Ниже приведен результат выполнения данной программы.

      Комментарии к записи Ниже приведен результат выполнения данной программы. отключены

Сумма равна 55 Произведение равно 362880 0

В данном примере внутри кодового блока организуется цикл для вычисления суммы и произведения. В отсутствие такого блока для достижения того же самого результата пришлось бы организовать два отдельных цикла.

И последнее: кодовые блоки не снижают эффективность программ во время их выполнения. Иными словами, наличие символов { и }, обозначающих кодовый блок, никоим образом не замедляет выполнение программы. В действительности применение кодовых блоков, как правило, приводит к повышению быстродействия и эффективности программ, поскольку они упрощают программирование определенных алгоритмов.

Точка с запятой и оформление исходного текста программы

В C# точка с запятой обозначает конец оператора. Это означает, что каждый оператор в отдельности должен оканчиваться точкой с запятой.

Как вы уже знаете, кодовый блок представляет собой набор логически связанных операторов, заключенных в фигурные скобки. Блок не оканчивается точкой с запятой, поскольку он состоит из группы операторов. Вместо этого окончание кодового блока обозначается закрывающей фигурной скобкой.

В C# конец строки не означает конец оператора — о его окончании свидетельствует только точка с запятой. Именно поэтому оператор можно поместить в любой части строки. Например, на языке C# строки кода

X = у; у = у + 1;

Console.WriteLine(х + + у); означают то же самое, что и строка кода

х = у; у = у + 1; Console.WriteLine(х + + у);

Более того, составные элементы оператора можно располагать в отдельных строках. Например, следующий фрагмент кода считается в C# вполне допустимым.

Console.WriteLine(Это длинная строка вывода + х + у + z +

дополнительный вывод);

Такое разбиение длинных строк нередко применяется для того, чтобы сделать исходный текст программы более удобным для чтения. Оно помогает также исключить заворачивание слишком длинных строк.

Возможно, вы уже обратили внимание на то, что в предыдущих примерах программ некоторые операторы были набраны с отступом. В C# допускается свободная форма записи. Это означает, что взаимное расположение операторов в строке не имеет особого значения. Но с годами в программировании сложился общепринятый стиль оформления исходного текста программ с отступами, что существенно облегчает чтение этого текста. Именно этому стилю следуют примеры программ в данной книге, что рекомендуется делать и вам. В соответствии с этим стилем следует делать отступ (в виде нескольких пробелов) после каждой открывающей фигурной скобки и возвращаться назад после закрывающей фигурной скобки. А для некоторых операторов даже требуется дополнительный отступ, но об этом речь пойдет далее.

Ключевые слова C#

Основу любого языка программирования составляют его ключевые слова, поскольку они определяют средства, встроенные в этот язык. В C# определены два общих типа ключевых слов: зарезервированные и контекстные. Зарезервированные ключевые слова нельзя использовать в именах переменных, классов или методов. Их можно использовать только в качестве ключевых слов. Именно поэтому они и называются зарезервированными. Их иногда еще называют зарезервированными словами , или зарезервированными идентификаторами. В настоящее время в версии 4.0 языка C# определено 77 зарезервированных ключ^евых слов (табл. 2.1).

Таблица 2.1. Ключевые слова, зарезервированные в языке C#

Abstract

As

Base

Bool

Break

Byte

Case

Catch

Char

Checked

Class

Const

Continue

Decimal

Default

Delegate

Do

Double

Else

Enum

Event

Explicit

Extern

False

Finally

Fixed

Float

For

Foreach

Goto

If

Implicit

In

Int

Interface

Internal

Is

Lock

Long

Namespace

New

Null

Object

Operator

Out

Override

Params

Private

Protected

Public

Readonly

Ref

Return

Sbyte

Sealed

Short

Sizeof

Stackalloc

Static

String

Struct

Switch

This

Throw

True

Try

Typeof

Uint

Ulong

Unchecked

Unsafe

Ushort

Using

Virtual

Volatile

Void

While

Кроме того, в версии C# 4.0 определены 18 контекстных ключевых слов, которые приобретают особое значение в определенном контексте. В таком контексте они выполняют роль ключевых слов, а вне его они могут использоваться в именах других элементов программы, например в именах переменных. Следовательно, контекстные ключевые слова*формально не являются зарезервированными. Но, как правило, их следует считать зарезервированными, избегая их применения в любых других целях. Ведь применение контекстного ключевого слова в качестве имени какого-нибудь другого элемента программы может привести к путанице, и поэтому считается многими программистами плохой практикой. Контекстные ключевые слова приведены в табл. 2.2.

Таблица 2.2. Контекстные ключевые слова в C#

Add

Dynamic

From

Get

Global

Group

Into

J oin

Let

Orderby

Partial

Remove

Select

Set

Value

Var

Where

Yield

Идентификаторы

В C# идентификатор представляет собой имя, присваиваемое методу, переменной или любому другому определяемому пользователем элементу программы. Идентификаторы могут состоять из одного или нескольких символов. Имена переменных могут начинаться с любой буквы алфавита или знака подчеркивания. Далее может следовать буква, цифра или знак подчеркивания. С помощью знака подчеркивания можно повысить удобочитаемость имени переменной, как, например, line_count. Но идентификаторы, содержащие два знака подчеркивания подряд, например, max_value,

зарезервированы для применения в компиляторе. Прописные и строчные буквы в C# различаются. Так, например myvar и MyVar — это разные имена переменных. Ниже приведены некоторые примеры допустимых идентификаторов.

Test

X

У2

MaxLoad

Up

Top

My var

Sample23

Помните, что идентификатор не может начинаться с цифры. Например, 12х — недействительный идентификатор. Хорошая практика программирования требует выбирать идентификаторы, отражающие назначение или применение именуемых элементов.

Несмотря на то что зарезервированные ключевые слова нельзя использовать в качестве идентификаторов, в C# разрешается применять ключевое слово с предшествующим знаком @ в качестве допустимого идентификатора. Например, @for — действительный идентификатор. В этом случае в качестве идентификатора фактически служит ключевое слово for, а знак @ просто игнорируется. Ниже приведен пример программы, демонстрирующей применение идентификатора со знаком @.

// Продемонстрировать применение идентификатора со знаком

Using System;

class IdTest {

static void Main() { int @if; // применение ключевого слова if

//в качестве идентификатора

for(@if = 0; @if10; @if++)

Console . Writ-eLine ( @if равно+ @if) ;

}

}

Приведенный ниже результат выполнения этой программы подтверждает, что @if правильно интерпретируется в качестве идентификатора.

@if равно 0 @if равно 1 @if равно 2 @if равно 3 @if равно 4 @if равно 5 @if равно 6 @if равно 7 @if равно 8 @if равно 9

Откровенно говоря, применять ключевые слова со знаком @ в качестве идентификаторов не рекомендуется, кроме особых случаев. Помимо того, знак @ может предшествовать любому идентификатору, но такая практика программирования считается плохой.

Библиотека классов среды .NET Framework

В примерах программ, представленных в этой главе, применялись два встроенных метода: WriteLine ( ) и Write () . Как упоминалось выше, эти методы являются членами класса Console, относящегося к пространству имен System, которое определяется в библиотеке классов для среды .NET Framework. Ранее в этой главе пояснялось, что среда C# опирается на библиотеку классов, предназначенную для среды .NET Framework, чтобы поддерживать операции ввода-вывода, обработку строк, работу в сети и графические пользовательские интерфейсы. Поэтому, вообще говоря, C# представляет собой определенное сочетание самого языка C# и стандартных классов .NET. Как будет показано далее, библиотека классов обеспечивает функциональные возможности, являющиеся неотъемлемой частью любой программы на С#. Для того чтобы научиться программировать на С#, нужно знать не только сам язык, но и уметь пользоваться стандартными классами. Различные элементы библиотеки классов для среды .NET Framework рассматриваются в части I этой книги, а в части II — сама библиотека по отдельным ее составляющим.

Первый раз в зале? Тренировка для новичка! Линдовер Станислав