Постановка зaдaчи линейного программирования

      Комментарии к записи Постановка зaдaчи линейного программирования отключены

В последние годы мы особенно отчетливо ощутили, что нет ничего важнее для общества, чем здоровая экономика Научное исследование основ функционирования экономики — сложная и интересная деятельность. Математические методы в ней играют возрастающую с каждым десятилетием роль, а реализация возникающих при этом математических моделей и получение практически важных результатов невозможны без ЭВМ.

В данном параграфе рассматривается лишь один из разделов — оптимальное планирование — и внутри него одна из моделей, так называемое, линейное программирование. Это связано с относительной простотой и ясностью как содержательной постановки соответствующих задач, так и методов решения. О таких интересных, но более сложных проблемах, как выпуклое программирование, динамическое программирование, теория игр мы лишь упомянем, отсылая читателей за подробностями к специальной литературе. Отметим еще, что термин «программирование» в названии этих разделов теории оптимального планирования весьма условен, связан с историческими обстоятельствами и к программированию в общепринятом сейчас смысле прямого отношения не имеет.

Общеизвестно, сколь важно для решения экономических задач планирование -как при рыночной, так и при плановой экономике. Обычно для решения экономической проблемы существует много способов (стратегий), отнюдь не равноценных по затратам финансов, людских ресурсов, времени исполнения, а также по достигаемым результатам. Наилучший из способов (по отношению к выбранному критерию — одному или нескольким) называют оптимальным. Приведем простейший пример такого рода задач.

Пример 1. На некотором предприятии могут выпускать изделия двух видов (например, мотоциклы и велосипеды). В силу ограниченности возможностей сборочного цеха в нем могут собирать за день либо 25 мотоциклов (если не собирать вообще велосипеды), либо 100 велосипедов (если не собирать вообще мотоциклы), либо какую-нибудь комбинацию тех и других, определяемою приемлемыми трудозатратами. Склад может принять не более 70 изделий любого вида в сутки. Известно, что мотоцикл стоит в 2 раза дороже велосипеда. Требуется найти такой план выпуска продукции, который обеспечил бы предприятию наибольшею выручку.

Такого рода задачи возникают повседневно в огромном количестве, но в реальности число изделий гораздо больше двух, да и дополнительных условий тоже больше. Решить подобную задачу путем перебора всех мыслимых вариантов часто невозможно даже на ЭВМ. В нашем примере, однако, в ЭВМ нет необходимости -задача решается очень легко.

Обозначим число выпускаемых за день мотоциклов х, велосипедов — у. Пусть ?1 -время (в часах), уходящее на производство одного мотоцикла, а ?2 — одного велосипеда. Из условия задачи следует, что ?1 = 4?2. Если завод работает круглосуточно, то, очевидно, при одновременном выпуске обоих изделий

Но — число максимально производимых велосипедов, равное 100. Итак, возможности производства определяют условие

4x + y ? 100.

Еще одно условие — ограниченная емкость склада:

x + y ? 70

Обозначим цену мотоцикла а1 (руб.), цену велосипеда – а2 (руб.). По условию а1 = 2a2. Общая цена дневной продукции

S = а1 • х + a2 • у = 2a2 • х + а2 • у = а2 • (2х + у).

Поскольку a2 — заданная положительная константа, то наибольшего значения следует добиваться отвеличины f = 2х + у.

Итак, учитывая все условия задачи, приходим к ее математической модели: среди неотрицательных целочисленных решений системы линейных неравенств

(7.71)

найти такое, которое соответствует максимуму линейной функции

(7.72)

Проще всего решить эту задачу чисто геометрически. Построим на плоскости (х, у) область, соответствующую неравенствам (7.71) и условию неотрицательности x и у. Эта область выделена на рис. 7.62 жирной линией. Всякая ее точка удовлетворяет неравенствам (7.71) и неотрицательности переменных. Пунктирные линии на рисунке — семейство прямых, удовлетворяющих уравнению f = 2х + у = с (с разными значениями константы с). Вполне очевидно, что наибольшему возможному значению f, совместному с предыдущими условиями, соответствует жирная пунктирная линия, соприкасающаяся с областью М в точке Р.

Рис. 7.62. Графическое решение задачи об оптимальном плане производства (к примеру 1)

Этой линии соответствует значение f = 80. Пунктирная линия правее хоть и соответствует большему значению f, но не имеет общих точек с М, левее — меньшим значениям f. Координаты точки Р(10, 60) — искомый оптимальный план производства.

Отметим, что нам «повезло» — решение (х, у) оказалось целочисленным. Если бы прямые

4x + y = 100

х + у = 70

пересеклись в точке с нецелочисленными координатами, мы бы столкнулись со значительными проблемами. Еще больше их было бы, если бы наш завод выпускал три и более видов продукции.

Прежде чем обсуждать возникающие при этом математические проблемы, дадим формулировки нескольких классических задач линейного программирования в общем виде.

Пример 2. Транспортная задача. Некий продукт (например, сталь) вырабатывается на т заводах P1, P2, …, Рm, причем ежемесячная выработка составляетдь а1, a2, …, аm тонн, соответственно. Пусть эту сталь надо доставить на предприятия Q1, Q2,…, Qk (всего k), причем b1, b2, …, bk — ежемесячная потребность этих предприятий. Наконец, пусть задана стоимость cij перевозки одной тонны стали с завода Рi на предприятие Qj,. Естественно считать, что общее производство стали равно суммарной потребности вней:

a1 + a2 +…+am = b1 + b2 +…+bk (7.73)

Необходимо составить план перевозок, при котором

1) была бы точно удовлетворена потребность в стали предприятийQ1, Q2,…, Qk,

2) была бы вывезена вся сталь с заводов Р1, Р2,….,Pm;

3) общая стоимость перевозок была бы наименьшей.

Обозначим через xij количество стали (в тоннах), предназначенной к отправке с завода Рi на предприятие Qj. План перевозок состоит из (m•k) неотрицательных чисел xij (i= 1, 2,…, m;j = 1,2,…, k).

Таблица 7.10

Схема перевозок стали

в Q1 в Q2 в Q3 в Qk Отправлено
изP1 x11 x12 x13 x1k a1
изР2 x21 x22 x23 x2k a2
изPm xm1 xm2 xm3 xmk am
Привезено b1 b2 b3 bk

Первое условие примет вид

(7.74)

Второе условие примет вид

(7.75)

Раз стоимость перевозки одной тонны из Рi в Qj равна cij, то общая стоимость S всех перевозок равна

(7.76)

Таким образом, мы приходим к следующей чисто математической задаче: дана система m+k линейных алгебраических уравнений (7.74) и (7.75) c m•k неизвестными (обычно т•km+k) и линейная функция S. Требуется среди всех неотрицательных решений данной системы найти такое, при котором функция S достигает наименьшего значения (минимизируется).

Практическое значение этой задачи огромно, ее умелое решение в масштабах нашей страны могло бы экономить ежегодно огромные средства.

Пример 3. Задача о диете. Пусть у врача-диетолога имеется n различных продуктов F1, F2, …, Fn, из которых надо составить диету с учетом их питательности. Пусть для нормального питания человеку необходимо т веществ N1, N2, …, Nm. Предположим, что за месяц каждому человеку необходимо ?1 кг вещества N1, ?2 кг вещества N2, …, ?m кг вещества Nm. Для составления диеты необходимо знать содержание питательных веществ в каждом продукте. Обозначим через ?ij количество i-го питательного вещества, содержащегося в одном килограмме j-го продукта. Всю эту информацию представляют в виде, так называемой, матрицы питательности (табл. 7.11).

Таблица 7.11

Матрица питательности

Питательное вещество Продукт
F1 F2 Fn
N1 ?11 ?12 ?1n
N2 ?21 ?22 ?2n
Nm ?m1 ?m2 ?mn

Предположим, что диетолог уже выбрал диету, т.е. определил, что человек должен за месяц потреблять ?1 кг продукта F1,…, ?n кг продукта Fn. Полное количество питательного вещества N1 будет

По условию требуется, чтобы его, по крайней мере, хватило

?1?11 + ?2 ?12 +…+ ?n ?1n ? ?1

Точно то же и для остальных веществ. В целом

?1?i1 + ?2 ?i2 +…+ ?n ?in ? ?i (i = 1, 2,… m)

Эти условия определяют наличие минимума необходимых питательных веществ. Диета, для которой выполнены условия (7.78) — допустимая диета. Предположим, что из всех допустимых диет должна быть выбрана самая дешевая. Пусть ?i — цена 1 кг продукта Fi. Полная стоимость диеты, очевидно,

S = ?1?1 + ?2?2 +… + ?n?n.(7.79)

Таким образом, мы пришли к задаче: найти неотрицательное решение ?1, …, ?n системы неравенств (7.78), минимизирующее выражение (7.79).

В примерах, приведенных выше. имеется нечто общее. Каждый из них требует нахождения наиболее выгодного варианта в определенной экономической ситуации. С чисто математической стороны в каждой задаче требуется найти значение нескольких неизвестных так, чтобы

1) все эти значения были неотрицательны;

2) удовлетворяли системе линейных уравнений или линейных неравенств;

3) при этих значениях некоторая линейная функция имела бы минимум (или максимум). Таким образом, линейное программирование — это математическая дисциплина, изучающая методы нахождения экстремального значения линейной функции нескольких переменных при условии, что последние удовлетворяют конечному числу линейных уравнений и неравенств. Запишем это с помощью формул: дана система линейных уравнений и неравенств.

Запишем это с помощью формул: дана система линейных уравнений и неравенств

(7.80)

и линейная функция

f = c1x1 + c2x2 + … + cnxn(7.81)

Требуется найти такое неотрицательное решение

x1 ? 0, x2 ? 0, …, xn ? 0

системы (7.80), чтобы функция f принимала наименьшее (или наибольшее) значение.

Условия (7.80) называют ограничениями данной задачи, а функцию f — целевой функцией (или линейной формой). В приведенных выше примерах ограничения имели вид не уравнений, а неравенств. Заметим, что ограничения в виде неравенств всегда можно свести к системе в виде равенств (способом введения добавочных неизвестных).

Так, для неравенства

ai1x1 + ai2x2 + … + ainxn ? bi

вводя добавочное неизвестное xn +1, получаем

xn+1 = ai1x1 + ai2x2 + … + ainxn — bi

Потребовав его неотрицательности наряду с остальными неизвестными, получим, что условие xn + 1 ? 0 превращает (7.84) в (7.83). Введя по отдельному дополнительному неизвестному для каждого из неравенств, получим систему уравнений, равносильную исходной системе неравенств. Пример. Дана система неравенств

Сведем ее к системе уравнений. Получим

После оптимизации значениями дополнительных неизвестных следует пренебречь.

СИМПЛЕКС-МЕТОД

Для решения ряда задач линейного программирования существуют специальные методы. Есть, однако, общий метод решения всех таких задач. Он носит название симплекс-метода и состоит из алгоритма отыскания какого-нибудь произвольного допустимого решения и алгоритма последовательного перехода от этого решения к новому допустимому решению, для которого функция f изменяется в нужном направлении (для получения оптимального решения).

Пусть система ограничений состоит лишь из уравнений

и требуется отыскать минимум линейной функции (7.81). Для отыскания произвольного опорного решения приведем (7.85) к виду, в котором некоторые r неизвестных выражены через остальные, а свободные члены неотрицательны (как это сделать — обсудим позднее):

Неизвестные x1, x2, …, xr — базисные неизвестные, набор {x1, x2, …, xr} называется базисом, а остальные неизвестные {xr+1, xr+2, …, xn} — свободные. Подставляя (7.86) в (7.81), выразим функцию

f через свободные неизвестные:

f = c0 + c’r+1xr+1 + c’хr+2 +…+ с’nxn.

Положим все свободные неизвестные равными нулю:

Полученное таким образом допустимое решение

отвечает базису x1, х2, …, xr, т.е. является базисным решением. Допустим для определенности, что мы ищем минимум f. Теперь нужно отданного базиса перейти к другому с таким расчетом, чтобы значение линейной функции f при этом уменьшилось. Проследим идею симплекс-метода на примере.

Пример 1. Дана система ограничений

x1 – 3×2 + 5×3 – x4 = 2

x1 + x2 + x3 + x4 = 4

Требуется минимизировать линейную функцию f = х2 – x3. В качестве свободных переменных выберем х2 и х3. Тогда данная система ограничений преобразуется к виду

Таким образом, базисное решение (3, 0, 0, 1). Так как линейная функция уже записана в свободных неизвестных, то ее значение для данного базисного решения f = 0. Для уменьшения этого значения можно уменьшить x2 или увеличить x3. Но x2 в данном базисе равно нулю и потому его уменьшать нельзя. Попробуем увеличить x3. Первое из уравнений имеет ограничение x3 = 1 (из условия x1 ? 0), второе — не дает ограничений. Далее, берем x3 = 1, х2 не меняем и получаем новое допустимое решение (0, 0, 1, 3), для которого f = -1 — уменьшилось. Найдем базис, которому соответствует это решение (он состоит, очевидно, из переменных x3, x4). От предыдущей системы ограничений переходим к новой:

а форма в новых свободных переменных имеет вид

Теперь попробуем повторить предыдущую процедуру. Для уменьшения f надо уменьшить либо x1, либо x2, но это невозможно, так как в этом базисе x1 = 0, x2 = 0.

Таким образом, данное базисное решение является оптимальным, и minf= -1 при x1 = 0, x2 = 0, x3 = 1, x4 = 3.

Приведем алгоритм симплекс-метода в общем виде. Обычно все вычисления по симплекс-методу сводят в стандартные таблицы.

Запишем систему ограничений в виде

(7.90)

а функцию f

(7.91)

Тогда очередной шаг симплекс-процесса будет состоять в переходе от старого базиса к новому таким образом, чтобы значение линейной функции, по крайней мере, не увеличивалось.

Данные о коэффициентах уравнений и линейной функции занесем в табл. 7.12.

Таблица 7.12

Симплекс-таблица

Сформулируем алгоритм симплекс-метода применительно к данным, внесенным в табл. 7.12.

1. Выяснить, имеются ли в последней строке таблицы положительные числа (?0 не принимается во внимание). Если все числа отрицательны, то процесс закончен; базисное решение (b1, b2, …. br, 0, …, 0) является оптимальным; соответствующее значение целевой функции f = ?0. Если в последней строке имеются положительные числа, перейти к п.2.

2. Просмотреть столбец, соответствующий положительному числу из последней строки, и выяснить, имеются ли в нем положительные числа. Если ни в одном из таких столбцов положительных чисел нет, то оптимального решения не существует. Если найден столбец, содержащий хотя бы один положительный элемент (если таких столбцов несколько, взять любой из них), пометить этот столбец и перейти к п. 3.

3. Разделить свободные члены на соответствующие положительные числа из выделенного столбца и выбрать наименьшее частное. Отметить строку таблицы, соответствующую наименьшему частному. Выделить разрешающий элемент, стоящий на пересечении отмеченных строки и столбца. Перейти к п. 4.

4. Разделить элементы выделенной строки исходной таблицы на разрешающий элемент (на месте разрешающего элемента появится единица). Полученная таким образом новая строка пишется на месте прежней в новой таблице. Перейти к п. 5.

5. Каждая следующая строка новой таблицы образуется сложением соответствующей строки исходной таблицы и строки, записанной в п. 4. которая предварительно умножается на такое число, чтобы в клетках выделенного столбца при сложении появились нули. На этом процесс заполнения новой таблицы заканчивается, и происходит переход к п. 1.

Таким образом, используя алгоритм симплекс-метода применительно к симплекс-таблице, мы можем найти оптимальное решение или показать, что его не существует. Результативность симплекс-метода гарантируется следующей теоремой (приведем ее без доказательства): если существует оптимальное решение задачи линейного программирования, то существует и базисное оптимальное решение. Это решение может быть получено через конечное число шагов симплекс-методом, причем начинать можно с любого исходного базиса.

Ранее мы предполагали, что если система ограничений задана в виде (7.85),топеред первым шагом она уже приведена к виду (7.86), где bi ? 0 (i = 1, 2, …, r). Последнее условие необходимо для использования симплекс-метода. Рассмотрим вопрос об отыскании начального базиса.

Один из методов его получения — метод симплексного преобразования.

Прежде всего проверяем, есть ли среди свободных членов отрицательные. Если свободные члены не являются числами неотрицательными, то добитьсяих неотрицательности можно несколькими способами:

1) умножить уравнения, содержащие отрицательные свободные члены, на-1;

2) найти среди уравнений, содержащих отрицательные свободные члены, уравнение с максимальным по абсолютной величине отрицательным свободным членом и затем сложить это уравнение со всеми остальными, содержащими отрицательные свободные члены, предварительно умножив его на-1.

Затем, используя действия, аналогичные указанным в пп. 3 — 5 алгоритма симплекс-метода, совершаем преобразования исходной таблицы до тех пор, пока не получим неотрицательное базисное решение.

