Основные методы и приемы обучения. особенности фонетического анализа в начальной школе

      Комментарии к записи Основные методы и приемы обучения. особенности фонетического анализа в начальной школе отключены

Дидактические игры и занимательные упражнения при изучении фонетики и графики в начальных классах

План

Введение

Глава 1. Особенности изучения фонетики и графики в начальных классах

1.1Содержание и структура школьного курса фонетики,графики

1.2Основные методы и приемы обучения. Особенности фонетического анализа в начальной школе.

Глава 2.Дидактические игры и занимательные упражнения как средство активизации познавательной деятельности младших школьников

2.1 Место и роль дидактических игр и занимательных упражнений в образовательном процессе

2. Методические приемы организации деятельности в рамках выделенной проблемы

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Введение

Фонетические знания очень важны для школьников, так как они тесно связаны с графикой и проявляются в орфографической грамотности и орфоэпических нормах, а также способствуют осмысленному и глубокому усвоению родной речи. Этим обусловлена актуальность нашего исследования.

Как сформировать фонетические представления учащихся начальной школы так, чтобы они стали прочной базой для дальнейшего освоения языковой системы – вот проблема над которой работает каждый учитель начальной школы.

Теоретической основой работы являются труды Т.П. Сальниковой, С.Л. Соловейчик, К.Д. Ушинского, Л.В. Щербы, Б.Т. Панова и др.

Объектом исследования является фонетическая система русского языка.

Предмет — приемы формирования фонетических представлений на уроках русского языка в начальной школе

Цель работы — рассмотреть приемы формирования фонетических представлений учащихся на уроках русского языка в начальной школе.

Для достижения указанной цели в работе представлены следующие задачи:

— изучить теоретическую литературу по теме исследования; выявить объем фонетических сведений, изучаемых в начальной школе;

— проанализировать программы «Гармония», «Начальная школа XXI века» в рамках изучаемой проблемы;

— проследить связь фонетических знаний с орфографией и орфоэпией;

— создать и апробировать систему фонетических упражнений, направленных на совершенствование фонетических представлений учащихся 3 класса гимназии №4 «Ступени»

Для решения поставленных задач использованы следующие научно – исследовательские методы:

— теоретический анализ методической литературы по проблемам исследования;

— формирующий этап, констатирующая и контрольная работа,-

наблюдение;

— анализ документации;

— методы статистической обработки данных.

В соответствии с задачами исследования разработана структура дипломной работы. Она состоит из введения, теоретической главы, в которой рассматриваются понятия звук речи, фонетические процессы, описывается классификация звуков русской речи, разграничиваются понятия «звук» и «буква»; во второй главе представлен анализ методической литературы, посвященной работе со звуком и буквой в начальной школе, представлен сравнительный анализ двух программ обучения «Гармония» и «Начальная школа 21 века», а также описала опытно-практическую работу, проведенную с целью совершенствования фонетический представлений учащихся 3 класса гимназии №4 «Ступени». Заключение представляет основные выводы по теме исследования, к которым пришел автор дипломной работы. Приложение содержит комплект заданий для опытно-практической работы.

Глава 1.

Особенности изучения фонетики и графики в начальных классах

Содержание и структура школьного курса фонетики,графики

Фонетика как отрасль языкознания изучает содержание первого, нижнего уровня языковой системы-произносительного. Теоретический материал этого уровня составляют учения о звуках речи, их характеристика, классификация, учение о слогоделении, об ударении в слове, представления о других произносительных средствах, о громкости речи, ее темпе, о повышении и понижении голоса, о паузах, об интонациях. Программы обычно представляют тщательную отработку практических умений: от фонетического (а затем и звуко-буквенного) анализа до выразительной речи, до развития дикции и усвоения орфоэпии. Фонетика составляет основной материал 1 класса; в последующих классах материал углубляется, усложняются примеры, закрепляются практические умения. Трудность для детей представляют выделение звуков из некоторых сочетаний, различие твердости/мягкости согласных; в процессе дальнейшего обучения детей нередко затрудняет соотношение звука и буквы: чтение и письмо выдвигают в глазах детей букву в сравнении со звуком (но это уже графика).

Основой усвоения графики служат четкие умения в области фонетики. Каждый звук (точнее каждая фонема) должен иметь свой знак, т.е. букву. Но вскоре дети узнают, что звук и буква совпадают не всегда. Система правил обозначения звуков (фонем)составляют предмет графики. В содержание графики так же входят заглавные буквы, знаки препинания, средства выделения абзацев.

