Общий комплекс артикуляционной гимнастики

      Комментарии к записи Общий комплекс артикуляционной гимнастики отключены

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Нижневартовска детский сад № 78 «Серебряное копытце»

Мастер – класс

«Артикуляционная гимнастика,

как основа правильного звукопроизношения»

Подготовила:

Учитель-логопед Павлив Е.Р.

Г. Нижневартовск

Мастер – класс

«Артикуляционная гимнастика, как основа правильного звукопроизношения»

Цель:Познакомить родителей с основными упражнениями артикуляционной гимнастики, дать практические навыки по теме.

Оборудование: зеркало, наглядные пособия.

Уважаемые участники!

Сегодня я проведу с Вами небольшой логопедический мастер – класс.

Я продемонстрирую вам артикуляционную гимнастику.

Информационная часть:

Логопедическая (артикуляторная) гимнастика- это комплекс упражнений для развития мышц артикуляторного аппарата (губ, щек, челюстей, языка, губ, неба).

Цель артикуляционной гимнастики заключается в том, чтобы трудный для ребёнка уклад, нарушенного звука, разложить на лёгкие простые элементы, а затем объединить их, и получить требуемый артикуляторный уклад. Кроме этого, целью артикуляционной гимнастики является и укрепление соответствующих мышечных групп, в процессе выполнения движений. В процессе артикуляторной гимнастики отрабатываются все основные компоненты правильной артикуляции звука, каждый элемент тормозит неправильные движения, которые дифференцируются с нужными, правильными движениями.

Очень часто дети дошкольного возраста испытывают трудности в овладении родной речью, хотя в целом их психическое развитие идет нормально. Как правило, таким детям требуются специальные занятия по звукопроизношению. Почему же важно вовремя научить ребенка правильно произносить все звуки родного языка? От четкой и внятной дикции зависит полноценное общение ребенка со сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотой, а в дальнейшем, при обучении в школе, отсутствие проблем в усвоении школьной программы. Такие трудности в произношении часто влияют на самооценку ребенка и его положение в детском коллективе. Плохо говорящие дети постепенно начинают осознавать свой недостаток, иногда становятся молчаливыми, застенчивыми, необщительными.

Подготовить ребенка к овладению звуками речи помогут специальные (артикуляционные) упражнения. Они необходимы для усвоения и закрепления определенных положений губ и языка, которые различны, в зависимости от произношения того или иного звука.

Проводить упражнения нужно систематически, только тогда будет достигнут нужный эффект.

Разнообразить занятия помогут картинки, детские стихотворения. Можно придумать много игр, чтобы у ребенка не угасал интерес к занятиям

Правила выполнения артикуляционных упражнений:

u Артикуляционную гимнастику надо разучивать перед зеркалом. Ребенок должен копировать ваши движения. В дальнейшем, когда порядок действий будет усвоен, зеркало нужно убрать.

u Артикуляционная гимнастика выполняется не для того чтобы «накачать» речевые мышцы, а для того чтобы развить их подвижность, гибкость, повысить точность движений. Поэтому при ее выполнении не нужно прилагать лишние мышечные усилия, утрировать позы.

u При выполнении всех упражнений следите за тем, чтобы у ребенка работали только те мышцы, которые необходимы для совершения движения. Ребенок не должен делать лишних движений — округлять глаза, поднимать плечи и совершать синхронные движения другими речевыми мышцами.

u Абсолютной точности движений сразу добиваться не нужно. Если какое-то движение у ребенка с первого раза не получается, пусть выполняет его приблизительно. Со временем действия будут совершенствоваться.

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:

v Улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);

v Улучшить подвижность артикуляционных органов;

v Укрепить мышечную систему языка, губ, щек;

v Научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу;

v Увеличить амплитуду движений;

v Уменьшить спастичность (напряженность) артикуляционных органов;

v Подготовить ребенка к правильному произношению звуков.

Практическая часть:

ОБЩИЙ КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

«Улыбочка»

Растянуть губы в улыбке. Удерживать под счет от 5 до 10.

«Хоботок»

Сомкнуть зубы, сделав «Заборчик». Округлить губы и вытянуть вперед, как при произнесении звука «О». Удерживать под счет от 1 до 10. Расслабить губы и повторить упражнение несколько раз.

«Заборчик»

Растянуть губы в улыбке, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить «И».

Удерживать так под счет от 5 до 10.

Чередовать «Улыбочка» — «Хоботок» — «Заборчик»

«Лопаточка»

Язык лопаточкой положить на нижнюю губу. Удержав под счет от 1 до 10.

«Иголочка»

Широко открыть рот, поднять и вытянуть вперед тонкий язык. Удержав под счет от 1 до 10.

Чередовать «Лопаточка» — «Иголочка»

«Качели»

Кончиком языка упираться поочередно то в верхние, то в нижние зубы. Выполняем 6-8 раз. Повторяем упражнения 3-4 раза.

«Часики»

Открыть рот, растянуть губы в улыбке, вытягиваем язык, напрягаем его, касаемся острым кончиком языка то левого, то правого уголков губ. Выполняем 6-8 раз. Повторяем упражнение 3-4 раза.

Приоткрыть рот, кончик языка скользит по верхней губе, затем по нижней (по кругу). За пределы губ не выходить. Губы не поджимать, челюсть не двигать.

«Лошадка»

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Повторить упражнение неоднократно, губы улыбаются.

«Грибок»

Открыть рот. Присосать широкий язык к небу. Спинка языка – это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Удерживать от 1 до 10.

«Чашечка»

Открыть рот, положить язык на нижнюю губу, загнуть края языка «чашечкой». Удерживать от 1 до 10. Повторять упражнения 3-4 раза.

«Вкусное варенье»

Широко открыть рот, острым кончиком языка провести по верхней губе снизу вверх. Выполнять 6-8 раз. Повторять 3-4 раза.

ПРИМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

Статьи к прочтению:

Общий комплекс . Артикуляционная гимнастика для детей и взрослых.


Похожие статьи: