в него транзакта в другой блок модели. Он имеет формат: TRANSFER [A],[B],[C],[D] Операнды В…