Изучение фонетики и графики во времени совмещают с обучением грамоте, т.е. с работой по букварю. В этот период уроки объединяют звук и его букву, т.е. фонетика и графика объединяются в одном уроке. Но в дальнейшем в курсе языка встречаются темы фонетико-графического содержания, связанные с правописанием и культурой речи: «Сочетания жи-ши», «Разделительный Ь», «Употребление ъ в середине слова», и т.д.

Фонетико-графические темы, как и орфографические, подчас «вклиниваются» в грамматический материал. Кроме того, фонетико-графическая линия, сливаясь с орфографической, не прерывается, а вплетается в общую систему на протяжении всех лет начального обучения. Непрерывность этой линии обеспечивается так же фонетическим (фонетико-графическим) разбором в системе звукового анализа.

Дети с I класса практически владеют понятием «слог» и в простейших случаях могут правильно произвести слогоделение. Курс фонетики IV класса в теоретическом плане ничего нового к этим начальным знаниям не добавляет, поскольку учащимся не дается ни определения слога, ни правил слогоделения.

Исключительно важным элементом звукового строя русского языка является словесное ударение, изучению которого в школе уделяется большое внимание. Русское словесное ударение носит количественно-динамический характер, т. е. ударный гласный отличается большей длительностью и силой. На первом из этих свойств основан используемый в начальных классах способ определения ударного слога путем его протягивания (ру-кааа). На второе свойство ударного гласного — силу его, которое также знакомо детям с начальных классов, еще раз указывается в учебнике для IV класса. Здесь же дается представление еще об одной особенности ударного слога, обусловленной его силой,— об отчетливом произнесении в нем гласных звуков [а], [о], [э], которые в безударном слоге меняют свое произношение. Никаких других теоретических сведений об ударении раздел «Фонетика» не содержит.

Между тем русское ударение обладает двумя характерными особенностями, определяющими его функцию в языке, — разноместностью и подвижностью. Разноместность русского ударения проявляется в том, что оно не закреплено в языке за определенным слогом или морфемой и в принципе может падать на любой слог, на любую морфологическую часть слова.

Разноместность ударения делает его важным смыслоразлочительным средством. «В русском языке,— писал Л. В. Щерба,— можно приводить сотнями слова, которые различаются друг от друга только ударением» (ср.: полки — полки, уха — уха и др.). Подвижность же русского ударения состоит в том, что при словоизменении и словообразовании оно может перемещаться с одной морфемы на другую в пределах одного слова или гнезда родственных слов, например: нога — ногу — ногой, новый — заново — обновить. В силу этой особенности ударение становится вспомогательным средством при словоизменении и словообразовании. Свойствами русского ударения обусловлена и особенность его как предмета лингвистического изучения. Так, разноместность ударения делает его индивидуальным признаком слова и потому является предметом не только фонетики, но и лексикологии. Подвижность же ударения, проявляющаяся при словоизменении и словообразовании, относит его к сфере соответствующих наук — словообразования и морфологии. Соответственно и в школьном курсе сведения об особых свойствах русского ударения, отсутствующие в разделе «Фонетика», сообщаются детям в связи с изучением лексики, словообразования, морфологии.

Так, на разноместность ударения обращается внимание в связи с наблюдением над лексическим значением слов, различающихся только ударением (омографов). Подвижность же ударения является предметом специальных наблюдений в курсе морфологии при изучении таких, например, тем, как образование множественного числа некоторых существительных (адреса, выборы, шофёры и др.), образование кратких форм прилагательных и глагольных форм прошедшего времени. На слово — и формообразовательной подвижности ударения основан хорошо известный учащимся способ проверки безударных гласных — путем подбора однокоренных слов и изменения слова. Нетрудно заметить, что рассмотрение этого материала в школе подчинено практическим целям: орфографической и орфоэпической . Однако полезно в данном случае усилить и теоретический аспект, обращая внимание детей на смыслоразличительную роль русского ударения, на его участие в словоизменении и словообразовании.

При изучении же фонетики в IV классе ударение рассматривается только как один из элементов звуковой формы слова. Фонетический разбор в качестве обязательного требования включает определение ударного гласного. Здесь отрабатывается, закрепляется умение быстро и правильно определять место ударения в каждом слове — умение, совершенно необходимое и для дальнейших наблюдений над особенностями русского ударения, и для прочного овладения орфоэпической нормой, и для сознательного усвоения и использования всех орфографических правил, связанных с обозначением безударных гласных.

Основные методы и приемы обучения. Особенности фонетического анализа в начальной школе

В области методов обучения обращается внимание на такие условия:

-опора на практическое усвоение языка до изучения теории, на языковое чутье в этой области;

-постоянное сопоставление звукового и буквенного составов единиц языка;

-установка на фиксацию всех расхождений в ситуациях звук/буква;

-проговаривание, артикуляция, скандирование, отработка голоса;

-тренировка слуха, тренировка пишущей руки;

-образцы хорошего произношения и каллиграфического письма и пр.

Далеко не каждое слово, может стать объектом звукового разбора. При отборе слов, учителю необходимо учитывать фонематические особенности слов, и меру сложности, которую представляют для ученика каждое анализируемое слово. Все слова можно разделить на 3 группы:1) Слова состоящие из звуков в сильных позициях.(сын,день,тюльпан.)2) Слова состоящие из звуков в сильных позициях и слабых практически совпадающих по своим акустическим характеристикам сильными позициями, тех же фонем.(трава, лиса, суп). Слова 1-й и 2-й группы не представляют сложности для звукового разбора.3) Слова которые имеют в своем составе звуки в сильных и слабых позициях при чем,последние отличаются по звучанию от сильных позиций тех же фонем(мороз). Среди слов 3-й группы есть такие, которые необходимо анализировать в младших классах(двусложные слова с ударением на вторые слоги:нога,бегун,пятно и т.п), но есть и такие котрые лучше не использовать для фонетического анализа. Не рекомендуется брать:

1. Слова с редуцированными гласными( во 2,3-м предударном и в заударном слогах есть буквы е,а,о,я,э.Например: вечер,грохот.

2. Слова с непроизносимыми буквами согласных.Например: солнце, лестница.

3. Слова с упрощением и ассимиляцией.счастье,сшить и др.

4. Слова с удвоенными буквами согласных.:сумма,гамма.

Виды звукового анализа в начальной школе. В методике различают собственно-фонетический (звуковой) разбор и звукобуквенный разбор. Цель первого определение звуковой последовательности в слове без обращения к буквам. 2-й включает в себя выяснение соотношения выделенных звуков с буквами. Собственно-фонетический разбор практикуется на начальном этапе обучения языку в период обучения граммоте и является начальной ступенью любого вида фонетического разбора. Собственно-фонетическийй разбор целесообразно проводить по такому плану:

1. Произнеси и послушай слово.

2.Найди ударный слог, а затем скажи слово по слогам.

3. Протяни (выдели голосом) первый звук в полном слове, назови его и охактеризуй.

4.Обозначь выделенный звук условным знаком.

5. Протяни(выделив голосом второй звук в полном слове, назови его и охарактеризуй и т.д.

6.Произнеси подряд все названные звуки и послушай не искажается ли слово(проверь получилось ли слово). Развитие умения проводить звуковой анализ связано с расширением круга анализируемых слов. Если в начале разбираются слова 1-й и 2-й групп, то по мере взросления детей все большее место начинают занимать слова 3-й группы. Как только младшие школьники приступают к анализу слов, в которых есть звуки в слабых позициях не совпадающие с основным вариантом фонем, они на практике убеждаются в том,что в русском языке не в любой позиции возможен весь набор гласных и согласных звуков. Например:На конце только глухие согласные без ударения нет звука «о» и т.д. Таким образом обучения фонетики связано с обучением орфоэпии. С момента знакомства с буквами, основным видом упражнения на уроках по изучению фонетики и графики становится звукобуквенный разбор в своих 2-х разновидностям: фонетико-графическй и фонетико-орфографический. Преобразование собственно-звукового разбора в звукобуквенный потребует дополнение плана одним пунктом, а именно какой буквой обозначаетсяся каждый звук и почему.

Главная задача фонетико-графического разбора – это проследить действие слогового принципа русской графики, который находит свое закрепление в правилах передачи на письме твердости, мягкости согласных и фонемы «й».

Задачей фонетико-орфографического разбора отмечается тем, что он нацелен на развитие орфографической зоркости и на освоении правил правописания.В школе как правило все 3 вида звукового анализа сливаются в один(фонетический):

–Звукобуквенный: ученик проводит сначала собственно-фонетический разбор, затем обозначает звуки буквами и анализируя не совпадения обозначает орфограммы. Из алгоритма фонетического анализа постепенно уходят графические обозначения звуков. [йо/жы/ки][й’]согл.,звонк.,непарн.,мягк,непарн.,[о]гл.,ударн.,[жсогл.,звонк.,парн.,тверд,непарн.[ы]-гл.,безуд.,[к’]-согл,глух.,парн.,мягк., парн.,[и]гл.,безуд., 6 зв,5букв.

Статьи к прочтению:

Интерактивные методы обучения в условиях современного урока (ФГОС)


Похожие статьи: