Информация. мера и качество информации

      Комментарии к записи Информация. мера и качество информации отключены

Информация(от лат. informatio — формирование как выявление своей сущности, разъяснение, изложение, осведомление) — значимые сведения о чём-либо, когда форма их представления также является информацией, то есть имеет форматирующую функцию в соответствии с собственной природой.

В современной науке рассматриваются два вида информации:

Объективная (первичная) информация — свойство материальных объектов и явлений (процессов) порождать многообразие состояний, которые посредством взаимодействий (фундаментальные взаимодействия) передаются другим объектам и запечатлеваются в их структуре[1].

Субъективная (семантическая,смысловая, вторичная) информация – смысловое содержание объективной информации об объектах и процессах материального мира, сформированное сознанием человека с помощью смысловых образов (слов, образов и ощущений) и зафиксированное на каком-либо материальном носителе.

В бытовом смысле информация — сведения об окружающем мире и протекающих в нём процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством[2].

В настоящее время не существует единого определения информации как научного термина. С точки зрения различных областей знания, данное понятие описывается своим специфическим набором признаков. Согласно концепции К.Шеннона, информация — это снятая неопределенность, т.е. сведения, которые должны снять в той или иной степени существующую у потребителя до их получения неопределенность, расширить его понимание объекта полезными сведениями.

С точки зрения Грегори Бейтсона, элементарная единица информации это небезразличное различие (the difference that makes a difference) или действенное различие для какой-то большей воспринимающей системы. Те различия которые не воспринимаются он называет потенциальными, а воспринимаемые — действенными. Информация состоит из небезразличных различий(с) Любое восприятие информации с необходимостью является получением сведений о различии(с)

С точки зрения информатики, информация обладает рядом фундаментальных свойств: новизна, актуальность, достоверность, объективность, полнота, ценность и др.

1.Объективность и субъективность. Понятие объективности является относительным, т.к. методы являются субъективными. Более объективной принято считать ту информацию, в которую методы вносят меньший субъективный элемент.
2. Достоверность. Данные возникают в момент регистрации сигналов, но не все сигналы являются полезными, всегда присутствует уровень посторонних сигналов. Если полезный сигнал зарегистрирован четко, чем посторонний сигнал уровень доступности будет высокий. При увеличении уровня шумов достоверность информации снижается.
3. Полнота. Характеризует качество информации и определяет достаточность данных для принятия решений или для создания данных на основе имеющихся.
4. Адекватность. Степень соответствия реальному объективному состоянию дела. Неадекватная информация может образоваться при создании новой информации на основе неполных или недостоверных данных.
5. Доступность. Мера возможности получить ту или иную информацию. На степень доступности информации влияют одновременно как доступность данных, так и адекватность.
6. Актуальность. Степень соответствия информации данному моменту времени.

Меры информации
Синтаксические меры информации. Объем данных в сообщении измеряется количеством символов (разрядов) принятого алфавита в этом сообщении. Часто информация кодируется числовыми кодами в той или иной системе счисления. Естественно, что одно и то же количество разрядов в разных системах счисления способно передать разное число состояний отображаемого объекта.
Семантическая мера информации. Для измерения смыслового содержания информации, то есть ее количества на семантическом уровне, наибольшее признание получила тезаурусная мера информации, которая связывает семантические свойства информации со способностью пользователя воспринимать поступившее сообщение.
Прагматическая мера информации Прагматическая мера информации — это полезность информации, ее ценность для пользователя (управления). Эта мера также является величиной относительной, обусловленной особенностями использования информации в той или иной системе управления. Ценность информации целесообразно измерять в тех же самых единицах (или близких к ним), в которых измеряется целевая функция.( http://halyavalovis.ru/1/vsst/38-1.-informacija-ee-svojjstva.-mery-informacii.html и http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F)

Мера информации