1. Подход к проблеме.
а) движение к позитивному
б) бегство от негативного
2. Временной фрейм
а) краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный
б) прошлое, настоящее, будущее
3. Уровень группировки
а) обобщение – макрогруппы
б) детализация – микрогруппы
4. Локус контроля
а) внутренняя ориентация – реактивные установки
б) внешняя ориентация – когнитивная установка
в) интуитивная ориентация – креативные установки
5. Способ сравнения
а) соответствие, согласие, сходство
б) несоответствие, различение, конфронтация
6. Подход к решению проблемы
а) задача и достижение, выбор цели, процедуры и операции
б) взаимоотношения, власть, аффиляция, контекст
7. Стиль мышления
а) видение
б) действие
в) логика
г) эмоции
Рассмотрим несколько примеров
* Боль и удовольствие – подход к проблеме.
Все мы стремимся поступать так, чтобы испытать как можно больше удовольствия и как можно меньше боли. Конечно, у каждого свои представления о ПЕРЕЖИВАНИЯХ и СТРАДАНИЯХ. Что одному хорошо, другой считает сущим наказанием, либо испытанием божьим.
При том при всём, одни люди склонны стремиться к тому, чтобы убежать прочь от того, что может причинить фрустрацию, напряжение и тревогу, но и стремиться к удовлетворению потребностей. Эти два МОТИВА могут привести к сходным результатам и быть в диной степени сильными, хотя один из двух может быть более выраженным.
Например, один человек будет говорить о том, чего он хочет, а другой о том, чего он не хочет. Одного по урам поднимает с постели мысль, что произорйдёт нечто ужасное, если он сейчас же не займётся делами. Другой же каждое утро просыпается в предвкушении новых удовольствий, пусть даже самых обычных, которые готовит ему день. Один говорит, что стакан наполовину пустой, а другой, что он наполовину полный. Один рассуждает о старости, ломает голову над тем. Как бы надёжнее защитить себя от ужасов финансовой зависимости и одиночества. другой же, находясь в совершенно аналогичной ситуации думает о преимуществах, которые влечёт за собой выход на пенсию. Один человек говорит себе: «Если ты не сделаешь это, то…». А другой в то же время думает: «Если сделает это, то …». В некоторых случаях люди считают счастьем просто отсутствие несчастий и страданий и т.д.
Выработка метапрограмм «подход к проблеме» происходит совершенно бессознательно и автоматически в процессе приобретения нами уникального и разнообразного жизненного опыта, особенно в детские годы, когда мы испытываем на себе наиболее сильное влияние со стороны внешнего окружения. Как правило, каждому из нас свойственна какая-то преобладающая ориентация и хороший раппорт-контакт и доверительность возникает только между людьми сходной ориентации или противоположной, содружественной, коррегирующей, компенсирующей, противоположной и дополняющей недостатки своей ориентации.
* Внешнее или внутреннее признание – локус контроля.
Нас побуждает к действию надежда на какое-то вознаграждение (материальное, моральное, духовное либо нравственное) за наши труды. Если труд не оценён и не вознаграждён, то это – плохо. Что такое хорошо, а что такое плохо – имеет два уровня мерила – внешнее и внутреннее. Если один человек имеет некое внутреннее мерило успеха и чувствует удовлетворение от хорошо выполненной работы. То, совсем другой человек нуждается во внешних признаках удовлетворения и оценки.
Другими словами, для одного человека главным является внутренний критерий его деятельности, а другой в большей степени ориентирован на её внешнюю оценку. Человек, для которого более важна внутренняя оценка будет прекрасно справляться с заданиями при условии ограничения внешнего контроля. Этот человек и так знает, что всё хорошо либо всё плохо, без подсказки и указки. А другой человек, ориентированный на внешнее, постоянно нуждается в похвальбе, постоянном «подстёгивании», пусть даже в самой мягкой форме, для того, чтобы он не утратил чёткого ориентира. Широкое использование всякого рода свидетельств, сертификатов, грамот, обусловлено потребностью многих людей во внешнем признании критериев успеха.
Обычно не учитывается то обстоятельство, что люди, для которых наиболее важна внутренняя мотивация, мыслят и действуют несколько иначе, чем внешнеориентированные люди. Они способны брать на себя большую ответственность при условии отсутствия постоянного и мелочного надзора со стороны; они не могут продуктивно работать при условии тотального контроля, притики и проверки. Они могут продуктивно работать над долговременными проектами, без промежуточных результатов. Внешнеориентированным людям нужны промежуточные результаты, чтобы лишний раз кто-то сказал: «Неплохо сделано, молодец!».
Внешнеориентированный человек будет обращать внимание на рекомендательные письма, на громкие имена. Человек, ориентированный на внутренние критерии оценки своей деятельности с доминирующим внутренним мотивированием всё это отбросит. Несколько полезных советов…
Попробуйте определить характер доминирующей стратегии (внутренней или внешней) своего шефа, коллег или подчинённых. Если это вам удастся, то вы сможете более успешно общаться с ними, поскольку будете знать их «сильные» и «слабые» стороны. Одному может быть достаточно короткого: «Благодаря вас!», а другому же необходимо более убедительное признание, которое должно быть публично высказано или должно иметь некоторые «материальные» проявления, с одной стороны. С другой стороны, щедрые подарки и похвалы, награды и поощрения могут не побуждать к действию людей, у которых на первом месте стоит интерес, творчество, полёт воображения…
Такого рода стратегии не определяются раз и навсегда. Часто мы ведём себя иначе в зависимости от конкретной ситуации и контекста, т.е. от условия. Например, заняв более высокий пост, человек может в большей степени начать ориентироваться на внешнее проявление критериев успеха, несмотря на то, что до этого он в основном полагался на внутренние критерии и мотивации. Но, всё же характер доминирующей стратегии оценки и мотивации человека обычно можно определить более или менее чётко. Если нам это удаётся, то можно значительно успешнее пробуждать и побуждать его к тем или иным действиям. И это будет нам стоить гораздо меньше усилий.
Отношение ко времени
Ещё один пример, по которому люди отличаются друг от друга, это их отношение ко ВРЕМЕНИ. Одни как бы обитают в прошлом, другие устремлены в будущее, а третьи существуют вне времени и пространства либо только сегодняшним днём без учёта планов и опыта, тогда как ещё в Библии говорится: «Анализируй прошлое, планируй будущее, но живи сегодняшним днём!», но эти прописные истины как будто не для нас…
Целенаправленный человек, чётко осознающий, чего он хочет от жизни, обычно довольно-таки много времени затрачивает на размышление о том, куда он идёт, каковы его возможности и способности и каковы будут результаты его деятельности. В чём смысл жизни и смерти?
Скорее всего, человек визуального типа мышления при этом будет стремиться ясно и чётко, отчётливо видеть изображение итога своей жизнедеятельности. Но, в аналогичной ситуации другой человек, визуального стиля мышления, может также отчётливо вспомнить какие-то события из прошлого, словно он постоянно носит их в себе и именно они определяют его сегодняшний день, положение и поведение. Ориентация только на будущее или только на прошлое, без гармонии с настоящим усложняет жизнь, лишает ориентиров, в пространственно-временном аспекте.
Сквозь время и во времени
Культурные традиции определённым образом отражаются на нашем восприятии времени. Западный человек склонен воспринимать время линейно, как некую прямую, вдоль которой он движется. В рамках арабской культуры предполагается вечно длящееся настоящее, а прошлое располагается позади.
Большинство людей представляют образы прошлого и будущего перед собой, как бы глядя на них со стороны. При этом прошлое обычно располагается с одной стороны, а будущее – с другой. Такой тип восприятия времени получил название «сквозь время»
Другие представляют время в виде некой прямой, проходящей спереди назад. При этом прошлое располагается позади, и некоторая часть времени оказывается как бы «внутри человека. В этом случае, для того, чтобы вспомнить событие прошлого нам придется, как бы обернуться назад, если линия жизни идёт сзади наперёд. Этот тип восприятия времени получил название «во времени», поскольку часть времени внутри нас.
Как и тогда, когда мы имеем дело с другими стратегиями мышления, довольно трудно представить себе, как это другие могут воспринимать мир иначе, чем мы. Подобные различия в восприятии времени могут определённым образом оказаться главным фпктором, влияющим на эффективность общения, взаимодействия, дружбу, раппорт.
Наше субъективное чувство времени до сих пор во многом является загадкой. Так, когда мы засыпаем, то и время для нас как бы останавливается. Наутро же, через несколько часов после этой остановки, оно возобновляется и начинает свой бег. Нечто похожее происходит, если нам случается задремать днём или просто глубоко погрузиться в свои мысли либо медитацию – такое сочетание часто называют «вне времени», и, наоборот, когда мы сосредоточены на реальности настоящего, то мы ощущаем ход времени. Время может тянуться или лететь в зависимости от того, чем мы занимемся.
Наше восприятие времени постоянно меняется. Но, несмотря на это у каждого из нас есть некие неподверженные внешним и внутренним влияниям, индивидуальные особенности этого восприятия. Одному человеку случается «упустить момент» тогда как другой «ни разу у жизни не опаздывал». Следует постоянно помнить об этих различениях, а также о том, как влияют они на процесс общения.
Восприятие времени и общение
Мы должны знать, осознавать и понимать, что восприятие времени другими людьми может отличаться от нашего, вследствие чего, общение может оказаться не эффективным. характерные слова и обороты речи могут дать нам некий ключ к пониманию стратегии мышления человека. Фразы типа: «Я не вижу позитивных перспектив» или «Я представляю себе нашу будущую встречу», возможно, следует понимать более буквально, чем мы это делаем.
Наиболее ярко различие между людьми типа «сквозь время» и типа «во времени» проявляются в процессе межличностного общения человека. Человек, хорошо представляющий себе прошлое и будущее может быть хорошим диспетчером. Человек, не представляющий себе временную ось, в большинстве своём, живёт настоящим и не видит смысла в соблюдении какого-либо режима, не понимает значения планирования.
Корни всех этих различений уходят своими конями вглубь нашего разума и затрагивают даже уровень электрохимических процессов в клетках КГМ. Мы лучше поймём человека, если определим временные различения и подбирая нужные слова, лучше подстроимся к собеседнику. В случае неудачи у нас просто испортиться настроение, но в следующий раз, нам наверняка повезёт и мы сделаем более осмысленный выбор соответствующего поведения.
Жизненные цели
Модели жизненных целей включают в себя определённые метапрограммы. Во многих психологических теориях «лирики» противопоставляются «физикам», а «активисты» противопоставляются «мечтателям».
Кто-то сначала «действует» а потом «размышляет», а, кто-то наоборот, «думает», а затем, а уж затем «действует». Всё это примеры мета-стилей мышления. Один человек занимает «потребительскую» позицию, он озабочен лишь тем, чтобы копить и приобретать, а другой человек должен «узнать» обо всём, что касается любого предстоящего ему «действия», прежде чем приступить к делу. Третьего больше беспокоит «отношения», что подумают окружающие о «каком-либо его поступке», а четвёртый больше всего печётся о своём «внутреннем мире» самочувствии и сохранении самоуважения. ДЕЛАТЬ или ЗНАТЬ, (в противоположность ПОНИМАТЬ или МОЧЬ), для такого человека менее важно, чем БЫТЬ удовлетворённым жизнью. Основные жизненные стратегии – действовать, понимать, иметь, знать, относиться и быть – оказывают огромное влияние на наше поведение и взаимоотношение с другими людьми.
* Действовать
Если вашей целью является желание поделиться с собеседником своими знаниями, то тогда они для собеседника не представляют собой ценности, а потому мы не добъёмся успеха. И, наоборот, разговор нацеливающий человека к действию, окажется вполне ум6естным, значит мы общаемся с так называемым «деятелем». Неуверенный в себе, постоянно погруженный в размышления человек, скорее всего с подозрением отнесётся к тому, кто готов немедленно броситься выполнять действие не обдумывая дело. Поэтому общение между «деятелем» и «мыслителем» будет весьма напряжённым. Ответственность за успех – не всегда тяжкое бремя. Довольно часто удаётся ценой сравнительно небольших усилий примирить друг другом людей, по-разному воспринимающих мир.
* Иметь
Некая группа изучает иностранный язык на вечерних курсах. Один человек стремиться закончить курс. Другой – получить более глубокие знания. Третьему важнее всего получить знание других людей. Четвёртый мечтает стать переводчиком. Таким образом, у всех есть свой резон, побудительный мотив – учиться, но у каждого из них он соответствует своей метапрограмме. Даже, если люди заняты одним и тем же делом в одной и той же сфере деятельности. У них могут быть сформулированы по-разному. Например, для человека ориентированного на установку «иметь» наиболее важны конкретно осязаемые результаты, свидетельствующие о его успехе – массивное серебряное пресс-папье на столе, солидное кресло, внушительных размеров кабинет, большая зарплата. Всё это имеет для этого человека большое значение, чем результат, знания или отношения с другими людьми. Объяснение такому человеку, что он в результате будет иметь – хороший стимул работы и действия.
* Знать
Некоторый людям необходимо ЗНАТЬ, прежде чем что-либо делать. Они предпочтут всю доступную литературу, прежде чем выберут что-либо. Они внимательно прочтут инструкцию, прежде чем включить купленный холодильник или телевизор. Люди такого типа затрачивают некоторое время на планирование, они взвешивают все «за» и все «против», собирают информацию по интересующему их вопросу. Если вашей целью является дать ему информацию по интересующему его вопросу, то у вас не будет проблем. Но. Если мы поставим перед ним цель, требующую «сразушных» действий дял получения конкретного результата, то придётся подстраиваться. Человек подобного типа не откажется от активной деятельности, если в результате этого будет УЗНАВАНИЕ и ПОНИМАНИЕ нечто важного и будет стремиться к обладанию тем, что считает необходимым для пополнения знаний.
* Относиться
Это стратегия имеет много общего с потребностью во внешнем признания. Здесь главным критерием оценки поведения человека является мнение о нём других людей. Так «обладание» будет важно, если в этом случае кто-то другой говорит об этом «обладании».
* Быть
Существует серьезное различие между тем, чтобы хорошо делать свою работу и быть хорошим работником. Между тем, чтобы преуспевать в жизни и быть преуспевающим, чтобы обладать чем-то, что может сделать вас счастливым и тем. Чтобы быть счастливым. Эти различения основываются на разных представлениях о временной оси.
Слово БЫТЬ связано преимущественно с настоящим временем, а также с личностным самосознанием и с целями высшего уровня, такими как получать от жизни удовольствие или реализация себя и положительная, позитивная внутренняя оценка. Тогда как на низших уровнях стоят цели повышения оклада и зарплаты, окончания учёбы и пр. с этой точки зрения, человек, контролирующий выполнение проекта, должен быть в курсе всех событий, быть на шаг впереди.
Не следует забывать, что наши КАРТЫ РЕАЛЬНОСТИ могут изменяться, вследствие чего мы начинаем видеть вещи в новом свете. Наши стратегии могут и должны меняться с течением времени. Например, это часто случается при перемене места жительства, работы, рождении ребёнка или после прочтения УМНОЙ книги, которая произвела на вас особое и неизгладимое впечатление.
Метапрограмма
Понятие метапрограммы – одно из основных понятий психотерапии. В основе лежит установка, динамический стереотип привычного мышления, понимания, поведения, рассуждения.
Ранее приобретённые метапрограммы становятся своеобразными «фильтрами» или «цензорами» или «мысли-формами», «образами» которые предварительно фильтруют, отбирают. Отсеивают информацию из того, что мы видим, слышим, чувствуем, т.е. то, что будет представлено сознанию.
Вся поступающая информация, перед осознаванием, проходит через подсознание, т.е. «сеть» фильтров. «решётку» цензоров, где сканируется на предмет смысла, калибруется, отбирается, какая в первую очередь достигнет порога внимания, а какая останется в бессознательном.
Мы никогда не знаем, какую информацию наши метапрограммы отфильтруют, т.е. данная психическая «сотовая» структура действует совершенно бессознательно и автоматически. Бессознательные фиксированные установки определяют какие аспекты ситуации захватят наше внимание, а какие будут амнезированы.
Так как наши метапрограммы, являются нашими привычными формами мышления, то их можно сознательно выявить, понять, а при необходимости модифицировать, переформировать, создать новые, т.е. моделировать, модифицировать работу «фильтра» и изменить привычное мышление.
Приобретение новой метапрограммы занимает для большинства людей от 4 до 400 дней, а иногда и лет. Стирание или переформирование старой метапрограммы может занять время от 0,5 — 1 года до 2,5 лет.
Один из путей изменения метапрограммы – это обращение внимания на противоположные привычки, навыки, умения, стереотипы.
Таким образом можно подвести некоторый итог. Метапрограммы – это ПРАВИЛА ВНИМАНИЯ, которые хранятся в бессознательной долговременной памяти. Они выбирают, рассортировывают и предварительно группируют содержание любой поступающей и исходящей информации, прежде чем мы её осознаем и поймём.
Вновь сформированная метапрограмма (21 день) со временем, если повторяется и закрепляется, аккумулируется, как бехевиоральное верование, как идея, теория, в виде частного и неформального неартикуляционного, невербального предположения о природе вещей, событий, предметов и ситуаций.
Поиск негативных, пагубных, отрицательных метапрограмм и их переформирование – носит название ПЕРЕПРОГРАММИРОВАНИЕМ. Изменение подсознательного отношения к событию или явлению является элементом психокоррекции и называется РЕФРЕЙМИНГОМ.
Подсознание всю поступающую после «фильтров» информацию воспринимает буквально и хранит в виде аллегорического, эвристического неартикуляционного толкования.
Для выработки нового стереотипа поведения, мышления, реагирования, мы индуцируем пациенту концепцию причины и следствия, смысла и процесса, а затем, используя символы цели, приступаем к метафорическому процессу переформирования. Переформирование желательно производить используя состояние транса, такая тактика более эффективна. Часто основной идеей переформирования состоит в «разведении» поведения и намерения, для этого мы должны дать пациенту возможность осознать свои намерения и «проиграть» два – три варианта альтернативных форм достижения намерения, которые будут адекватны новому способу действия, поведения, мышления.
Не менее важно опознавание позитивного значения симптома (как сигнала обратной связи), что поощряет поиск более адекватных форм поведения, реализующих указанное намерение. В результате пациент избавляется от негативного симптома.
Можно разбить проблему на два противоположных аспекта, проработав с каждой противоположностью, эатем интегрировать их, что даёт новые выбора и нечто третье, отличное от первого и второго.
Эвристический подход, язык метафоры и аллегорий, символов, метафорических образов, подобного рода подача информации, хорошо вписывается в ответ подсознания в котором интересующие нас метапрограммы хранятся в «эзоповской» форме. Вновь выработанные метапрограммы поз0воляют подсознанию сделать свой выбор более лучшим и оно выбирает лучшее из имеющегося.
В психотерапии важно, чтобы проблема правильно оценивалась пациентом, т.к. неадекватное восприятие проблемы приводит к неблагоприятным последствиям. Требуется разъясни тельная работа, целенаправленная психокоррекция мышления, разбивающая ошибочные суждения.
Статьи к прочтению:
Мастер-класс \
Похожие статьи:
-
Зададим себе несколько ключевых вопросов.
Я размещаю информацию в сети; кто будет иметь к ней доступ? Кто, кроме меня, контролирует мою информацию? Какая информация обо мне касается также других…
-
П2. некоторые моменты базовой обработки звука
Все пост–обработки, то есть операции, выполняемые после записи, делаются на самом последнем этапе. Если вы занимаетесь монтажом, что–то убирая и…