Защита информации в компьютерных сетях 3 страница

      Комментарии к записи Защита информации в компьютерных сетях 3 страница отключены

Постановлением Совета судей Российской Федерации от 11 апреля 2002 г. N 75 утверждена Концепция информатизации судов общей юрисдикции, предусматривающая создание Государственной автоматизированной системы Правосудие (ГАС Правосудие).

Государственная автоматизированная система РФ Правосудие — это территориально распределенная автоматизированная информационная система, предназначенная для формирования единого информационного пространства судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (СД), обеспечивающая информационную и технологическую поддержку судопроизводства на принципах поддержания требуемого баланса между потребностью граждан, общества и государства в свободном обмене информацией и необходимыми ограничениями на распространение информации.

В начале 2004 г. Судебным департаментом при Верховном Суде РФ был проведен открытый конкурс по выбору головного исполнителя на создание ГАС Правосудие. Победителем конкурса стало Федеральное государственное унитарное предприятие Научно-исследовательский институт Восход (далее — ФГУП НИИ Восход).

Судебным департаментом и ФГУП НИИ Восход был заключен государственный контракт На выполнение работ по созданию Государственной автоматизированной системы Российской Федерации Правосудие, по которому осуществляется поставка товаров и услуг за счет централизованных средств в рамках федеральной целевой программы, в том числе по подготовке технорабочего проекта на ГАС Правосудие, его последующей реализации во всех судах общей юрисдикции и системе Судебного департамента, а также по созданию инфраструктуры дальнейшего поддержания системы в ходе ее эксплуатации и обучению пользователей.

Целями создания ГАС Правосудие являются:

1. Поддержание законности и обоснованности принимаемых судебных решений и качества оформляемых судебных документов.

2. Сокращение сроков рассмотрения дел и рассмотрения жалоб на основе использования новых информационных технологий, включая средства видеоконференц-связи.

3. Повышение эффективности процессов судебного делопроизводства и подготовки данных судебной статистики в судах путем сокращения времени на обработку и передачу информации.

4. Повышение достоверности и полноты первичной информации, получаемой в ходе судебных заседаний.

5. Повышение оперативности сбора и оформления судебных материалов при подготовке и слушании дел.

6. Обеспечение сетевого доступа к библиотечной электронной информации для работников судов и системы Судебного департамента.

7. Обеспечение оперативного доступа судей и работников аппаратов судов к актуальной и точной информации по действующему законодательству и правоприменительной практике.

8. Обеспечение объективного анализа правоприменительной практики, структуры правонарушений и направлений криминализации общества на основе больших объемов судебной статистики и данных предыстории.

9. Повышение оперативности информационного взаимодействия судов с Верховным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом, следственными органами, прокуратурой, Минюстом России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

10. Повышение эффективности информационных процессов кадрового, организационного, материально-технического и ресурсного обеспечения деятельности судов с созданием инструмента информационно-аналитической поддержки принятия решений во всех сферах обеспечения судебной деятельности.

11. Повышение оперативности реагирования на обращения судей, граждан и организаций в Судебный департамент.

12. Повышение полноты и достоверности информации, необходимой для административного управления, сокращение сроков ее представления в аппарат Судебного департамента из судов и органов Судебного департамента.

13. Создание достаточного функционального, информационно-технологического и программного обеспечения судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента.

14. Повышение уровня достоверности представления данных, обеспечение адекватного решения вопросов информационной безопасности на всех этапах создания и использования ГАС Правосудие.

15. Повышение информированности общества о деятельности судов, обеспечение прозрачности и открытости состояния системы правосудия в России.

16. Создание эффективной, экономически целесообразной системы управления, обеспечения, эксплуатации, поддержания и сервисного обслуживания имущественного комплекса ГАС Правосудие.

17. Обеспечение вхождения в информационное пространство органов государственного управления, правоохранительных органов, организация взаимодействия между центральными национальными органами обеспечения деятельности судов (в первую очередь, в рамках СНГ) с ведущими международно-правовыми и судебными организациями — Международным судом, Советом Европы и другими зарубежными организациями.

В целях снижения степени риска при реализации проекта по созданию ГАС Правосудие, а также исходя из опыта практической реализации распределенных систем федерального масштаба, внедрение системы осуществляется с одновременной отработкой решений на фрагментах системы. При получении положительных результатов внедрения проектных решений они тиражируются на всю систему. С учетом территориальной распределенности автоматизируемых объектов планируются следующие этапы внедрения и эксплуатации:

на первом этапе на объектах опытной зоны проводится внедрение и опытная эксплуатация аппаратно-программных средств. При этом в каждом регионе опытной зоны планируется охватить так называемую информационную вертикаль: суд уровня субъекта Российской Федерации, региональный орган Судебного департамента, районные суды, военные суды (окружной или гарнизонные, при наличии возможности);

на втором этапе по результатам опытной эксплуатации производится необходимая доработка и производится полномасштабное внедрение в других регионах с учетом опыта внедрения и эксплуатации в опытной зоне.

ГАС Правосудие разрабатывается в составе следующих 27 подсистем:

Подсистема Административное управление предназначена для сбора, обработки, хранения и выдачи данных и документов, необходимых для выполнения функциональных обязанностей и информационной поддержки деятельности должностных лиц Судебного департамента, а также управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, повышения эффективности их информационно-справочного обслуживания;

Подсистема Банк судебных решений (судебной практики) предназначена для организации автоматизированного сбора судебных решений, формирования единого банка судебных решений, обеспечения механизма для систематизации сведений по данным судебным решениям и обеспечения санкционированного доступа к информации со стороны различных категорий пользователей;

Подсистема Ведомственная статистика Судебного департамента предназначена для сбора и свода статистических данных ведомственной отчетности, полученных из соответствующих функциональных подсистем ГАС Правосудие, с целью последующего анализа накопленных данных;

Подсистема Видеоконференц-связь предназначена для обеспечения Верховного Суда Российской Федерации, областных и равных им судов общей юрисдикции услугами видеоконференц-связи и обеспечивает проведение судебных заседаний в режиме удаленного участия осужденных и свидетелей;

Подсистема Документооборот предназначена для автоматизации информационных процессов документооборота и делопроизводства, связанных с документационным обеспечением управления деятельностью судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента;

Интернет-портал ГАС Правосудие предназначен для обеспечения доступа граждан, юридических лиц, органов государственной власти к информации о деятельности судебной системы Российской Федерации;

Информационно-справочная подсистема предназначена для информационно-справочного обслуживания в оперативном режиме (режиме on-line) судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, а также взаимодействующих органов государственной власти на основе информации, содержащейся в информационном фонде ГАС Правосудие;

Подсистема Кадры предназначена для комплексной автоматизации основных участков деятельности кадровых органов Судебного департамента и аппаратов судов: учета, хранения и анализа данных об организационно-штатной структуре и кадровом составе судов разных уровней и органов системы Судебного департамента;

Подсистема Контроль финансов повышает эффективность проведения проверок и ревизий финансово-хозяйственной деятельности судов и системы Судебного департамента;

Подсистема Материально-технические ресурсы предназначена для автоматизации планирования и учета обеспеченности материально-техническими средствами системы Судебного департамента и судов общей юрисдикции (в том числе военных судов), создания интегрированной базы данных по поступающим из регионов данным, характеризующим объекты материально-технического учета;

Подсистема Международно-правовое сотрудничество обеспечивает возможность доступа и поиска необходимой информации в среде информационных ресурсов международных правовых организаций, государственных и иных органов, учреждений судебной власти за рубежом с целью подготовки аналитических отчетов, а также ведения электронных библиотек международных правовых актов и зарубежных законодательных актов по вопросам правосудия;

Подсистема Недвижимость предназначена для автоматизации информационных процессов управления недвижимостью, проводимыми работами и необходимыми ресурсами, необходимыми для устойчивого функционирования;

Подсистема Обеспечение безопасности информации предназначена для повышения уровня достоверности данных и информационной безопасности, защиты информационных ресурсов при решении задач по интеграции с другими автоматизированными системами органов государственной власти и внедрении безопасной технологии обработки конфиденциальной информации, а также для создания комплексной системы антивирусной защиты;

Подсистема Обеспечение эксплуатации и сервисного обслуживания предназначена для автоматизации процессов обеспечения эксплуатации программно-технических средств ГАС Правосудие и сервисного обслуживания комплексов средств автоматизации;

Подсистема Обращения граждан предназначена для автоматизации информационных процессов, связанных с документационным обеспечением в части приема, обработки и рассмотрения писем, жалоб и заявлений граждан, включая возможность создания виртуальной приемной с использованием Web-технологий, а также устных обращений граждан (на приеме) в судах общей юрисдикции и в организациях системы Судебного департамента;

Подсистема Общественные связи предназначена для повышения эффективности процессов установления и развития связей органов судейского сообщества с государственными и иными органами, учреждениями и организациями (в том числе иностранными);

Подсистема Организационное обеспечение предназначена для создания, ведения и распространения классификаторов, справочников и словарей, нормативно-справочной информации, а также для обеспечения информационной совместимости и технологического единства информационных потоков судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента;

Подсистема Отражение информации коллективного пользования предназначена для отображения предметов и информации, признанной в качестве вещественных доказательств, в ходе судебного заседания, в том числе с участием присяжных заседателей, справочной информации в приемных и холлах судов субъектов Федерации и управлениях Судебного департамента, а также использования средств визуального отображения для проведения обучения и обеспечения повседневной деятельности судов и управления Судебного департамента;

Подсистема Право предназначена для ввода, хранения и циркулярной рассылки нормативных актов, организации доступа к справочной базе нормативных актов и к справочным базам правовых актов, находящихся в правовых системах федерального и местного законодательства;

Подсистема Связь и передача данных представляет современную телекоммуникационную среду для обеспечения достоверной, надежной и оперативной передачи данных между комплексами средств автоматизации ГАС Правосудие всех уровней;

Подсистема Судебная экспертиза предназначена для повышения эффективности информационного взаимодействия пользователей ГАС Правосудие всех ее уровней при автоматизации судебно-экспертной деятельности судов общей юрисдикции в части удовлетворения соответствующих информационных запросов судей, их помощников, сотрудников аппарата судов и иных пользователей подсистемы;

Подсистема Судебное делопроизводство и статистика создана с целью предоставления пользователям средств формирования, анализа и интеграции информационных массивов данных, возникающих в процессе судопроизводства в судах общей юрисдикции, формирования и анализа массивов данных судебной статистики, фиксации хода судебного разбирательства, а также автоматизации процессов регистрации, сбора и хранения информации о лицах, привлеченных к уголовной ответственности и в отношении которых вынесены судебные постановления, вступившие в законную силу;

Подсистема Судебное сообщество предназначена для автоматизации информационных процессов, связанных с документационным обеспечением управления деятельности органов судебного сообщества;

Подсистема Управление и контроль функционирования предназначена для обеспечения централизованного управления распределенными компонентами комплексов средств автоматизации и оперативного получения данных о текущем состоянии узлов вычислительной сети объектов информатизации ГАС Правосудие для выявления и устранения нештатных ситуаций;

Подсистема Финансы предназначена для автоматизации деятельности подразделений Судебного департамента, управлений Судебного департамента в субъектах Федерации (округах), осуществляемой ими в процессе управления бюджетными средствами, на основе единого правового, методологического и информационного пространства.

В период с 31 октября по 20 ноября 2006 г. проходила работа Государственной комиссии по приемке работ по созданию Государственной автоматизированной системы Российской Федерации Правосудие. Комиссия сделала следующие выводы: Созданная Государственная автоматизированная система Российской Федерации Правосудие с положительными результатами прошла проверки и готова к постоянной эксплуатации. Основные этапы и мероприятия федеральной целевой программы Развитие судебной системы России (на 2002-2006 годы) в части информатизации судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном Суде РФ выполнены.

Комиссия рекомендовала предусмотреть при передаче ГАС Правосудие в постоянную эксплуатацию создать организационно-штатные структуры на всех уровнях системы судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента, выполняющие полноценные функции по использованию ГАС Правосудие, обеспечению информационной безопасности в автоматизированной системе, а также по организации эксплуатации, обучения пользователей системы, сервисного и технического обслуживания ГАС Правосудие. Кроме того, было рекомендовано для повышения эффективности использования внедряемых технологических решений, формирования и обеспечения безопасности информационных накоплений, разработать соответствующую правовую и нормативную базу ГАС Правосудие.

Итогам работ по реализации мероприятий по информатизации судов и задачам дальнейшего развития данного направления посвящено постановление Совета судей Российской Федерации от 30 ноября 2006 г. N 170 О реализации мероприятий федеральной целевой программы Развитие судебной системы России на 2002-2006 годы по информатизации судов общей юрисдикции и задачах в свете федеральной целевой программы Развитие судебной системы России на 2007-2011 годы.

В нем отмечается, что в ходе выполнения мероприятий Программы по созданию ГАС Правосудие и формированию информационного пространства судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента общая численность компьютеров увеличилась более чем в 4 раза и достигла почти 60 тыс. единиц, что составляет около 100%-ной компьютеризации судов общей юрисдикции в объемах, обозначенных Программой по состоянию на 2002 год, более половины из них объединены в локальные вычислительные сети. Вместе с тем значительное увеличение штатной численности судей и работников аппаратов судов, прошедшее за 5 лет, потребовало создания дополнительных автоматизированных рабочих мест, в связи с чем в областных и равных им судах фактическая обеспеченность компьютерной техникой составляет 95%, а в районных судах — 60%.

Комплексы средств автоматизации системы ГАС Правосудие сформированы во всех республиканских, краевых, областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных судах, во всех территориальных органах Судебного департамента, в более чем 700 районных судах (с большим количественным составом судей), в большинстве гарнизонных военных судов.

Все суды областного уровня, территориальные органы Судебного департамента, более половины районных судов имеют устойчивый доступ в Интернет.

Началось создание ведомственной системы связи и передачи данных, обеспечивающей формирование единого информационно-телекоммуникационного пространства.

Практически все суды областного уровня оснащены системами видеоконференц-связи для проведения кассационных процессов с участием осужденных, содержащихся в следственных изоляторах, для чего оборудованы 143 зала судов и 161 помещение изоляторов.

На основе подсистемы Интернет-портал ГАС Правосудие обеспечивается представительство всех судов общей юрисдикции в публичной информационной сети Интернет.

В настоящее время в Российской Федерации не осталось ни одного суда общей юрисдикции, не имеющего средств автоматизации судопроизводства на базе компьютерного оборудования.

В Постановлении также отмечается, что в результате реализации Программы:

разработаны системный подход и единая политика решения задачи информатизации судов,

заложена основа для формирования единого информационного пространства всех федеральных судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента и материально-технической базы ГАС Правосудие,

созданы условия для формирования и накопления информационных ресурсов судебной практики и банков судебных решений,

обеспечено представительство судов общей юрисдикции в Интернете.

Таким образом, задачи по информатизации судов общей юрисдикции в объемах, обозначенных федеральной целевой программой Развитие судебной системы России на 2004-2006 годы, выполнены.

Следующим этапом ГАС Правосудие, в свете федеральной целевой программы Развитие судебной системы России на 2007-2011 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2006 г. N 583, должно стать создание единого информационного пространства судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента с целью оперативного представления информации о деятельности судов общей юрисдикции, обеспечения доступности и прозрачности российского правосудия. Развитие дополнительных функциональных возможностей ГАС Правосудие и мероприятий, направленных на соблюдение требуемого баланса между потребностью граждан, общества и государства в свободном обмене информацией и необходимыми ограничениями на распространение информации, должны привести к повышению доверия граждан судебной системе России в целом.

В целях обеспечения функционирования ГАС Правосудие и информатизации судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента в 2007-2011 гг. должны быть выполнены следующие основные мероприятия:

обеспечение функционирования ГАС Правосудие и ее использования во всех судах общей юрисдикции и органах Судебного департамента;

формирование, сопровождение и обеспечение авторизованного доступа к информационным ресурсам судов общей юрисдикции, банкам судебных решений;

формирование постоянно действующей системы эксплуатации и технического обслуживания, ремонта, восстановления программно-технических средств;

развитие дополнительных функциональных возможностей ГАС Правосудие и мероприятий с целью соблюдения требуемого баланса между потребностью граждан, общества и государства в свободном обмене информацией и необходимыми ограничениями на распространение информации;

кадровое обеспечение функционирования и развития ГАС Правосудие.

10. Характеристики и примеры операционных систем.

Операцио?нная систе?ма, сокр. ОС (англ. operating system, OS) — комплекс управляющих и обрабатывающих программ, которые, с одной стороны, выступают как интерфейс между устройствами вычислительной системы и прикладными программами, а с другой стороны — предназначены для управления устройствами, управления вычислительными процессами, эффективного распределения вычислительных ресурсов между вычислительными процессами и организации надёжных вычислений. Это определение применимо к большинству современных операционных систем общего назначения.

В логической структуре типичной вычислительной системы операционная система занимает положение между устройствами с их микроархитектурой, машинным языком и, возможно, собственными (встроенными) микропрограммами — с одной стороны — и прикладными программами с другой.

Разработчикам программного обеспечения операционных систем позволяет абстрагироваться от деталей реализации и функционирования устройств, предоставляя минимально необходимый набор функций (см. интерфейс программирования приложений).

В большинстве вычислительных систем операционная система является основной, наиболее важной (а иногда и единственной) частью системного программного обеспечения. С 1990-х годов наиболее распространёнными операционными системами являются системы семейства Microsoft Windows и системы класса UNIX (особенно Linux и Mac OS).

Основные функции:

  • Выполнение по запросу программ (ввод и вывод данных, запуск и остановка других программ, выделение и освобождение дополнительной памяти и др.).
  • Загрузка программ в оперативную память и их выполнение.
  • Стандартизованный доступ к периферийным устройствам (устройства ввода-вывода).
  • Управление оперативной памятью (распределение между процессами, организация виртуальной памяти).
  • Управление доступом к данным на энергонезависимых носителях (таких как жёсткий диск, оптические диски и др.), организованным в той или иной файловой системе.
  • Обеспечение пользовательского интерфейса.
  • Сохранение информации об ошибках системы.

Однозадачные ОС выполняют функцию предоставления пользователю виртуальной машины, делая более простым и удобным процесс взаимодействия пользователя с компьютером. Однозадачные ОС включают средства управления периферийными устройствами, средства управления файлами, средства общения с пользователем.

Многозадачные ОС, кроме вышеперечисленных функций, управляют разделением совместно используемых ресурсов, таких как процессор, оперативная память, файлы и внешние устройства.

Главным отличием многопользовательских систем от однопользовательских является наличие средств защиты информации каждого пользователя от несанкционированного доступа других пользователей. Появление многопользовательских ОС, в первую очередь, связано с решением проблемы разграничения прав доступа пользователей к аппаратным, программным ресурсам ПК, а также данным.

Все операционные системы способны обеспечивать как пакетный, так и диалоговый режим работы с пользователем. В пакетном режиме операционная система автоматически исполняет заданную последовательность команд. В диалоговом режиме ОС находится в ожидании команды пользователя, и получив ее, приступает к исполнению, а исполнив, возвращает отклик и ждет очередной команды. Диалоговый режим работы основан на использовании прерываний процессора. Опираясь на эти аппаратные прерывания, операционная система создает свой комплекс системных прерываний. Способность операционной системы прервать текущую работу и отреагировать на события, вызванные пользователем с помощью управляющих устройств, и определяет сущность диалогового режима работы.

Интерфейсы пользователя, предоставляемые ОС пользователю, делятся на терминальные и графические. Терминальный (командный) интерфейс реализован в неграфических ОС, которые поддерживают интерфейс командной строки (MS-DOS). Основным устройством управления в данном случае является клавиатура. Управляющие команды вводят в поле командной строки, где их можно редактировать. Исполнение команды начинается после ее подтверждения, например, нажатием клавиши ENTER.

Графические операционные системы реализуют более сложный тип интерфейса, в котором в качестве устройства управления, кроме клавиатуры, можно использовать мышь или другое устройство позиционирования. Работа с графической ОС основана на взаимодействии активных и пассивных экранных элементов управления.

Первой наиболее полноценной графической ОС была ОС Windows 95, представленная компанией Microsoft в 1995 г.

11. Назначение и основные возможности текстовых процессоров MS Word.

Потребности компьютерной подготовки документов привели к созданию огромного количества специальных программ. Их называют текстовыми редакторами (Word). Всего существует несколько сотен текстовых редакторов. По назначению различают следующие их разновидности:

• редакторы программ;

• редакторы документов;

• издательские системы;

• редакторы научных текстов.

Возможности этих программ различны — от подготовки небольших документов простой структуры до набора, оформления и издания книг и журналов. Тем не менее многие из этих программ обладают общими свойствами, позволяют выполнять одинаковые операции с текстом. Хороший текстовый редактор обязательно имеет меню (пункты которого заданы текстом или пиктограммами), систему «горячих клавиш» для основных операций и помощь.

12. Применение табуляции при создании текстовых документов MS Word.

13. Формирование списков в текстовых документах MS Word.

14. Основные возможности оформления страницы в MS Word.

15. Создание оглавления в текстовом документе MS Word.

16. Назначение и основные возможности электронных таблиц.

Под электронной таблицей понимают программу, предназначенную для работы с большими таблицами чисел. Такие программы иногда называют табличными процессорами. Они оперируют с данными более простой и однородной природы, чем в СУБД, однако привлекают пользователей наглядностью ввода и вывода информации, возможностями быстрого пересчета результатов при изменении данных и т.д.

При работе с электронной таблицей на экран выводится прямоугольная таблица, состоящая из клеток (cells). Клетки, как правило, нумеруются буквами по столбцам и цифрами по строкам. К примеру, клетка А1 — левая верхняя клетка таблицы. Чаще всего таблица бывает значительно больше размеров одного экрана. Поэтому по ней можно перемещаться во все стороны с помощью клавиш управления курсором. На экране мы видим текущий фрагмент таблицы. В клетках могут находиться:

• числа;

• пояснительный текст;

• формулы.

Последняя возможность означает, что содержимым клетки может быть некоторая формула для вычисления по данным (числам), расположенным в других клетках. При этом на экран отображается не формула, а результат расчета по ней. Как только меняются исходные данные в клетках-аргументах, сразу же пересчитывается значение в клетке с формулой. Именно эта особенность делает электронные таблицы столь привлекательными.

Формула— это выражение, состоящее из числовой величины и арифметических (логических) операций. В формулу могут входить также адреса ячеек и функции. Формула всегда начинается со знака «=»

17. Анализ и обобщение данных с помощью сводных таблиц в программе MS Excel.

18. Формирование итогов в MS Excel.

19. Применение фильтров и в MS Excel.

20. Средства анализа статистических данных в среде Excel.

21. Способы проведения расчетов в таблицах MS Excel.

Формула— это выражение, состоящее из числовой величины и арифметических (логических) операций. В формулу могут входить также адреса ячеек и функции. Формула всегда начинается со знака «=»

22. Типы диаграмм и принципы их построения в MS Excel.

23. Понятие абсолютной и относительной адресации при записи формул в MS Excel.

Электронная таблица Excel работает с двухмерными и трехмерными ссылками.

Двухмерная ссылка — ссылка на ячейку текущего листа, указывающая номер столбца и номер строки (С4). Трехмерная ссылка— ссылка на ячейку другого листа рабочей книги, указывающая номер листа и номер ячейки на этом листе (ЛистЗ!С4).

Статьи к прочтению:

Самая лучшая защита информации | Основы криптографии


Похожие статьи: