Листинг 1. программа расчета стоимости товаров с учетом налога на предметы роскоши.

      Комментарии к записи Листинг 1. программа расчета стоимости товаров с учетом налога на предметы роскоши. отключены

Лабораторная работа №6

УПРАВЛЕНИЕ УСЛОВИЯМИ

If — маленькое слово с большими возможностями

Это короткое слово имеетбольшой вес. Инструкция if используется в тех случаях, когда необходимо решить, должна ли быть выполнена конкретная инструкция программы (if по-английски значит «если»). Структура if выглядит следующим образом:

if (condition)instruction;

Этой записью мы говорим: «Если некоторое условие выполняется (является истинным), инструкция должна быть выполнена» (рис.1). То есть, компьютер, встретив ключевое слово if, выполняет инструкцию, следующую за ним, если условие в скобках является истинным.


Рис.1. Структура инструкции if

Если условие не выполняется, компьютер пропускает инструкцию, записанную после if, и переходит к следующим строкам программы. Использование if не будет вызывать у вас затруднений, как только вы запомните основные моменты:

  • условие заключается в круглые скобки;
  • точку с запятой ставят не после условия, а только в конце инструкции;
  • Си относится к языкам свободного формата, поэтому условие и инструкцию можно помещать в одной строке. Разделяя их, мы просто делаем программу более удобной для чтения.

Условия

Условием в инструкции if является сравнение значений: значение переменной или константы сравнивается с литералом, или со значением другой переменной или константы. Сравнение выполняется с помощью одного из следующих операторов отношения:

Оператор Значение Пример
== равно if (tax == 0.06)
больше if (hours40)
меньше if (hours 40)
= больше или равно if (salary= 10000)
меньше или равно if (cost
!= не равно if (count != 1)

Обратите внимание: когда вы хотите узнать, равны ли два значения друг другу, то должны использовать оператор отношения, состоящий из двух знаков равенства (==) подряд. Если поставить только один знак равенства, компилятор сгенерирует предупреждение, или, реже, ошибку. Единичный знак равенства (=) используется для обозначения присваивания значения переменной.

Простейшая инструкция с использованием if выглядит примерно так:

if (time 11) puts(Уже поздно, ступайте домой.);

Здесь говорится: «Если значение переменной time больше 11, тогда следующее сообщение должно быть выведено на дисплей». Если значение переменной time окажется меньше 11, сообщение не появится.

С помощью условия if можно проверять значения числовых или символьных переменных, но не строк. Например, при компиляции следующего фрагмента программы компилятор не сообщит об ошибке, но и нужный результат тоже не будет получен:

gets(name);if (name == Адам) puts(Позвоните домой);

Строковые переменные подробно обсуждаются в работе 8.

В программе, приведенной в Листинге 1, используется инструкция if. Эта программа является вариантом программы, которую мы уже видели в предыдущей главе. В ней рассчитывалась общая стоимость наименования товара с учетом налога на продажи. Здесь добавлен расчет специального налога на предметы роскоши для товаров, цена которых превышает 40000 долларов. Расчет этого налога выполняется в инструкции:

if (cost 40000.00) luxury = cost * 0.005;

Листинг 1. Программа расчета стоимости товаров с учетом налога на предметы роскоши.

/*luxury1.c*/main() { float cost, tax, luxury, total; luxury = 0.0; printf(Введите цену товара: ); scanf(%f, cost); tax = cost * 0.06; if (cost40000.00) luxury = cost * 0.005; total = cost + tax + luxury; printf(Стоимость единицы товара с учетом налогов составляет %.2f, total); }

В этих инструкциях говорится: «Если значение переменной cost больше 40000, то переменной luxury присваивается значение, равное значению cost, умноженному на 0.5 процента». Последние две строки инструкций в программе выполняются в любом случае, независимо от того, присутствует налог на предметы роскоши или нет, так как эти строки расположены после точки с запятой, завершающей инструкцию if.

Заметьте, что в начале программы переменной luxury присваивается начальное значение, равное 0, в отличие, например, от переменной tax. Причина в том, что переменной tax в любом случае будет присвоено значение, полученное в результате выполнения математических операций tax = cost * 0.06, а расчет и присваивание значения переменной luxury осуществляется только в том случае, если стоимость превышает 40тысяч долларов. Если условие не соблюдается, расчет не производится. В этом случае, если бы переменная luxury не была инициализирована, в выражение расчета общей стоимости было бы подставлено случайное значение, хранящееся в памяти. Поэтому представляется в высшей степени разумным, если вы всегда будете присваивать начальное значение переменным, которые используются в инструкции if, так же, как это делается при использовании счетчика и аккумулятора.

Используя операторы отношения больше и меньше, удостоверьтесь, что с их помощью вы составили именно те условия, которые необходимы. В приведенном примере налог на предметы роскоши добавляется только в том случае, если цена товара хотя бы на один цент превышает 40 тысяч долларов, то есть если вещь стоит 40 тысяч долларов 1 цент и больше. Если стоимость товара составляет ровно 40 тысяч долларов, налог на предметы роскоши не добавляется. Если бы налогом облагались товары, стоимостью 40 тысяч долларов и выше, следовало бы указать условие:

if (cost= 40000.00)

Разница между операторами больше и больше или равно либо меньше и меньше или равно с виду кажется незначительной, но она может весьма существенно сказаться на результатах, получаемых от программы.

Составные инструкции

В общем случае if выполняет только одну инструкцию. Если возникает необходимость, чтобы при выполнении одного условия выполнялось несколько команд, следует использовать составную инструкцию. Составной инструкцией называется последовательность любых инструкций, заключенных в фигурные скобки. С точки зрения синтаксиса языка такая последовательность будет рассматриваться как единая инструкция.

В качестве примера рассмотрим программу, текст которой приведен в Листинге 2. Здесь при истинности одного условия выполняются две инструкции. Открывающая фигурная скобка после условия указывает начало составной инструкции, а закрывающая фигурная скобка в конце второй инструкции обозначает ее конец. Все инструкции, помещенные внутри фигурных скобок, будут выполнены только при истинности соответствующего условия. Табуляцию мы использовали только для того, чтобы подчеркнуть, что обе инструкции являются частями инструкции if. Для компилятора же табуляция не содержит никакой информации.

Статьи к прочтению:

3000+ Common English Words with British Pronunciation


Похожие статьи: