Предъявляемые к алфавитам в промышленном дизайне.

      Комментарии к записи Предъявляемые к алфавитам в промышленном дизайне. отключены

Лекция №7

Алфавиты : шрифтовые. знаковые, цветовые — основные требования

предъявляемые к алфавитам в промышленном дизайне.

Составление и включение в проектное задание перечня сообщений — первая стадия графического проектирования изделий. Чтобы перечисленные смыслы заговорили языком графики, их надо отобразить с помощью принятых в графике алфавитов. К ним относятся прежде всего шрифтовые, знаковые, цветовые алфавиты.

Шрифтовые (буквенно-цифровые) алфавитысуществуют давно и хорошо разработаны. Имеются сводные описания такого рода алфавитов, где они приведены в разных рисунках и в разной плотности исполнения. Сравнительно редко дизайнеру приходится создавать рисунок алфавита самому. К этому следует прибегать в исключительных случаях. Проще и надежнее воспользоваться одним из имеющихся образцов, прибегая при необходимости к его модификации.

При всем разнообразии шрифтов можно выделить следующие основные группы (рис. 1):

• шрифты с засечками или антиква (serif);

• шрифты без засечек или гротески (sans serif);

• брусковые (square serif);

• рукописные (script);

• декоративные или акцидентные (ornamental);

• символьные.

Рис. 1

В пределах каждой группы существуют семейства шрифтов — гарнитуры. Шрифты в семействах имеют одну графическую основу и носят общие названия: «Ариал», «Гоуди», «Бодони», «Футура», «Прагматика» и т.д. В пределах одной гарнитуры пропорции элементов: насыщенность, наклон, а также виды начертания — жирный,узкий,широкий и т.д.,- могут меняться.

При выборе печатного исполнения рекомендуется соблюдать следующие основные условия: читаемость, уместность, гармоничность и смысловой акцент.

Читаемость- четкость, ясность, простота графических форм. Общие факторы, влияющие на читаемость, таковы: шрифт, толщина и размер букв, длина строки, расстояние между словами, между строчками и между абзацами, цвет шрифта и фона, свободное пространство на странице и даже качество бумаги. Так, четкость существенно зависит от цвета шрифта и фона, на котором он расположен.

Основные условия, обеспечивающие удобочитаемость:

1. Соразмерность толщины основного штриха и внутрибуквенного просвета: в шрифтах светлого начертания соотношение толщины основного штриха и внутрибуквенного просвета примерно равно 1:6 — 1:4, в шрифтах полужирного начертания — 1:2; в шрифтах жирного начертания — 1:1.

2. Оптимальность межбуквенных пробелов: чрезмерная разреженность букв в строке, как и неоправданная близость, мешают восприятию слов (хотя для короткой надписи такой прием вполне пригоден, т.к. придает строке некую острохарактерность).

3. Пропорциональность ширины буквы по отношению к ее высоте. Читаемость снижается в буквах сверх узких и свершироких.

4. Контрастность основных и дополнительных штрихов.

5. Размер шрифта, определяемый форматом экспозиции, л также расстоянием до зрителя.

Расстояние между строчками также влияет на читаемость текста. Если между ними оставлен зазор лишь для верхних и нижних элементов букв, набор такого текста называется сплошным Лучше печатать с интервалом для «свежести».

Уместность- органическая связь рисунка букв с содержанием текста, образность шрифта. Главное, чтобы шрифт в тексте был уместен.

Гармоничность.Рекомендуется выбирать родственные гарнитуры или начертания из одного семейства. Шрифты должны гармонировать с другими элементами печатной продукции, включая иллюстрации. Вся композиция текстового документа завистит от используемых шрифтов.

Акцент.При выборе печатного исполнения можно расставить акценты за счет контраста.Обычно для этих целей используют несколько гарнитур одного и того же шрифта, курсив против прямого, прописные буквы против строчных, мелкий кегль против крупного. Усилить смысловой акцент в композиции можно путем увеличения межзнаковых и межстрочных расстояний. Акцент так же создается цветом, но при этом следует помнить о гармоничном соотношении фона и основного текста. При акцентировании необходима осторожность, иначе в попытке акцентировать все, не удастся выделить ничего.

С появлением компьютера значительно расширились возможности печатного процесса, улучшилось качество, увеличилась производительность, постоянно пополняются и каталоги компьютерных шрифтов. Но машина, тем не менее — это всего лишь средство. Ни одна из компьютерных графических программ сама по себе не сделает документ красивым. Выбор шрифта, кегля, создание композиции страницы — это творческая работа дизайнера, компьютер только расширяет его возможности.

При нанесении на изделие технических данных, сообщения о способе обращения с ним приходится использовать стандартизованные, принятые для данной отрасли шрифтовые гарнитуры. Если эти гарнитуры не отвечают поставленным задачам, большинством отраслевых стандартов допускается использовать стандартные типографские шрифты.

Рис.2 — Комбинированные знаки

С помощью шрифтовых алфавитов кодируется большинство сообщений первой группы. Особо следует сказать об использовании шрифта для идентификации продукции предприятия-изготовителя, то есть о товарном знаке.Здесь шрифт может применяться либо вместе с условным изображением (комбинированный знак) — рис. 2, либо без него (словесный знак). Существует большой набор и чисто изобразительных товарных знаков без применения шрифта. Особый интерес в рамках рассмотрения шрифтового алфавита представляют словесные знаки (логотип). Сюда же относится и словесное название — имя изделия. Распространенная ошибка при проектировании логотипа — недостаточное внимание к его звучанию, собственно к слову, зачастую не учитывается и такое немаловажное обстоятельство, как звучание логотипа на языке страны импортера продукции. Отсюда масса невыразительных названий или трудночитаемых аббревиатур. Специфика шрифта как особого организма опирается на огромные культурные традиции. Создание его предполагает знакомство дизайнера с накопленным шрифтовым богатством, обращение к большому числу источников.

Сообщения второй группы также во многих случаях кодируются шрифтовым алфавитом, хотя наряду с ним или вместо него используются и знаковый, и цветовой алфавиты. Выбор типа алфавита зависит от множества факторов. Это и предполагаемый состав потребителей изделий (национальный, возрастной, образовательный, профессиональный), и традиции, и действующие стандарты, наконец, стиль вещи, ее образный строй.

Основное требование к шрифтам для этой группы сообщений — хорошая читаемость. Выбранный шрифт должен быть проверен на соответствие эргономическим требованиям либо, если есть возможность, испытан экспериментальным путем.

Особая роль принадлежит шрифту, предназначенном для кодирования сообщений третьей группы. Шрифты таких изделий, как стрелочные часы, шкальные приборы, дорожные указатели должны удовлетворять обычным эргономическим и эстетическим требованиям. Иначе обстоит дело в изделиях, где шрифтовая информация предъявляется специальными техническими средствами. К таким средствам относятся различные электромеханические устройства, электронные индикаторы, оптоэлектронные и светолучевые устройства. Характер шрифта определяется в этих случаях техническими особенностями средства предъявления, а остальная шрифтовая графика на изделии согласуется с особой образной выразительностью индицируемого текста.

При выборе или разработке шрифта необходимо учитывай, соответствие его образа образу самого изделия, использовать ею богатейшие выразительные возможности. С помощью шрифт можно подчеркнуть изящество или, напротив, монументальность изделия, создать впечатление его динамичности, вызвать ассоциации с традициями той или иной эпохи, культуры или субкультуры. Так, готический шрифт обычно отождествляется со средневековьем, рыцарством, шрифты типа «бодони» — с академическими изданиями, за которыми стоит престиж многовековой культуры, а «рубленый гротеск» — с конструктивизмом и его идеологией упрощенной логики и экономии.

Поскольку изделие обычно сопровождается проспектами, инструкциями, упаковкой, при выборе шрифта нужно иметь в виду его использование на всех этих объектах, что должно создать целостный образ изделия. Большое значение имеет правильное соотнесение образа изделия с образом фирмы-производителя. И здесь роль шрифта также велика.

Следующий алфавит — знаковый.Он включает в себя принятые по предварительной договоренности условные обозначения, экономные в изображении, общепонятные без перевода, обеспечивающие быстроту восприятия. Большинство знаковых систем — дорожные, приборные, знаки транспортировки грузов, безопасности и т.д,- зафиксированы международными конвенциями, международными (ИСО, МЭК, СЭВ) или национальными стандартами.

При этом в основном нормируется лишь содержание изображения, а не его графическое исполнение. Правда, имеется, например, международный стандарт на конфигуратор — сетку, определяющую способ построения любого знака. Дизайнеру важно осознать свою роль в этом процессе стандартизации, который можно считать процессом создания своего рода знакового эсперанто — межнационального языка коммуникации человека с предметным миром. Стандартизация охватывает в основном сообщения второй группы — о способе обращения с изделием. Здесь очень важно идентифицировать принадлежность знака к той или иной подгруппе (пояснение, запрет), используя приемы, отработанные в развитых знаковых системах (например, в дорожных знаках, в знаках безопасности). Важно также вывести смысловые значения знаков этой группы за узкие рамки региональных и национальных признаков. Однако есть большая группа знаков, которые должны быть индивидуализированы. Это знаки принадлежности — фирме, объединению, предприятию, имеющие богатую историю и традиции: показательно, что личное клеймо изготовителя появилось в самую раннюю эпоху ремесленного производства. Зачастую ведущим мотивом являются здесь как раз индивидуальные особенности объекта, однако наряду с этим сохраняет свою силу рекомендация всеобщей понятности знака.

Фирменные знаки(рис. 3) являются индивидуальными опознавательными символами предприятий и организаций, отраслей производства, образцов продукции. Фирменные знаки делятся на эмблемы, фабрично-заводские, товарные и торговые знаки.

Правовая защита промышленного фирменного знака повышает ответственность за качество выпускаемой продукции.

Фирменные знаки должны быть лаконичны и выразительны в художественном отношении, их не следует перегружать изобразительными средствами. Кроме того, в них не допускается повторяемость отдельных элементов существующих и зарегистрированных знаков.

Специфической разновидностью знакового алфавита является алфавит изображений.Он менее других алфавитов ограничен в своих формальных рамках, но и менее распространен. Применение его ограничивается почти исключительно рекламой и упаковкой. Разработка сравнительно сложных и трудоемких изображении вполне оправдывается их доступностью и понятностью, значительно превосходящей понятность знаков-символов, а также более живым и непосредственным воздействием на потребителя, что особенно ценно для рекламы. Сложность воспроизведения изображений уменьшается по мере совершенствования его технологии. В настоящее время цветное изображение со множеством тонких деталей может быть нанесено практически на любой материал.

Рис 3.- Фирменные знаки.

Наиболее сложные задачи встают перед дизайнером при работе с цветовым алфавитом.Запоминание цвета в качестве знака вне остального цветового контекста ограничивается количеством в 7-10 цветов. Это значительно сужает область применения цвета в качестве информационного алфавита. Существует традиционный цветовой алфавит для сигнализации человеку наиболее важных состояний объекта (рис. 4):

  • красный: опасность, авария, повышенное внимание, запрет и т.п.;
  • желтый: внимание, предостережение, режим, близкий к критическому, и т.п.;
  • зеленый: норма, разрешение и т.п.;
  • синий: информация, указание, пояснение и т.п.

Кроме этих общепринятых значений цвета часто создаются специальные отраслевые алфавиты.

Нередко цвет как кодовое средство используется наряду со знаковым и шрифтовым алфавитами, внутри них, что повышает информационную убедительность, выразительность и эстетическую значимость цветографического текста.

Особая роль отводится цвету в создании фирменного стиля. Известно применение как фирменных цветов, так и фирменных цветовых гамм. Здесь цвет выступает как информационное средство, отличая продукцию одной фирмы от другой.

Сложность работы с цветовым алфавитом зачастую служит причиной отказа от его использования. Задачей дизайнера должно быть более широкое применение цвета именно в информационном, языковом значении.

Рис. 4. Производственные знаки безопасности:

а — запрещающие;

б — предупреждающие;

в — предписывающие;

г — указательные.

  • Промышленный объект, как носитель графической и шрифтовой информации.

Четко осознать место проектируемого изделия в предметном мире, системно решить графический текст изделия, соотнеся его с требованиями предметной среды, помогает классификация объектов-носителей. Основание классификации должно работать на решение графической задачи. Таким основанием может быть, например, сфера функционирования вещи. В этом случае все объекты-носители можно разделить на средства ‘производства (станки и т.д.), средства массового обслуживания (общественный транспорт) и изделия индивидуального потребления (нагревательные приборы, осветительная арматура, средства индивидуального транспорта, посуда и т.д.). Можно выделить наряду с ними специфический класс носителей, строго говоря, самостоятельными изделиями не являющихся, а представляющих собой спутники вещей: это средства хранения и сопровождения изделий в разных сферах — производства, распределения и потребления (паспорта, инструкции, упаковка, реклама, сопроводительная документация и т.д.).

Осознание многосторонних функций носителя в коммуникативной среде помогает дизайнеру правильно построить цветографический текст на изделии.

Основные требования

Статьи к прочтению:

Промышленный дизайн снаружи и внутри | Тимур Бурбаев | Prosmotr


Похожие статьи: