Рабочая программа по окружающему миру
В класс
Составитель: Волкова Надежда Алексеевна,
учитель начальных классов
Г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 1 «в» класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральногогосударственного образовательного стандарта (Приказ Министерстваобразования и науки РФ от 6 октября 2009г. №373 «Об утверждении и введениив действие федерального государственного образовательного стандартаначального общего образования»).
- основнойобразовательной программы начального общего образования
(приказ № 395о от 23.08г.).
В соответствии с:
- примерными программаминачального общего образования (Москва, издательство Просвещение, 2012 г.)
- учебным планом МАОУДомодедовской средней общеобразовательной школы № 7 с углублённымизучением отдельных предметов на 2016-2017 учебный год
(приказ № 402о от 23.08г.).
- годовым календарным учебнымграфиком (приказ № 394о от 23.08г.).
- авторской программой по учебному предмету «Окружающий мир» наоснове авторской программы«Окружающий мир» А.А.Плешаков. (М., изд. «Просвещение», 2012 г.)
На изучение окружающего мира в 1 классе отводится 2ч в неделю, 66ч в год (33 учебные недели).
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
Большинство учащихся научатся:
- использованию различныхспособов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационномпространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации,передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными ипознавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
- овладению логическими действиямисравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам,установления аналогий и причинно-следственных связей, построениярассуждений, отнесения к известным понятиям;
- слушать собеседника и вести диалог; готовностьпризнавать возможность существования различных точек зрения и правакаждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точкузрения и оценку событий.
Ученикам будет предоставлена возможность научиться:
- работать в материальной и информационнойсреде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) всоответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
- освоению доступныхспособов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт,сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов,от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
- устанавливать и выявлятьпричинно-следственные связи в окружающем мире.
Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности
- Задавайтевопросы. (1 час)
Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире.
Наша школа. Дорога от дома до школы.
Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).
Экскурсии: Знакомство со школой. Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.
- Что и кто? (22часа)
Что можно увидеть на небе днем и ночью.
Солнце, его форма.
Облака, их состав. Красота и причудливость облаков.
Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.
Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк.
Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя).
Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям. Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам.
Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян.
Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.
Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода.
Компьютер, его части и назначение. Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными.
Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.
Наша Родина – Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) – часть большой страны.
Планета Земля, ее форма. Глобус – модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.
Экскурсии: Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Знакомство с растениями цветника. Что такое зоопарк?
Практические работы: Знакомство с комнатными растениями. Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения.
Распознавание листьев различных деревьев. Сравнительное исследование сосны и ели. Что общего у разных растений? Знакомство с глобусом.
- Как, откуда икуда? (13 часов)
Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения.
Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами. Сборка простейшей электрической цепи (по усмотрению учителя).
Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед.
Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой.
Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя).
Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище.
Практические работы: Изучение свойств снега и льда. Отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями. Изготовление простейшей кормушки для птиц.
- Где и когда?(17 часов)
Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года.
Холодные и жаркие районы Земли. Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом.
Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры – удивительные
животные прошлого. Как ученые изучают динозавров.
Одежда людей в прошлом и теперь.
История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом.
Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.
- Почему изачем? (13 часов)
Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна – естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди. Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека.
Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши.
Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.
Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук-носорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах.
Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек.
Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть.
Почему нужно чистить зубы и мыть руки.
Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.
Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего.
Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования.
Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь.
Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле.
Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции.
Экология – наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля – День Земли.
Практическая работа:
Простейшие правила гигиены.
Как мы находили ответы на свои вопросы. Роль наблюдений, опытов, книг и других источников информации в познании окружающего мира.
Оборудование для экскурсий в природу:фотографии,открытки растений, животных, пакеты для мусора и приспособления для его сбора.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
Большинство уроков окружающего мира являются предметными. На них учащиеся действуют с различными предметами – рассматривают, определяют признаки и свойства, сравнивают и группируют их. Для организации такой работы желательно иметь раздаточный материал. Наряду с предметами различных коллекций, гербарными листами, можно использовать природный материал, собранный на экскурсиях.
Лабораторное оборудование и материалыдля проведения опытов и демонстраций: посуда (стаканы, колбы, чашки и др.), измерительные и осветительные приборы (свеча, фонарик), фильтры, магниты; песок, глина, почва, известняк, каменный уголь, семена растений (подсолнечника, пшеницы, гороха и т.д.)
Формы организации учебных занятий:
- Фронтальная;
- Групповая (парная);
- Коллективная;
- Индивидуальная.
В обучении используется учебно – методический комплект «Школа России»
1.А.А. Плешаков. Окружающий мир. Учебник. 1 класс. В 2 ч. – М. : Просвещение, 2011.
2. А.А. Плешаков. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс. В 2 ч, — М. : Просвещение 2015.
Календарно — тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Кол-вл часов | Планируемые сроки прохождения темы | Фактические срокипрохождения темы | Примечание |
Задавайте вопросы! (1 ч.) | |||||
1. | Задавайтевопросы! (1 ч.) Задавайте вопросы! | 01.09-02.09 | |||
« Что и кто?» (22ч.) | |||||
2. | Наша школа. Экскурсия № 1: Знакомство со школой. | ||||
3. | Что такое Родина? | 05.09-09.09 | |||
4. | Что мы знаем о народах России? | ||||
5. | Что мы знаем о Москве? | 12.09-16.09 | |||
6. | Проект «Моя малая Родина». | ||||
7. | Что у нас над головой? | 19.09-23.09 | |||
8. | Что у нас под ногами? Практическая работа № 1 Знакомство с разнообразиемкамней. | ||||
9. | Что общего у разных растений? | 26.09-30.09 | |||
10. | Что растёт на подоконнике? Практическая работа № 2Знакомство с комнатными растениями и растениями цветника, их распознаваниес помощью атласа – определителя. | ||||
11. | Что растёт на клумбе? Экскурсия на пришкольный участок. | 03.10-07.10 | |||
12. | Что это за листья? Практическая работа № 3 Знакомство с лиственными деревьями, ихраспознавание по листьям. | ||||
13. | Что такое хвоинки? Практическая работа № 4 Сравнительное исследование сосны и ели (по общему виду хвоинкам и шишкам). | 10.10-14.10 | |||
14. | Кто такие насекомые? | ||||
15. | Кто такие рыбы? | 17.10-21.10 | |||
16. | Кто такие птицы? | ||||
17. | Кто такие звери? | 24.10-28.10 | |||
18. | Что такое зоопарк? | ||||
19. | Что окружает нас дома? Что вокруг нас может быть опасным? | 07.11-11.11 | |||
20. | Что вокруг нас может быть опасным? Откуда в наш домприходит электричество? | ||||
21. | Что умеет компьютер? Экскурсия в кабинет информатики | 14.11-18.11 | |||
22. | На что похожа наша планета? | ||||
23. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Чтои кто?» Презентация проекта «Моя малая Родина» | 21.11-25.11 | |||
Как, откуда и куда? (13ч.) | |||||
24. | Как живёт семья? Проект «Моя семья» | ||||
25. | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? | 28.11-02.12 | |||
26. | Откуда в наш дом приходит электричество? | ||||
27. | Как путешествует письмо? | 05.12-09.12 | |||
28. | Куда текут реки? | ||||
29. | Откуда берутся снег и лёд? Практическая работа «Свойства снега и льда» | 12.12-16.12 | |||
30. | Как живут растения? | ||||
31. | Как живут животные? | 19.12-23.12 | |||
32. | Как зимой помочь птицам? | ||||
33. | Откуда берётся и куда девается мусор? | 09.01-13.01 | |||
34. | Откуда в снежках грязь? | ||||
35. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как,откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья» | 16.01-20.01 | |||
36. | Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа» | ||||
Где и когда? (17ч.) | |||||
37. | Когда придёт суббота? | 23.01-27.01 | |||
38. | Когда наступит лето? | ||||
39. | Где живут белые медведи? | 30.01-03.02 | |||
40. | Где живут слоны? | ||||
41. | Где зимуют птицы? | 06.02-10.02 | |||
42. | Когда появилась одежда? | ||||
43. | Когда изобрели велосипед? | 20.02-24.02 | |||
44. | Когда ты станешь взрослым? | ||||
45. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где икогда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа» | 27.02-03.03 | |||
46. | Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? Почему на Лунене живут люди? | ||||
47. | Почему идёт дождь и дует ветер? | 06.03-10.03 | |||
48. | Почему звенит звонок? | ||||
49. | Почему радуга разноцветная? | 13.03-17.03 | |||
50. | Почему мы любим кошек и собак? | ||||
51. | Проект «Мои домашние питомцы». | 29.03-31.03 | |||
52. | Почему мы не будем рвать цветы, и ловить бабочек? | 03.04-07.04 | |||
53. | Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? | ||||
Почему и зачем? (13ч.) | |||||
54. | Зачем мы спим ночью? | 10.04-14.04 | |||
55. | Почему нужно есть много овощей и фруктов? | ||||
56. | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? | 17.04-21.04 | |||
57. | Зачем нам телефон и телевизор? | ||||
58. | Зачем нужны автомобили? | 24.04-28.04 | |||
59. | Зачем нужны поезда? | ||||
60. | Зачем строят корабли? | 01.05-05.05 | |||
61. | Зачем строят самолёты? | ||||
62. | Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правилабезопасности? | 08.05-12.05 | |||
63. | Зачем нужны самолёты? | ||||
64. | Зачем люди осваивают космос? | 15.05-19.05 | |||
65. | Почему мы часто слышим слово «экология»? | ||||
66. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почемуи зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питомцы» | 22.05-25.05 |
ИТОГО:66 часов
Описание учебно – методического и материально – технического обеспечения.
1. А.А. Плешаков. Окружающий мир. Рабочие программы «Школа России». 1-4 классы М. : Просвещение, 2012г.
2. А.А. Плешаков. От земли до неба: Атлас-определитель: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М. : Просвещение 2012.
3. А.А. Плешаков. Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов. — М. : Просвещение, 2012.
4. Е.М. Тихомирова. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир»: 1 класс – М. : Экзамен, 2012.
5. Е.М. Тихомирова. Тесты по предмету «Окружающий мир»: 1 класс. В 2 ч. –
М. : Экзамен, 2012.
6. Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир».
Технические средства обучения
— Персональный компьютер.
— Интерактивная доска
— Музыкальные диски.
— Классная магнитная доска.
— Компьютер мобильный (ноутбук)
— Принтер лазерный.
-Проектор лазерный.
-Проектор короткофокусный (VivitecD791ST)
-Интерактивная доска (InterwriterDualBoard)
-Документ-камера (GaokeCK-9000A)
-Индивидуальные ноутбуки.
.
Интернет-ресурсы:
• http://school-collection.edu.ru, Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР)
• http://viki.rdf.ru/ Детские электронные книги и презентации
• http://www.uchportal.ru/ — http://www.nachalka.com/ -http://www.zavuch.info/-Учительский портал
РАССМОТРЕНО
Протокол №1 заседания методического объединения учителей начальных классов
от 28.08 г.
Руководитель ШМО _________________/_________________/
СОГЛАСОВАНО
Протокол №1 заседание научно-методического совета
от 28.08 г.
Заместитель директора по УМР____________________ Костина Г.И.
Статьи к прочтению:
Технические средства обучения
Похожие статьи:
-
Технические средства предприятия
ОТЧЕТ по производственной практике Место прохождения практики: БИИК (ф) ФГБУ ВПО СибГУТИ _______________________________________________________ (полное…
-
Техническое обслуживание средств вычислительной техники
(практические задания) 1. Определить причину возникновения неисправности, назвать алгоритм устранения неисправности, подобрать программу для диагностики…