Пример 2. Найти исходное неотрицательное базисное решение системы ограничений

Так как условие неотрицательности свободных членов соблюдается, приступим к преобразованиям исходной системы, записывая результаты в таблицу. Согласно алгоритму просматриваем первый столбец. В этом столбце имеется единственный положительный элемент a31. Делим на 8,654 все коэффициенты и свободный член третьей строки, после чего умножаем каждый коэффициент на 8,704 и складываем с соответствующими коэффициентами второй строки. Первая строка преобразований не требует, так как коэффициент при неизвестном x1 равен нулю. В результате получаем

0,00000 0,00000 1,00000 -5,87100 0,68512 -0,77756 6,54300 17,46384 0,97677 -9,99600 8,57990 0,89808 7,61800 -3,19062 0,62769 0,86400 9,79929 1,11584

Продолжая просматривать второй столбец и совершая аналогичные преобразования, имеем

0,00000 0,00000 1,00000 0,00000 1,00000 0,00000 156,19554 25,49013 20,79687 63,52761 12,52318 10,63560 -19,72328 -4,65701 -2,99341 84,83688 14,30299 12,24727

И, наконец, на третьем шаге находим исходный базис. Его образуют неизвестные x1, x2, x3. Неизвестные x4, х5 являются свободными:

0,00000 0,00000 1,00000 0,00000 1,00000 0,00000 1,00000 0,00000 0,00000 0,40672 2,15588 2,17713 -0,12627 -1,43829 -0,36733 0,54315 0,45815 0,95155

При решении задачи линейного программирования целесообразно использование компьютера. В этом случае можно составить программу, решающую задачу. Учитывая,что программирование довольно трудоемко, можно посоветовать воспользоваться для оформления результатов расчетов табличным процессором. Кроме того, если получившаяся модель задачи слишком громоздка, можно воспользоваться математическими пакетами, которые позволяют получить решение задачи линейного программирования. И, наконец, еще один возможный вариант применения компьютеров — комбинирование всех вышеуказанных способов.

Контрольные вопросы и задания

1. Приведите примеры задач, приводящих к общей постановке задачи линейного программирования.

2. Сформулируйте задачу линейного программирования.

3. Сколько решений может иметь задача линейного программирования?

4. По каким причинам может отсутствовать решение задачи линейного программирования?

5. Каким образом неравенства из системы ограничений можно заменить уравнениями? Как задачу отыскания максимума линейной формы свести к задаче отыскания минимума?

6. Необходимо ли учитывать при записи решения дополнительные неизвестные, вводимые при переходе от неравенств к уравнениям?

7. Как найти начальный базис?

8. Сформулируйте алгоритм симплекс-метода.

9. Сформулируйте теорему о конечности алгоритма симплекс-метода.

10. Найдите максимум функции z = 4×1 +3×2 (xi ? 0) при условии

11. Для откорма крупного рогатого скота используется два вида кормов b1 и b2, в которые входят питательные вещества а1, a2, a3 и а4. Содержание количеств единиц питательных веществ в одном килограмме каждого корма, стоимость одного килограмма корма и норма содержания питательных веществ в дневном рационе животного представлены в таблице. Составьте рацион при условии минимальной стоимости.

Питательные вещества Вид кормов Норма содержания питательного вещества
b1 b2
a1
a2
a3
a4
Стоимость 1 кгкорма, руб.

12. Трикотажная фабрика использует для производства свитеров и кофточек чистую шерсть, силон и нитрон, запасы которых составляют, соответственно, 800, 400 и 300 кг. Количество пряжи (кг), необходимое для изготовления 10 изделий, а также прибыль, получаемая от их реализации, приведены в таблице. Составьте план производства изделий, обеспечивающий получение максимальной прибыли.

Вид сырья в пряже Затраты пряжи на 10 шт., кг
Свитер Кофточка
Шерсть
Силон
Нитрон
Прибыть, руб.

13. При подкормке посевов необходимо внести на 1 га почвы не менее 8 единиц химического вещества A, не менее 21 единиц химического вещества В и не менее 16 единиц химического вещества С. Фермер закупает комбинированные удобрения двух видов I и II. В таблице указано содержание количества единиц химического вещества в 1 кг каждого вида удобрений и цена 1 кг удобрений. Определите потребность фермера в удобрениях I и II вида на 1 га посевной площади при минимальных затратах на их приобретение.

Химические вещества Содержание химических веществ в 1 кг удобрения
I II
А
В
С
Цена 1 кг удобрения, руб

14. На звероферме выращивают черно-бурых лис и песцов. Для обеспечения нормальных условий их выращивания используют три вида кормов. Количество корма каждого вида, которое должны получать животные, приведено в таблице. В ней также указаны общее количество корма каждого вида, которое может быть использовано зверофермой, и прибыль от реализации одной шкурки лисицы и песца. Составьте план выращивания животных, обеспечивающий максимальную прибыль.

Вид корма Количество единиц корма, которое ежедневнодолжны получать Общее количество корма
Лисица Песец
III
Прибыль отреализации одной шкурки, руб

Дополнительная литература к главе 7

1. Араманович И. Г., Левин В. И. Уравнения математической физики. — М.: Наука, 1969.

2. Акулич И. Л. Математическое программирование в примерах и задачах. — М.: Высшая школа, 1993.

3. Беллман Р. Математические методы в медицине: Пер. с англ. — М.: Мир, 1987.

4. Белошапка В К Информационное моделирование в примерах и задачах. -Омск: Из-во ОГПИ, 1992.

5. Бигон М., Харпер Дж., Таунсенд К. Экология. Особи, популяции и сообщества: Пер. с англ. В двух книгах. Кн. 1. — М.: Мир, 1989.

6. Воеводин В. В. Численные методы алгебры. — М.: Наука, 1966.

7. Гнеденко Б. В. Курс теории вероятностей. — М.: Наука, 1965.

8. Гнеденко Б. В., Коваленко И. Н. Введение в теорию массового обслуживания. -М.: Наука, 1966.

9. Горстко А. Б. Познакомьтесь с математическим моделированием. — М.: Знание, 1991.

10. Горстко А. Б., Угольницкий Г. А. Введение в моделирование эколого-зкономических систем. — Ростов: Из-во РГУ, 1990.

11.Гулд X., Тобочник Я. Компьютерное моделирование в физике: Пер. с англ. Т. 1, 2.-М.: Мир, 1990.

12. Демидович Б. П., Марон И. А.Основы вычислительной математики. — М.: Наука,1970.

13. Заварыкин В.М., Житомирский В. Г,. Лапчик М.П. Численные методы. — М.: Просвещение,1990.

14. Зайденберг А. П., Павлович Е.С. Законы распределения случайных величин. -Омск: Изд-во ОГПИ, 1971.

15. Зуховицкий СИ., Авдеева Л. И. Линейное и выпуклое программирование. — М.:

Наука,1967.

16. Кондаков В.М. Математическое программирование. Элементы линейной алгебры и линейного программирования — Пермь: Из-во ПГУ, 1992.

17. Марчук Г.И. Математическое моделирование в иммунологии. — М.: Наука, 1991.

18. Математическое моделирование: Пер. с англ. / Под ред. Дж. Эндрюса, Р. Мак-Лоуна. — М.: Мир, 1979.

19. Матюшкин-Герке А. Учебно-прикладные задачи в курсе информатики. Информатика и образование, № 3-4, 5-6, 1992.

20. Мигулин В. В., Медведев В. И., Мустель Е.Р., Парыгин В.Н. Основы теории колебаний. — М.: Наука, 1988.

21. Риклефс Р. Основы общей экологии: Пер. с англ. — М.: Мир, 1979.

22. Саати Т. Элементы теории массового обслуживания и ее приложения: Пер. с англ. — М.: Сов. радио, 1971.

23. Сайдашев А. А., Хеннер Е.К. Компьютер на уроке математики. — Пермь: Из-во ПГУ.1991.

24. Самарский А. А., Гулин А.В. Численные методы. — М.: Наука, 1989.

25. Стрелков С П. Введение в теорию колебаний. — М.: Наука, 1964.

26. Шеннон Р. Имитационное моделирование систем — искусство и наука: Пер. с англ. — М.: Мир, 1978.

27. Электронные вычислительные машины. / Под ред. АЯ.Соловьева. В 8 книгах. Книга 8. Решение прикладных задач. — М.: Высшая школа, 1987.

Содержание

ПРЕДИСЛОВИЕ………………………………………………………………………………………………………………….. 1

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………………………………. 2

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ…………………………………………………………………………………………………… 5

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ…………………………………………………. 5

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………………………… 5

§ 1. ИНФОРМАТИКА КАК НАУКА И КАК ВИД ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……….. 5

1.1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАТИКИ…………………………………………………………………. 5

1.2. ИНФОРМАТИКА КАК ЕДИНСТВО НАУКИ И ТЕХНОЛОГИИ…………………………………. 7

1.3. СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАТИКИ……………………………………………………… 8

1.4. МЕСТО ИНФОРМАТИКИ В СИСТЕМЕ НАУК…………………………………………………………. 9

1.5. СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАТИКИ………………………………………………………….. 9

1.6. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАТИКИ……………………………………………………………… 12

1.7. ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАТИКИ……………………………………………………………. 14

Контрольные вопросы…………………………………………………………………………………………………. 15

§ 2. ИНФОРМАЦИЯ, ЕЕ ВИДЫ И СВОЙСТВА………………………………………………………………… 15

2.1. РАЗЛИЧНЫЕ УРОВНИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ИНФОРМАЦИИ…………………………….. 15

2.2. НЕПРЕРЫВНАЯ И ДИСКРЕТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ………………………………………………… 16

2.3. ЕДИНИЦЫ КОЛИЧЕСТВА ИНФОРМАЦИИ: ВЕРОЯТНОСТНЫЙ И ОБЪЕМНЫЙ ПОДХОДЫ ………………………………………………………………………………………………….18

2.4. ИНФОРМАЦИЯ: БОЛЕЕ ШИРОКИЙ ВЗГЛЯД………………………………………………………… 21

2.5. ИНФОРМАЦИЯ И ФИЗИЧЕСКИЙ МИР…………………………………………………………………. 22

§ 3. СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ…………………………………………………………………………………………. 23

3.1. ПОЗИЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ…………………………………………………………… 23

3.2. ДВОИЧНАЯ СИСТЕМА СЧИСЛЕНИЯ…………………………………………………………………… 25

3.3. ВОСЬМЕРИЧНАЯ И ШЕСТНАДЦАТИРИЧНАЯ СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ……………… 26

§ 4. КОДИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ…………………………………………………………………………….. 28

4.1. АБСТРАКТНЫЙ АЛФАВИТ………………………………………………………………………………….. 28

4.2. КОДИРОВАНИЕ И ДЕКОДИРОВАНИЕ…………………………………………………………………. 29

4.3. ПОНЯТИЕ О ТЕОРЕМАХ ШЕННОНА……………………………………………………………………. 30

4.4. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СИСТЕМЫ БАЙТОВОГО КОДИРОВАНИЯ……………………………. 32

§ 5. ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ ГРАФОВ………………………………………………………………………………… 34

5.1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ………………………………………………………………………………………… 34

5.2. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ГРАФОВ…………………………………………………………………………………. 35

§ 6. АЛГОРИТМ И ЕГО СВОЙСТВА……………………………………………………………………………….. 36

6.1. РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНЯТИЮ «АЛГОРИТМ»………………………………………….. 36

6.2. ПОНЯТИЕ ИСПОЛНИТЕЛЯ АЛГОРИТМА…………………………………………………………….. 36

6.3. ГРАФИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ АЛГОРИТМОВ………………………………………………. 37

6.4. СВОЙСТВА АЛГОРИТМОВ………………………………………………………………………………….. 39

6.5. ПОНЯТИЕ АЛГОРИТМИЧЕСКОГО ЯЗЫКА…………………………………………………………… 40

Контрольные вопросы…………………………………………………………………………………………………. 42

§7. ФОРМАЛИЗАЦИЯ ПОНЯТИЯ «АЛГОРИТМ»…………………………………………………………….. 42

7.1. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ…………………………………………………………………………………. 42

7.2. МАШИНА ПОСТА……………………………………………………………………………………………….. 43

73. МАШИНА ТЬЮРИНГА………………………………………………………………………………………….. 47

7.4. НОРМАЛЬНЫЕ АЛГОРИТМЫ МАРКОВА……………………………………………………………… 50

7.5. РЕКУРСИВНЫЕ ФУНКЦИИ………………………………………………………………………………….. 53

Контрольные вопросы и задания………………………………………………………………………………….. 55

§ 8. ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ АЛГОРИТМОВ И ПРОГРАММ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРИКЛАДНЫХ ЗАДАЧ…………………………………………………………………………………………………………………………………… 55

8.1. ОПЕРАЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД………………………………………………………………………….. 55

8.2. СТРУКТУРНЫЙ ПОДХОД…………………………………………………………………………………….. 58

8.3. НОВЕЙШИЕ МЕТОДОЛОГИИ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММ ДЛЯ ЭВМ…………………….. 63

Контрольные вопросы и задания………………………………………………………………………………….. 64

§ 9. СТРУКТУРЫ ДАННЫХ……………………………………………………………………………………………. 64

9.1. ДАННЫЕ И ИХ ОБРАБОТКА………………………………………………………………………………… 64

9.2. ПРОСТЫЕ (НЕСТРУКТУРИРОВАННЫЕ) ТИПЫ ДАННЫХ…………………………………….. 65

9.3. СТРУКТУРИРОВАННЫЕ ТИПЫ ДАННЫХ……………………………………………………………. 66

Контрольные вопросы и задания………………………………………………………………………………….. 72

§ 10. ПОНЯТИЕ ОБ ИНФОРМАЦИОННОМ МОДЕЛИРОВАНИИ……………………………………… 73

10.1. МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК МЕТОД РЕШЕНИЯ ПРИКЛАДНЫХ ЗАДАЧ…………………… 73

10.2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ………………….. 74

10.3. СВЯЗИ МЕЖДУ ОБЪЕКТАМИ…………………………………………………………………………….. 76

Контрольные вопросы и задания………………………………………………………………………………….. 78

§ 11. НЕКОТОРЫЕ КИБЕРНЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАТИКИ……………………………. 78

11.1. ПРЕДМЕТ КИБЕРНЕТИКИ………………………………………………………………………………….. 78

11.2. УПРАВЛЯЕМЫЕ СИСТЕМЫ……………………………………………………………………………….. 79

11.3. ФУНКЦИИ ЧЕЛОВЕКА И МАШИНЫ В СИСТЕМАХ УПРАВЛЕНИЯ……………………. 81

Контрольные вопросы и задания………………………………………………………………………………….. 82

§ 12. ПОНЯТИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА………………………………………………………. 82

12.1. НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ И РАЗРАБОТОК В ОБЛАСТИ СИСТЕМ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА……………………………………………………………………………………. 82

12.2. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЗНАНИЙ В СИСТЕМАХ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА… 84

12.3. МОДЕЛИРОВАНИЕ РАССУЖДЕНИЙ………………………………………………………………….. 86

12.4. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ИНТЕРФЕЙС ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ…………….. 89

12.5. СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ РЕШЕНИЯ ПРИКЛАДНЫХ ЗАДАЧ……… 90

Контрольные вопросы и задания………………………………………………………………………………….. 91

Дополнительная литература к главе 1…………………………………………………………………………… 93

ГЛАВА 2 ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭВМ……………………………………………………………. 95

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………………………. 95

§ 1. ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ………………………………………………………………………………….. 95

1.1. НАЗНАЧЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ОПЕРАЦИОННЫХ СИСТЕМ………………… 95

1.2. ПОНЯТИЕ ФАЙЛОВОЙ СИСТЕМЫ………………………………………………………………………. 98

1.3. ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ ДЛЯ КОМПЬЮТЕРОВ ТИПА IBM PC……………………. 101

1.4. ОБОЛОЧКИ ОПЕРАЦИОННЫХ СИСТЕМ……………………………………………………………. 107

Контрольные вопросы и задания………………………………………………………………………………… 117

§ 2. ПОНЯТИЕ О СИСТЕМЕ ПРОГРАММИРОВАНИЯ……………………………………………………. 117

2.1. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ И КОМПОНЕНТЫ…………………………………………………………. 117

2.2. ТРАНСЛЯЦИЯ ПРОГРАММ И СОПУТСТВУЮЩИЕ ПРОЦЕССЫ…………………………. 120

Контрольные вопросы……………………………………………………………………………………………….. 122

§3. ПРИКЛАДНОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ…………….. 122

3.1. КЛАССИФИКАЦИЯ……………………………………………………………………………………………….. 122

3.2. ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ…. 123

3.3. ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ 124

3.4. ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ………………………… 125

3.5. ОРГАНИЗАЦИЯ «МЕНЮ» В ПРОГРАММНЫХ СИСТЕМАХ………………………………… 125

Контрольные вопросы ч задания………………………………………………………………………………… 128

§ 4. СИСТЕМЫ ОБРАБОТКИ ТЕКСТОВ………………………………………………………………………… 128

4.1. ЭЛЕМЕНТЫ ИЗДАТЕЛЬСКОГО ДЕЛА………………………………………………………………… 128

4.2. ТЕКСТОВЫЕ РЕДАКТОРЫ………………………………………………………………………………….. 129

4.3. ИЗДАТЕЛЬСКИЕ СИСТЕМЫ………………………………………………………………………………. 131

§ 5. СИСТЕМЫ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ………………………………………………………………. 138

5.1. ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИЗОБРАЖЕНИЙ НА ЭКРАНЕ……………………………. 138

5.2. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ГРАФИКА…………………………………………………………………………. 139

5.3. ГРАФИЧЕСКИЕ РЕДАКТОРЫ……………………………………………………………………………… 144

5.4. ДЕЛОВАЯ ГРАФИКА………………………………………………………………………………………….. 146

5.5. ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА………………………………………………………………………………….. 147

5.6. НАУЧНАЯ ГРАФИКА…………………………………………………………………………………………. 149

Контрольные вопросы и упражнения………………………………………………………………………….. 150

§ 6. БАЗЫ ДАННЫХ И СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ БАЗАМИ ДАННЫХ………………………….. 150

6.1. ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ……………………………………………………… 150

6.2. ВИДЫ СТРУКТУР ДАННЫХ……………………………………………………………………………….. 151

6.3. ВИДЫ БАЗ ДАННЫХ………………………………………………………………………………………….. 152

6.4. СОСТАВ И ФУНКЦИИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ БАЗАМИ ДАННЫХ…………………… 154

6.5. ПРИМЕРЫ СИСГЕ-М УПРАВЛЕНИЯ БАЗАМИ ДАННЫХ……………………………………. 157

Контрольные вопросы и задания………………………………………………………………………………… 163

§ 7. ЭЛЕКТРОННЫЕ ТАБЛИЦЫ……………………………………………………………………………………. 163

7.1. НАЗНАЧЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ТАБЛИЧНЫХ ПРОЦЕССОРОВ…………… 163

7.2. ЭЛЕКТРОННЫЕ ТАБЛИЦЫ SUPERCALC…………………………………………………………….. 164

7.3. ЭЛЕКТРОННЫЕ ТАБЛИЦЫ EXCEL…………………………………………………………………….. 172

§8. ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА………………………………………………… 173

8.1. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ПРОГРАММНЫХ СИСТЕМ….. 173

8.2. ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПАКЕТ MS-WORKS…………………………………………………………. 174

§ 9. ЭКСПЕРТНЫЕ СИСТЕМЫ……………………………………………………………………………………… 178

Контрольные вопросы и задания………………………………………………………………………………… 183

§ 10. ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРИКЛАДНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ……………………………………………………………………………………………….. 183

10.1. НАЗНАЧЕНИЕ ПРОГРАММ………………………………………………………………………………. 183

10.2. ПАКЕТ MATHCAD……………………………………………………………………………………………. 183

10.3. СИСТЕМА АНАЛИТИЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ REDUCE…………………………… 187

§ 11. КОМПЬЮТЕРНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ…………………………………………………………………….. 190

11.1. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕСТОВ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ …………………………………………………………………………………………………190

11.2. ТИПЫ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕСТОВ…………………………………………………………………… 192

11.3. ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ТЕСТОВЫЕ ОБОЛОЧКИ……………………………………………… 193

11.4. ПРИМЕР ТЕСТА ПО ШКОЛЬНОМУ КУРСУ ИНФОРМАТИКИ……………………………. 194

§12. КОМПЬЮТЕРНЫЕ ВИРУСЫ…………………………………………………………………………………. 197

12.1. ЧТО ТАКОЕ КОМПЬЮТЕРНЫЙ ВИРУС……………………………………………………………. 197

12.2. РАЗНОВИДНОСТИ КОМПЬЮТЕРНЫХ ВИРУСОВ…………………………………………….. 198

12.3. АНТИВИРУСНЫЕ СРЕДСТВА…………………………………………………………………………… 199

Контрольные вопросы и задания………………………………………………………………………………… 200

§ 13. КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ……………………………………………………………………………………… 200

13.1. ВИДЫ И НАЗНАЧЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР……………………………………………….. 200

13.1. ОБЗОР КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР…………………………………………………………………………. 202

Контрольные вопросы……………………………………………………………………………………………….. 203

ГЛАВА 3 ЯЗЫКИ И МЕТОДЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ……………………………………………….. 207

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………………….. 207

§ 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВ ПРОГРАММИРОВАНИЯ……………………………………….. 207

§2. ЯЗЫКИ ПРОГРАММИРОВАНИЯ ВЫСОКОГО УРОВНЯ…………………………………………… 211

2.1. ПОНЯТИЕ О ЯЗЫКАХ ПРОГРАММИРОВАНИЯ ВЫСОКОГО УРОВНЯ………………… 211

2.2. МЕТАЯЗЫКИ ОПИСАНИЯ ЯЗЫКОВ ПРОГРАММИРОВАНИЯ…………………………….. 212

23. ГРАММАТИКА ЯЗЫКОВ ПРОГРАММИРОВАНИЯ……………………………………………….. 213

§3. ПАСКАЛЬ КАК ЯЗЫК СТРУКТУРНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ 216

3.1. ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………………. 216

Контрольные вопросы……………………………………………………………………………………………….. 220

3.2. ОСНОВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ ЯЗЫКА…………………………………………………………………. 220

Контрольные вопросы……………………………………………………………………………………………….. 223

3.3. СТРУКТУРЫ ДАННЫХ………………………………………………………………………………………. 223

3.4. ПРОЦВДУРЫ И ФУНКЦИИ………………………………………………………………………………… 234

3.5. РАБОТА С ФАЙЛАМИ……………………………………………………………………………………….. 238

3.6. ДИНАМИЧЕСКИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ………………………………………. 243

Контрольные вопросы……………………………………………………………………………………………….. 247

3.7. РАБОТА С ГРАФИКОЙ………………………………………………………………………………………. 247

Контрольные вопросы и задания………………………………………………………………………………… 253

3.8. ТУРБО-ОБОЛОЧКИ. ВЕРСИИ ПАСКАЛЯ……………………………………………………………. 253

Контрольные вопросы……………………………………………………………………………………………….. 256

3.9. РУКОВОДСТВО ПОЛЬЗОВАТЕЛЮ ТУРБО-ПАСКАЛЯ………………………………………… 256

§4. МЕТОДЫ II ИСКУССТВО ПРОГРАМ11РОВАНИЯ……………………………………………………. 260

4.1. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММ……………………………………………………………………….. 260

Контрольные вопросы и задания………………………………………………………………………………… 265

4.2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ И АНАЛИЗА АЛГОРИТМОВ………………… 265

Задания…………………………………………………………………………………………………………………….. 270

4.3. МЕТОДЫ ПОСТРОЕНИЯ АЛГОРИТМОВ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА СТРУКТУРЫ ДАННЫХ …………………………………………………………………………………………………270

Контрольные задания………………………………………………………………………………………………… 273

4.4. РЕКУРСИВНЫЕ АЛГОРИТМЫ……………………………………………………………………………. 273

Контрольные задания………………………………………………………………………………………………… 277

4.5. ВАЖНЕЙШИЕ НЕВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ АЛГОРИТМЫ (ПОИСК И СОРТИРОВКА). 277

Контрольные вопросы и задания………………………………………………………………………………… 288

§ 5. БЕЙСИК КАК ЯЗЫК ОПЕРАЦИОНАЛЬНО-ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ……………………………………………………………………………………………………….. 288

5.1. ВВЕДЕНИЕ В БЕЙСИК……………………………………………………………………………………….. 289

Контрольные вопросы……………………………………………………………………………………………….. 290

5.2. БАЗОВЫЕ ОПЕРАТОРЫ……………………………………………………………………………………… 290

Контрольные вопросы ч задания………………………………………………………………………………… 292

5.3. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ…………………………………………………………………….. 292

Контрольные вопросы и задания………………………………………………………………………………… 293

5.4. ГРАФИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ………………………………………………………………………. 293

Контрольные вопросы и задания………………………………………………………………………………… 297

5.5. ОБРАБОТКА СИМВОЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ…………………………………………………….. 297

Контрольные вопросы и задания………………………………………………………………………………… 299

5.6. ПОДПРОГРАММЫ……………………………………………………………………………………………… 299

Контрольные вопросы……………………………………………………………………………………………….. 300

5.7. РАБОТА С ФАЙЛАМИ……………………………………………………………………………………….. 300

5.8. СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДИАЛОГА……………………………………………. 302

Контрольные задания………………………………………………………………………………………………… 303

5.9. ВЕРСИИ БЕЙСИКА…………………………………………………………………………………………….. 303

5.10. БЕЙСИК И ПАСКАЛЬ……………………………………………………………………………………….. 304

§ 6. ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫК ПРОГРАММИРОВАНИЯ СИ……………………………………………………. 304

6.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЯЗЫКА И ПРИМЕР ПРОГРАММЫ НА СИ………………. 304

6.2. ЭЛЕМЕНТЫ СИ: АЛФАВИТ, ИДЕНТИФИКАТОРЫ, ЛИТЕРАЛЫ, СЛУЖЕБНЫЕ СЛОВА 307

6.3. ТИПЫ ДАННЫХ И ОПЕРАЦИИ В ЯЗЫКЕ СИ. ВЫРАЖЕНИЯ………………………………. 310

6.4. ОПЕРАТОРЫ. УПРАВЛЯЮЩИЕ КОНСТРУКЦИИ ЯЗЫКА…………………………………… 315

6.5. СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ НА СИ. ПОНЯТИЕ О ФУНКЦИЯХ……………………………. 324

6.6. КЛАССЫ ПАМЯТИ…………………………………………………………………………………………….. 328

6.7. ФУНКЦИИ ВВОД\-ВЫВОДА………………………………………………………………………………. 332

6.8. ДИРЕКТИВЫ ПРЕПРОЦЕССОРА…………………………………………………………………………. 336

6.9. СИ И ПАСКАЛЬ…………………………………………………………………………………………………. 338

§ 7. ОСНОВЫ ЛОГИЧЕСКОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ НА ЯЗЫКЕ ПРОЛОГ……………….. 339

7.1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ………………………………………………………………………………………………. 339

7.2. АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММ НА ПРОЛОГЕ……………………………………… 343

7.3. РЕКУРСИЯ…………………………………………………………………………………………………………. 346

7.4. ПРЕДИКАТ ОТСЕЧЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ЛОГИЧЕСКИМ ВЫВОДОМ В ПРОГРАММАХ 348

7.5. ОБРАБОТКА СПИСКОВ……………………………………………………………………………………… 349

7.6. РЕШЕНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ НА ПРОЛОГЕ…………………………………………………. 352

Контрольные вопросы и задания………………………………………………………………………………… 354

§ 8. ВВЕДЕНИЕ В ФУ НКЦПОНАЛЬНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ НА ЯЗЫКЕ ЛИСП…….. 355

8.1. НАЗНАЧЕНИЕ 11 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЯЗЫКА……………………………………… 355

8.2. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПРОГРАММЫ НА ЛИСПЕ. СПИСКИ……………………………. 356

8.3. ФУНКЦИИ…………………………………………………………………………………………………………. 357

8.4. ФОРМЫ. УПРАВЛЯЮЩИЕ КОНСТРУКЦИИ В ЛИСП-ПРОГРАММЕ……………………. 359

8.5. РЕ

Статьи к прочтению:

Лекция 2: Задача линейного программирования. Задача о ресурсах


Похожие статьи: