Под функцией управления понимают форму проявления вида управленческой деятельности, выделившуюся в процессе специализации управленческого труда. К функциям управления относятся планирование (стратегическое и тактическое), организация, оперативное управление, информационное взаимодействие и работа с кадрами. Названные функции являются общими, поскольку осуществляются в каждой производственной системе и на каждом уровне управления. Общие функции управления (кроме работы с кадрами) отражают отдельные стадии развития процесса организационного управления во времени.
Иногда к общим функциям управления относят анализ, контроль, прогнозирование и др. Однако это является неоправданным, так как эти функции входят в качестве составных частей в вышеперечисленные.
Рассмотрим назначение и свойства общих функций управления.
Планирование – вид управленческой деятельности по определению перспектив развития управляемой системы: разработке на этой основе заданий на определенный промежуток времени и организационному их оформлению в качестве показателей деятельности, по которым осуществляются контроль и оценка.
Планирование как вид управленческой деятельности пронизывает всю систему управления сверху донизу и осуществляется на уровне управления национальным хозяйством в целом, на уровне отрасли и отдельного предприятия. Функция планирования заключается в научно обоснованном предвидении и проектировании процессов производства; с ее помощью посредством использования различных методов, форм, режимов и условий и добиваются их равномерности, эффективности и ритмичности, координируют внешние и внутренние технические, технологические, организационные и экономические связи.
Функция планирования включает прогнозирование, составление стратегического (долгосрочного) плана и на его основе перспективного (среднесрочного), текущего и оперативно-производственного планов.
Для экономической и производственной систем любого типа большое значение имеют организация производства, организация труда и организация управления. Таким образом, в процессе управления функция организации реализуется как одна из его основных функций, главным назначением которой является синхронизация всех управляемых и управляющих процессов в рамках объекта управления. В этой связи организация исполнительской деятельности является одним из необходимых элементов организации как процесса и включает следующие стадии:
а) доведение управленческого решения (плана) до сведения исполнителей, разъяснение целей и значения планируемых мероприятий;
б) декомпозиция функций на подфункции, на задачи и задания и т.д.;
в) формирование технологических схем и должностных инструкций;
г) подбор, расстановка и обучение кадров, обеспечение необходимыми материалами и оборудованием;
д) использование системы мер экономического и морального стимулирования (мотивация);
е) проверка исполнения.
Оперативное управление – функция управления, обеспечивающая функционирование управляемых процессов в рамках параметров, заданных текущим планом, программой, регламентом. Оперативное управление как функция основано на получении информации (чаще всего об отклонениях), поступающей от управляемого объекта, и используется в целях устранения отклонений, компенсации возмущающих воздействий. С его помощью достигается также предупреждение возможных отклонений.
Оперативное управление включает в качестве необходимой вспомогательной функции контроль, который состоит в наблюдении за течением процессов на объекте управления, сравнении величин контролируемых параметров с заданными планом (программой), выявлении отклонений, их места, времени, причин и характера. Существуют две основные формы контроля – активный и пассивный.
Контроль пассивный осуществляется дискретно, по окончании какого-либо процесса. При контроле активном во время всего процесса на управляемый объект оказывается воздействие через функцию оперативного управления, что позволяет устранять отклонения и компенсировать возмущающее воздействие с минимумом потерь в качестве функционирования объекта.
Функция информационного взаимодействия предназначена для реализации процесса восприятия, преобразования и передачи информации в организационных системах. Центральным моментом этого процесса является акт принятия решения, состоящий в выборе одного из множества возможных способов действий. Принятие решений порождает управляющую информацию, которая доводится до исполнителей в форме планов, заданий, нормативов, команд и служит для них импульсом к целенаправленным и координированным действиям. В то же время само принятие решений во многом зависит от полноты, достоверности и своевременности входной информации.
Работа с кадрами – важная сторона управленческой деятельности в любой системе организационного управления, органичная ее часть, выделяемая как одна из основных функций управления. Работа с кадрами включает продуманный набор и расстановку кадров руководителей и специалистов, создание кадрового резерва, целенаправленное формирование (с использованием соответствующих методов) мотивации сплоченного управленческого коллектива с учетом динамики движения управляющих кадров. Реализация этой функции включает в себя следующие этапы: планирование трудовых ресурсов; набор персонала; определение заработной платы и льгот; профориентацию, обучение и адаптацию; оценку трудовой деятельности; перемещение работников по должностям; подготовку руководящих кадров и их резерва.
К числу функций управления могут быть отнесены функции управления снабжением, технологической и технической подготовкой производства, производственным процессом, финансовой деятельностью, маркетингом и сбытом и др.
Приведенная классификация не исчерпывает состава специфических функций управления. Во-первых, в отдельных отраслях народного хозяйства данные функции имеют свою конкретную специфику и закрепляются за соответствующими подразделениями. Во-вторых, в процессе развития материального производства как объекта управления возникают новые конкретные функции, последовательная реализация которых позволяет повысить эффективность управленческой деятельности.
ЭВМ при выборе решений в области технологии, организации, планирования и управления производством
Применение компьютерных информационных технологий позволяет в ряде случаев при сравнительно небольших затратах получать ценные управленческие решения. Составление экономико-математических моделей и проведение расчетов с помощью компьютера позволяют быстро и относительно недорого проводить разработку и сравнение многочисленных вариантов планов и управленческих решений.
Многовариантность выбора – одно из ценнейших качеств рассматриваемых методов. Однако в настоящее время практическое применение экономико-математических методов в управлении и планировании производственной деятельностью, несмотря на наблюдающееся насыщение управленческих служб средствами вычислительной техники, далеко не соответствует имеющемуся в этой области научному запасу.
Трудности практического внедрения экономико-математических методов связаны со многими объективными и субъективными причинами, но прежде всего обусловлены сложностью экономических процессов и явлений, невозможностью расчленения больших систем на обозримые части с целью их автономного рассмотрения, а также необходимостью учитывать наряду с технологическими аспектами и поведение людей, их индивидуально принимаемые решения.
Поэтому практически приемлемым путем, позволяющим в известной мере использовать потенциал экономико-математических методов, является включение компьютерных решений конкретных типовых задач в процесс принятия управленческих решений руководителем. При этом оказывается возможным сочетать опыт и трудноформализуемые знания руководителя, хорошо знающего производственную и хозяйственную стороны управленческой деятельности, с производительностью и многовариантностью компьютерно-математических методов.
В настоящее время имеются отработанные методы решения ряда типовых задач по организации и планированию производства, для которых могут быть применены компьютерные технологии. Все эти задачи могут быть классифицированы следующим образом:
1. Задачи в области организации производства. К ним относятся, например, задачи организации проектирования, труда, ремонта машин, транспорта и складского хозяйства, задачи управления качеством производства, расчета потребности в ресурсах (трудовых, материальных, технических) с распределением во времени на основе календарного плана производства и т.п.
2. Задачи планирования производства. К ним относятся, например, задачи планирования производства товарной продукции, технического развития и повышения эффективности производства, труда и заработной платы, механизации и материально-технического обеспечения производства, задачи анализа производственно-хозяйственной деятельности и т.п.
Такие отработанные решения определенных типовых задач базируются на методах имитационного моделирования, линейного программирования, вероятностного моделирования, исследования операций и других методах.
Возможность практического решения указанных задач в настоящее время расширяется в связи с компьютеризацией всех звеньев управленческого аппарата, созданием локальных и объединенных вычислительных сетей, организацией локальных и централизованных информационных баз данных и обеспечением оперативного доступа к ним.
Приведем примеры типовых задач управления производством, решаемых с помощью компьютера.
1. Оптимальная загрузка производственных мощностей
Исходные данные: имеется М организаций, производящих взаимозаменяемую продукцию и располагающих активным фондом времени в размере Ai(i = 1, 2, …, М). Эти организации производят N видов работ, предусмотренных планом в объемах Bj(j = 1, 2, …, N). Производительность i-й организации при выполнении единицы объема j-й работы равна Рij, а соответствующие затраты равны Сij. Требуется: определить Хij – время выполнения работ j-го вида i-й организацией, чтобы общие затраты были минимальны.
2. Определение рациональной схемы перевозок продукции на объекты
Исходные данные: в регионе размещены поставщики продукции и ее потребители. Известны объемы производства продукции на предприятиях в плановом периоде и потребности в ней. Требуется: найти рациональную схему организации грузопотоков в регионе (т.е. закрепление потребителей за поставщиками и объемы поставки) при минимальных производственных и транспортных затратах, а также связи с внешними поставщиками и потребителями.
3. Оптимизация выпуска однородной продукции при нескольких технологических способах
Исходные данные: имеется n технологических способов производства отдельных видов работ; Сj– объем прибыли на единицу объема работы, произведенной по j-й технологии; m – объемы ресурсов с запасами bj; aij– расход i-го вида ресурсов на производство единицы объема продукции по j-й технологии. Требуется: найти объемы работ Хj, выполняемые по j-й технологии, которые обеспечивают получение максимальной общей прибыли в пределах ограниченных ресурсов.
4. Определение оптимального состава парка машин
Исходные данные: есть возможность приобретения машин n марки по цене Сj, за одну машину j-й марки. Купленные машины должны выполнить план по m видам работ в объеме Li, причем aij– производительность j-й машины при выполнении работ i-го вида. Требуется: найти необходимое количество машин каждого вида Xj, обеспечив выполнение плана при минимальной стоимости купленных машин.
5. Назначение по объектам работников различных специальностей
Исходные данные: имеется m работников, которые могут выполнить n работ, причем Сij– производительность i-го работника при выполнении j-й работы. Требуется: определить, кого и на какую работу назначить для достижения максимальной производительности всех работ (при этом каждый работник может быть назначен только на одну-единственную работу).
6. Составление оптимального плана выпуска продукции
Исходные данные: в регионе функционирует несколько предприятий, выпускающих однородную продукцию при помощи различных технологий. Известны прибыль от реализации единицы продукции каждого предприятия, а также запасы лимитируемых ресурсов и их расходы на единицу готовой продукции. Заданы проектные мощности предприятий. Требуется: составить план выпуска на каждом предприятии при заданных ресурсах с целью получения максимальной прибыли от реализации производимой в регионе продукции.
Статьи к прочтению:
05 Функции менеджмента
Похожие статьи:
-
Платформа модели — шесть функций управления
Содержание Введение.. 3 Структура функциональной модели оценки менеджмента.. 3 Оценка коммуникации компании.. 4 Анкетирование. 4 Обработка результатов. 5…
-
Функции ос по управлению памятью
Под памятью (memory) в данном случае подразумевается оперативная (основная) память компьютера. В однопрограммных операционных системах основная память…