Освоения выпускниками основной школы программы по информатике и икт

      Комментарии к записи Освоения выпускниками основной школы программы по информатике и икт отключены

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа села Сосновый Солонец муниципального района Ставропольский Самарской области

«Согласовано» Председатель Управляющего Совета ______________/______________________________/ Протокол №___от«___»__________20 г. «Утверждаю» ДиректорГБОУ СОШ с. СосновыйСолонец.________________ /А.М.Козлов/ Приказ№___от «___»__________20 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИНФОРМАТИКЕ

Учитель Кузиева Л. С.

Год составления 2016-2017 учебный год

Класс 7

Общее количество часов по плану 34 часа

Количество часов в неделю1 час

Рабочая программа по информатике для 7 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы основного общего образования информатике, авторской Программы по информатике И. Г. Семакина (М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013) к УМК авторского коллектива под руководством И. Г. Семакина. (М.: БИНОМ. Лаборатория знаний).

Учебник: Информатика: учебник для 7 класса / И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Л. В. Шестакова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

«___»_______________ 201 г. _______________________

(подпись учителя)

Рассмотрено на заседании ШМО учителей гуманитарного цикла

«___»_____________201 г. Протокол № _____

Руководитель ШМО ________________ __________________________

(подпись) (Фамилия, имя, отчество)

Содержание программы

Введение в предмет 1 ч.

Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Содержание базового курса информатики. Техника безопасности и санитарные нормы работы за ПК.

2. Человек и информация 4 ч (3+1)

Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы.

Измерение информации. Единицы измерения информации.

Практика на компьютере: освоение клавиатуры, работа с тренажером; основные приемы редактирования.

Учащиеся должны знать:

-связь между информацией и знаниями человека;

-что такое информационные процессы;

-какие существуют носители информации;

-функции языка, как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки;

-как определяется единица измерения информации — бит (алфавитный подход);

-что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.

Учащиеся должны уметь:

-приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;

-определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;

-приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;

-измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);

-пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);

-пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных.

Компьютерный практикум

-Практическая работа №1. Работа с тренажёром клавиатуры.

3.Компьютер: устройство и программное обеспечение 6 ч (3+3)

Начальные сведения об архитектуре компьютера.

Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы.

Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером.

Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы. Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс.

Практика на компьютере: знакомство с комплектацией устройств персонального компьютера, со способами их подключений; знакомство с пользовательским интерфейсом операционной системы; работа с файловой системой ОС (перенос, копирование и удаление файлов, создание и удаление папок, переименование файлов и папок, работа с файловым менеджером, поиск файлов на диске); работа со справочной системой ОС; использование антивирусных программ.

Учащиеся должны знать:

-правила техники безопасности и при работе на компьютере;

-состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;

-основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);

-структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти;

-типы и свойства устройств внешней памяти;

-типы и назначение устройств ввода/вывода;

-сущность программного управления работой компьютера;

-принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;

-назначение программного обеспечения и его состав.

Учащиеся должны уметь:

-включать и выключать компьютер;

-пользоваться клавиатурой;

-ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;

-инициализировать выполнение программ из программных файлов;

-просматривать на экране директорию диска;

-выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;

-использовать антивирусные программы.

Компьютерный практикум

-Практическая работа №2. Знакомство с интерфейсом операционной системы, установленной на ПК

4.Текстовая информация и компьютер 9 ч (3+6).

Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов.

Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода)

Практика на компьютере: основные приемы ввода и редактирования текста; постановка руки при вводе с клавиатуры; работа со шрифтами; приемы форматирования текста; работа с выделенными блоками через буфер обмена; работа с таблицами; работа с нумерованными и маркированными списками; вставка объектов в текст (рисунков, формул); знакомство со встроенными шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок.

При наличии соответствующих технических и программных средств: практика по сканированию и распознаванию текста, машинному переводу.

Учащиеся должны знать:

-способы представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы);

-назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);

-основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами).

Учащиеся должны уметь:

-набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;

-выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;

-сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.

Компьютерный практикум

-Практическая работа №3. Создание и обработка текстовых документов

5.Графическая информация и компьютер 6 ч (2+4)

Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика.

Графические редакторы и методы работы с ними.

Практика на компьютере: создание изображения в среде графического редактора растрового типа с использованием основных инструментов и приемов манипулирования рисунком (копирование, отражение, повороты, прорисовка); знакомство с работой в среде редактора векторного типа (можно использовать встроенную графику в текстовом процессоре).

При наличии технических и программных средств: сканирование изображений и их обработка в среде графического редактора.

Учащиеся должны знать:

-способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;

-какие существуют области применения компьютерной графики;

-назначение графических редакторов;

-назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.

Учащиеся должны уметь:

-строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;

-сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.

Компьютерный практикум

-Практическая работа №4. Работа с растровым графическим редактором

-Практическая работа №5. Работа с векторным графическим редактором

6.Мультимедиа и компьютерные презентации 6 ч (2+4)

Что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации.

Практика на компьютере: освоение работы с программным пакетом создания презентаций; создание презентации, содержащей графические изображения, анимацию, звук, текст, демонстрация презентации с использованием мультимедийного проектора;

При наличии технических и программных средств: запись звука в компьютерную память; запись изображения с использованием цифровой техники и ввод его в компьютер; использование записанного изображения и звука в презентации.

Учащиеся должны знать:

-что такое мультимедиа;

-принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера;

-основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.

Учащиеся должны уметь:

-Создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.

Компьютерный практикум

Практическая работа №6. Создание презентации с применением звука и изображения, с созданием гиперссылок

Планируемые результаты

освоения выпускниками основной школы программы по информатике и ИКТ

Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
  • понимание роли информационных процессов в современном мире;
  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
  • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
  • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
  • владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
  • ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).

Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:

в сфере познавательной деятельности:

• освоение основных понятий и методов информатики;

• выделение основных информационных процессов в реальных ситуациях, нахождение сходства и различия протекания информационных процессов в биологических, технических и социальных системах;

• выбор языка представления информации в соответствии с поставленной целью, определение внешней и внутренней формы представления информации, отвечающей данной задаче диалоговой или автоматической обработки информации (таблицы, схемы, графы, диаграммы; массивы, списки, деревья и др.);

• преобразование информации из одной формы представления в другую без потери её смысла и полноты;

• оценка информации с позиций интерпретации её свойств человеком или автоматизированной системой (достоверность, объективность, полнота, актуальность и т. п.);

• развитие представлений об информационных моделях и важности их использования в современном информационном обществе;

• построение моделей объектов и процессов из различных предметных областей с использованием типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм, формул, программ, структур данных и пр.);

• оценивание адекватности построенной модели объекту-оригиналу и целям моделирования;

• осуществление компьютерного эксперимента для изучения построенных моделей;

• построение модели задачи (выделение исходных данных, результатов, выявление соотношений между ними);

• выбор программных средств, предназначенных для работы с информацией данного вида и адекватных поставленной задаче;

• освоение основных конструкций процедурного языка программирования;

• освоение методики решения задач по составлению типового набора учебных алгоритмов: использование основных алгоритмических конструкций для построения алгоритма, проверка его правильности

путём тестирования и/или анализа хода выполнения, нахождение и исправление типовых ошибок с использованием современных программных средств;

• умение анализировать систему команд формального исполнителя для определения возможности или невозможности решения с их помощью задач заданного класса;

• оценивание числовых параметров информационных процессов (объёма памяти, необходимого для хранения информации, скорости обработки и передачи информации и пр.);

• вычисление логических выражений, записанных на изучаемом языке программирования; построение таблиц истинности и упрощение сложных высказываний с помощью законов алгебры логики;

• построение простейших функциональных схем основных устройств компьютера;

• определение основополагающих характеристик современного персонального коммуникатора, компьютера, суперкомпьютера; понимание функциональных схем их устройства;

• решение задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий;

в сфере ценностно-ориентационной деятельности:

• понимание роли информационных процессов как фундаментальной реальности окружающего мира и определяющего компонента современной информационной цивилизации;

• оценка информации, в том числе получаемой из средств массовой информации, свидетельств очевидцев, интервью; умение отличать корректную аргументацию от некорректной;

• использование ссылок и цитирование источников информации, анализ и сопоставление различных источников;

• проблемы, возникающие при развитии информационной цивилизации, и возможные пути их разрешения;

• приобретение опыта выявления информационных технологий, разработанных со скрытыми целями;

• следование нормам жизни и труда в условиях информационной цивилизации;

• авторское право и интеллектуальная собственность; юридические аспекты и проблемы использования ИКТ в быту, учебном процессе, трудовой деятельности;

в сфере коммуникативной деятельности:

• осознание основных психологических особенностей восприятия информации человеком;

• получение представления о возможностях получения и передачи информации с помощью электронных средств связи, о важнейших характеристиках каналов связи;

• овладение навыками использования основных средств телекоммуникаций, формирования запроса на поиск информации в Интернете с помощью программ навигации (браузеров) и поисковых программ, осуществления передачи информации по электронной почте и др.;

• соблюдение норм этикета, российских и международных законов при передаче информации по телекоммуникационным каналам;

в сфере трудовой деятельности:

• определение средств информационных технологий, реализующих основные информационные процессы;

• понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей и технических и экономических ограничений;

• рациональное использование широко распространённых технических средств информационных технологий для решения общепользовательских задач и задач учебного процесса (персональный коммуникатор, компьютер, сканер, графическая панель, принтер, цифровой проектор, диктофон, видеокамера, цифровые датчики и др.), усовершенствование навыков, полученных в начальной школе и в младших классах основной школы;

• знакомство с основными программными средствами персонального компьютера — инструментами деятельности (интерфейс, круг решаемых задач, система команд, система отказов);

• умение тестировать используемое оборудование и программные средства;

• использование диалоговой компьютерной программы управления файлами для определения свойств, создания, копирования, переименования, удаления файлов и каталогов;

• приближённое определение пропускной способности используемого канала связи путём прямых измерений и экспериментов;

• выбор средств информационных технологий для решения поставленной задачи;

• использование текстовых редакторов для создания и оформления текстовых документов (форматирование, сохранение, копирование фрагментов и пр.), усовершенствование навыков, полученных в начальной школе и в младших классах основной школы;

• решение задач вычислительного характера (расчётных и оптимизационных) путём использования существующих программных средств (специализированные расчётные системы, электронные таблицы) или путём составления моделирующего алгоритма;

• создание и редактирование рисунков, чертежей, анимаций, фотографий, аудио- и видеозаписей, слайдов презентаций, усовершенствование навыков, полученных в начальной школе и в младших классах основной школы;

• использование инструментов презентационной графики при подготовке и проведении устных сообщений, усовершенствование навыков, полученных в начальной школе и в младших классах основной школы;

• использование инструментов визуализации для наглядного представления числовых данных и динамики их изменения;

• создание и наполнение собственных баз данных;

• приобретение опыта создания и преобразования информации различного вида, в том числе с помощью компьютера;

в сфере эстетической деятельности:

• знакомство с эстетически-значимыми компьютерными моделями из различных образовательных областей и средствами их создания;

• приобретение опыта создания эстетически значимых объектов с помощью возможностей средств информационных технологий (графических, цветовых, звуковых, анимационных);

в сфере охраны здоровья:

• понимание особенностей работы со средствами информатизации, их влияния на здоровье человека, владение профилактическими мерами при работе с этими средствами;

• соблюдение требований безопасности и гигиены в работе с компьютером и другими средствами информационных технологий.

Календарно тематическое планирование

№ урока Тема урока Кол-во часов Формы контроля Сроки
Введение в предмет
Предметинформатики. Роль информации в жизни людей. Содержание курса информатикиосновной школы. Техника безопасности и санитарные нормы работы за ПК Устныйопрос Самостоятельнаяработа
Человек и информация
Информацияи знания. Восприятие информации человеком Устныйопрос Самостоятельнаяработа Практическаяработа
Информационныепроцессы. Работа с тренажером клавиатуры
П/р Работас тренажером клавиатуры
Измерениеинформации (алфавитный подход). Единицы измерения информации
Компьютер: устройство ипрограммное обеспечение
Назначениеи устройство компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти Устныйопрос Самостоятельнаяработа Практическаяработа Контрольноетестирование
Устройствоперсонального компьютера и его основные характеристики
Понятиепрограммного обеспечения и его типы. Назначение операционной системы и ееосновные функции
Пользовательскийинтерфейс
Файлы ифайловые структуры
П/р Работас файловой структурой операционной системы
Контрольноетестирование по темам «Человек и информация», «Компьютер: устройство ипрограммное обеспечение»
Текстовая информация и компьютер
Представлениетекстов в памяти компьютера. Кодировочные таблицы Устныйопрос Самостоятельнаяработа Практическаяработа Контрольноетестирование
Текстовыередакторы и текстовые процессоры
Сохранениеи загрузка файлов. Основные приемы ввода и редактирования текста
П/р Работас шрифтами, приемы форматирования текста. Орфографическая проверка текста.Печать документа
П/р Использованиебуфера обмена для копирования и перемещения текста. Режим поиска и замены
П/р Работас таблицами
Дополнительныевозможности текстового процессора: орфографический контроль, стили и шаблоны,списки, графика формулы в текстовых документах, перевод и распознаваниетекстов
Практическоезадание на создание и обработку текстовых документов
Контрольноетестирование по теме «Текстовая информация и компьютер»
Графическая информация и компьютер
Компьютернаяграфика и области ее применения. Понятие растровой и векторной графики Устныйопрос Самостоятельнаяработа Практическаяработа
Графическиередакторы растрового типа. П/р Работа срастровым практическим редактором
Кодированиеизображения П/р Работа срастровым практическим редактором
П/р Работас векторным графическим редактором
Техническиесредства компьютерной графики. П/р Сканированиеизображения и его обработка в графическом редакторе
Мультимедиа и компьютерныепрезентации
Понятие омультимедиа. Компьютерные презентации Устныйопрос Самостоятельнаяработа Практическаяработа Контрольноетестирование
П/рСоздание презентации с использованием текста, графики и звука
Представлениезвука в памяти компьютера. Технические средства мультимедиа
П/р Записьзвука и изображения с использованием цифровой техники. Создание презентации сиспользованием записанного звука и изображением (либо с созданиемгиперссылок)
Контрольноетестирование по темам «Компьютерная графика» и «Мультимедиа»
32-33 Повторениеизученного в 7 классе
Итоговоетестирование за курс 7 класса Итоговое тестирование

Статьи к прочтению:

Паскаль с нуля [ч1]. Первая программа.


Похожие статьи: