Конспект урока русского языка в 5 классе

      Комментарии к записи Конспект урока русского языка в 5 классе отключены

Тема:Синонимы.

Цель урока:дать понятие синонимов и их роли в речи.

Задачи:

— обучающие: научить различать синонимы с разными оттенками значений; эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью;

— развивающие: развивать умение подбирать синонимы к данному слову, использовать синонимы в речи, развивать монологическую речь учащихся;

— воспитательные: воспитывать любовь к слову, интерес к русскому языку.

Планируемые результаты:

личностные: формировать интерес к русскому языку;

метапредметные: развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля, взаимоконтроля; уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты.

предметные: расширить понятийную базу о лексике русского языка; с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися роли синонимов с различными оттенками значения.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы:индивидуальная, работа в группах, коллективная

Оборудование:

• компьютер (открыть сайт http://english-ikt5.jimdo.com/ Раздел «МАТЕРИАЛЫ В ПОМОЩЬ» / УРОК 1)

• мультимедийная аппаратура

• презентация урока

• тестовые задания по теме

Структура и ход урока:

Этапурока Деятельностьучителя Деятельностьученика УУД
1. Организационный момент Приветственное слово учителя: — Мы пришли сюда учиться, Нелениться, а трудиться. Работаемстарательно, Слушаем внимательно. — Начнём наш урок (проверка готовности учащихся к уроку,определение отсутствующих, организация внимания учащихся). Приветствуют учителя, делаютзаписи в тетрадях УУД: личностные, коммуникативные. Цель– создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуацииуспеха.
Актуализациязнаний Лексическийдиктант(по лексическому значению учащиеся должны определить слова и записатьих.Все слова языка (лексика).Разделлингвистики, изучающей лексику (лексикология).Слова, имеющие однолексическое значение (однозначные).Слова, имеющие несколько лексических значений (многозначные).Словаодинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы).Словас противоположным лексическим значением (антонимы). Самостоятельнозаписывают слова, а затем осуществляют самоанализ и взаимопроверку. Регулятивные(контроль, коррекция знаний).
3. Введение в тему Сегодня мыпознакомимся с новым явлением лексикии для ваших наблюдений предлагается отрывок из сказки Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца…». Собралисьстарые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – всеслушают, как хвастается заяц… -Эй, ты, косой глаз, ты и волка не боишься? -И волка не боюсь, и лисицы и медведя – никого не боюсь! Этоуж выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, засмеялись добрыестарушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы. 1.Назовитеглаголы движения, характеризующие зайцев в лесу. Чем интересны эти глаголы?(Собрались, сбежались, приплелись). 2. Как отреагировализайцы на хвастовство главного героя? (Хихикнули, засмеялись, улыбнулись). Итак, об одноми том же можно сказать разными словами, которые по смыслу близки, норазличаются оттенками значения. Дети находят синонимы в тексте,определяют их значение. УУД: Регулятивные(поиск и выделение информации). Предметные (анализ с целью выделения общих признаков, сравнение,построение логического рассуждения). Познавательные(умение строить высказывание, выражениесобственного мнения).
4. Определениетемы и целей урока. — Подумайте, о чем же мы будем говоритьсегодня на уроке? В течение урока мы должныответить на следующие вопросы: Синонимы – это … (примеры) Синонимический ряд – это …(свои примеры) Это группа слов,объединённых синонимическими отношениями. Роль синонимов в речи… Формулируют тему и цель урока. УУД: Регулятивные (формулировать темуи цель урока, планирование). Познавательные (формулированиепроблемы)
5. Открытие нового знания. 1. Объяснение новой темы. Что жеэто за слова «синонимы»? Постараемсявыяснить и дополнить наши знания. — Назовите слова, обозначающие место, гдеживёт человек. Учитель показывает слайды, ответы записываются в тетрадях. (Дом,хижина, курень, изба,коттедж, вилла). Дом -общеупотребительное слово и является стилитическинейтральным синонимом для остальных слов, употребляется в текстах разныхстилей. Хижина — устаревшее слово,коттедж, вилла — заимствованные, пришедшие из другого языка. — Словаэти одной части речи, обозначают одно и то же, но могут отличаться друг отдруга оттенками лексического значения и употреблением в речи. Эти слованазываются синонимами. ВЫВОД: Синонимы разнообразят нашу речь, делают ее богаче, ярче,выразительнее. Синонимы отличаются оттенками лексического значения. Дети определяют значение каждого слова,находят различия в значении слов, делают вывод. Проблемноеобъяснение нового материала. УУД: Коммуникативные (взаимодействие,в ходе которого выясняются значения слов, признаки синонимов. Познавательные (наблюдение,поиск информации).
2. Работа с текстом учебника. Посмотримтеперь, как учебник даёт определение синонимов (Т.А. Ладыженская,М.Т. Баранов др. Русский язык 5 класс: п. 67, с.136-137). Читают теоретический материал вучебнике, делают выводы. Познавательные(наблюдение, поиск информации).
6. Закрепление знания 1.Предлагаетвыполнить упр. 349( по заданию) Выполняютзадание (коллективная работа, по желанию – самостоятельно с последующейсамопроверкой). Предметные Познавательные (общеучебные действия) Регулятивные (контроль)
2. Работа в группах Упражнение:нахождение синонимов в стихотворениях (работа в группах). Где мы?Отгадайте Не море, неземля, Пароходы не плавают И ходить нельзя. (Болото). – На путитопкое болото. Сидит водяной. Он покажет нам путь через болото, если выправильно найдёте синонимы в стихотворениях (стихотворения записаны накочках). (Выходят учащиеся от каждой группы и берут кочки) 1-я кочка (1-ягруппа) Бураны, вьюгии метели, Как много с ними канители, Как много шума, толкотни, Как надоели мне они! – Так проворчал мороз угрюмый И речку в лед сковал без шума. 2-я кочка (2-ягруппа) Зябнет осинка, Дрожит на ветру, Стынет на солнышке, Мерзнет в жару. 3-я кочка (3-ягруппа) Дуб дождя иветра вовсе не боится. Кто сказал, что дубу страшно простудиться. Ведь до поздней осени дуб стоит зеленый, Значит, дуб выносливый, значит, закаленный. (Посоветовавшись,каждая команда отвечает и защищает свой ответ). – Почему вырешили, что это синонимы? (Обозначаетодно и то же, но по-разному, является одной и той же частью речи). – Какой частьюречи являются синонимы в 1-й группе? Во второй? В третьей? (существительные,глаголы, прилагательные). – Что сильнее- метель или буран? – Чемотличаются метель, пурга, буран, вьюга как явление природы? (силою ветра) – Какое словоещё можно поставить в этом синонимическом ряду? (пурга) На доске:Загрустить – затужить, печаль, закручиниться, пригорюниться. – Какое словоздесь лишнее? (лишнее печаль, т.к.синонимы являются одной и той же частью речи) – Подберитеглагол-синоним с корнем печаль (запечалиться) Итог: Итак,какими частями речи могут быть синонимы? Разбиваютсяна группы, выполняют задание, один из группы отвечает Коммуникативные (умениевысказывать и отстаивать свою точку зрения) Познавательные (поиск информации) Регуляьтвные (анализтекстов)
3. Знакомствосо «Словарём синонимов русского языка». Каждая словарная статья словарясинонимов состоит из нескольких примеров, образующих синонимический ряд,который начинается со стержневого слова (его еще называют доминантой). Оноявляется наиболее употребительным. В словаре синонимов стержневое слово стоитпервым в синонимическом ряду. Рассматриваютсловари Познавательные
7.
  1. Знакомствос определением синонимического ряда

-Перепишите синонимы в порядке усиления действия: — Восхищаться, хвалить,превозносить, одобрять. — Шептать, кричать,сказать, воскликнуть. Группасинонимов — это синонимический ряд. Градация- группа синонимов одной и той жечасти речи, где каждое слово сильнее,выразительнее отражает смысл сказанного.

Выполняют задание, предложенное учителем Самопроверка выполненной работы. Познавательные: (использование знако-символическихсредств)Регулятивные (контроль) Коммуникативные (выражениесвоих мыслей с достаточной полнотой и точностью)
Физминутка Игра в мяч. Учитель бросает мяч одному из ребят, он называет синоним кслову, которое произносит учитель. Приятель-друг Противник-враг Шагать-идти Солдат-воин,боецРодник-ключ Доктор-врач Метель-вьюга, пурга,ураган Холод-мороз, стужа Мокрый- сырой, влажный Вкусный- аппетитный,лакомый. Играют Коммуникативные
Закрепление знаний(продолжение) Определение ролисинонимов в речи 1.Редактирование текста.Детямпредлагается текст с повторяющимисясловами. Необходимо заменить их синонимами. Нетболее робкого животного, чем заяц. Даже при слабом шуме он пугается и бежит.Только поздно вечером или ночью робкий зайчишка выходит из своего убежища, ас рассветом прячется в каком-нибудь укромном уголке. Много у робкого зайчикаврагов. За ним охотятся и голодный волк, и хищный ястреб, и охотник. Слова для справок: робкий, пугливый, трусливый,боязливый.(Объяснить знаки препинания схемой в последнем предложении)Какойтекст звучит лучше, тот, который был предложен вам или тот, который создаливы?Сделайте вывод: а для чегонам нужны синонимы?Синонимы нам необходимы, так как делают нашу речь более яркой,выразительной, помогают избегать повторов и не допускать речевых ошибок Работают с текстом, делаютвыводы Коммуникативные (постановкавопроса) Познавательные (анализируюттекст, выделяя нужные слова) Регулятивные(выделяют и осознают то, что уже усвоено, вносят коррективы)
2. Спишите предложения.Вместо точек вставьте стоящие в скобках слова в нужном падеже. 1) Партизаны отразили все … противника. Вся природа ждала … весны. (атака, наступление) 2) Учитель регулярно проводил … с родителями. Он оплатил на почте … потелефону. (беседа, разговор) 3) Из окна открывался красивый … на море. … в романах Тургеневаиграет важную роль. (вид, пейзаж). Записывают предложения втетради, вставляя слова в нужном падеже. Проводят взаимопроверку. Регулятивные (контроль,коррекция, оценка) Познавательные (постановка ирешение проблемы) Коммуникативные (умениевыражать свои мысли)
3. Соедините линиями синонимы из разных колонок.БагрянецСвоеобразиеСхематизм Высказывание Несгибаемость Шаблонность Индивидуальность Стойкость ТекстСкульптор АбзацОтступВаятель Пурпур Задание выполняется на доске Познавательные(постановка и решение проблемы) Коммуникативные (умениевыражать свои мысли)
8. Контроль усвоения материала Мини-тест 1. Подберите синоним к словуБОРОТЬСЯ. А) состязание Б) сражаться В) борьба 2. Какое из данных слов не являетсясинонимом к слову АККУРАТНЫЙ? А) чистоплотный Б) опрятный В) аккуратно 3. Какая из данных строкявляется синонимическим рядом? А) добрый – участливый –человеколюбие Б) лёгкий – воздушный –невесомый В) молодость – юность -молодеть Участвуют в тестировании. Проводят самоанализи взаимопроверку. Регулятивные (контроль, коррекция, оценка)
9. Итог урока Подводит итог урока, выставляетоценки, комментирует работу учащихся на уроке. Воспринимают информацию.Оценивают свою работу на уроке. Регулятивные (самооценка) Личностные (самоопределение,нравственно- эстетическое оценивание)
10. Рефлексия Ребята, продолжите предложения: 1.Сегодня на уроке мыповторили… 2.Мы узнали… 3.Научились … 4.Самым интересным мнепоказался тот момент, когда … 5.Трудным для меня стало… Синонимы– это … (примеры ..) Синонимическийряд – это … (свои примеры) Это группа слов,объединённых синонимическимиотношениями. Рольсинонимов в речи… Рефлексируют.Выражают личное отношение к процессу и результатам урока. Познавательные (рефлексия деятельности) Регулятивные (контроль и оценка процесса и результатов деятельности) Личностные (самоопределение,самооценка) Коммуникативные (выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью) Личностные (адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебнойдеятельности)
8. Домашнее задание §67, упр. 353 Записывают домашнее задание Личностные

Статьи к прочтению:

КАК КРАСИВО ВЕСТИ КОНСПЕКТЫ // BACK TO SCHOOL


Похожие статьи: