Оператор присваивания — один из самых простых и наиболее часто используемых операторов в любом языке программирования, в том числе и в Pascal. Он предназначен для вычисления нового значения некоторой переменной, а также для определения значения, возвращаемого функцией. В общем виде оператор присваивания можно записать так: переменная:= выражение;
Оператор выполняется следующим образом. Вычисляется значение выражения в правой части присваивания. После этого переменная, указанная в левой части, получает вычисленное значение. При этом тип выражения должен быть совместим по присваиванию с типом переменной. Тип выражения определяется типом операндов, входящих в него, и зависит от операций, выполняемых над ними.
Для операций сложения, вычитания, умножения и деления тип результата в зависимости от типа операнда будет таким:
Операнд 1 | Операнд 2 | Результат сложения, вычитания, умножения | Результат деления |
Integer | Integer | Integer | Real |
Integer | Real | Real | Real |
Real | Integer | Real | Real |
Real | Real | Real | Real |
В Pascal существуют арифметические операции: +(сложение), -(вычитание), *(умножение), /(деление), DIV (целочисленное деление), MOD (остаток от деления).
Пример: X := (Y + Z) / (2 + Z * 10) — 1/3;
Пример. При выполнении целочисленного деления (операция DIV) остаток от деления отбрасывается: 15 div 3 = 5; 18 div 5 = 3; 7 div 10 = 0.
Пример. С помощью операции MOD можно найти остаток от деления одного целого числа на другое: 15 mod 3 = 0;18 mod 5 = 3; 7 mod 10 = 7.
Пример. Программа с использованием операций с целочисленными переменными.
Program summa;
Var a,b,s,с,р: integer; {раздел описания переменных}
Begin {начало тела программы}
a:=12; {команда присваивания записывает в переменную a число 12}
b:=5; {команда присваивания записывает в переменную b число 5}
{переменные A и B являются исходными данными}
s:=a+b; {команда присваивания вычисляет сумму значений переменных a и b и записывает результат в переменную s}
Writeln(‘a + b=’,s) {вывод значения переменной s на экран — вывод результата}
c:=a div b; {деление нацело (вычисление целой части от деления а на b)}
writeln(‘a div b=’,c); {вывод на экран частного от деления нацело а на b}
р:=a mod b; {вычисление остатка от деления а на b}
Writeln (‘a mod b=’,р); {вывод на экран остатка от деления а на b}
End. {конец программы}
После выполнения программы в окне вывода результата появится:
a + b=17
a div b=2
a mod b=2
Логический операнд — это конструкция, которая задает правило для вычисления одного из двух возможных значений: True или False. Чаще всего логические выражения используют в операторах присваивания или для записи условия, чтобы на некоторый вопрос получить ответ “ДА” или “НЕТ”. Составными частями логических выражений могут быть: логические значения (True, False); логические переменные; отношения, операции: Not(НЕ), And(И), Or(ИЛИ), Xor(исключающее ИЛИ).
Пример. 1) Y:=True; 2) LogPer:=AB; 3) Log1:=(A = B) And (C
Арифметические выражения — это конструкции результатом, которых является число. В состав арифметического выражения на языке Паскаль могут входить:
числовые константы;
имена переменных;
знаки математических операций;
математические функции и функции, возвращающие число;
открывающиеся и закрывающиеся круглые скобки.
При составлении выражений могут быть использованы следующие арифметические функции:
Имя функции | Математическое значение | Тип результата |
abs (a) | |a|- модуль числа | Совпадает с типом аргумента |
sqr (a) | a2 возведение в квадрат | Совпадает с типом аргумента |
sqrt (a) | -квадратный корень | Вещественное |
sin (a) | sin a — синус x радиан | Вещественное |
cos (a) | cos a — косинус x радиан | Вещественное |
arctan (a) | arctg a — арктангенс числа x | Вещественное |
ln (a) | ln a- натуральный логарифм x | Вещественное |
exp (a) | ea значение e в степени x | Вещественное |
trunc(x) | [x] — целая часть числа x | Целое |
frac(x) | {x} — дробная часть числа х | Вещественное |
Pi | — число | Вещественное |
Round (x) | Округление до ближайшего целого | Целое |
Int (x) | [x] целая часть числа | Вещественное |
Порядок действий при вычислении значения выражения:
1) вычисляются значения в скобках;
2) вычисляются значения функций;
3) выполняется операции смена знака, возведение в степень;
4) выполняются операции умножения и деления (в том числе целочисленного деления и нахождения остатка от деления);
5) выполняются операции сложения и вычитания.
Пример. Программа с использованием стандартных арифметических функций.
Program fun;
Var a, c :integer; {раздел описания переменных целого типа}
b,:real; {раздел описания переменных вещественного типа}
Begin {начало тела программы}
a:=16; {исходные данные}
b:= sqrt (a); {функция sqrt извлекает квадратный корень из числа a и присваивает его значение переменной b — тип результата вещественный}
writeln(‘b=’,b);{вывод на экран значения переменной b}
c:=sqr (а); {функция sqr возводит в квадрат значение переменной а и присваивает его переменной c — тип результата целый}
writeln(‘c=’,c); {вывод на экран монитора значения переменной c}
Еnd.
! Аргументы функции всегда пишутся в скобках, операцию умножения опускать нельзя.
!Нельзя писать выражения в виде обыкновенных дробей.
Примеры записи математических выражений:
Статьи к прочтению:
Паскаль АВС. Команда присваивания.ч.1.
Похожие статьи:
-
Типы данных. выражения. операторы. функции
В системе MATLAB определено шесть базовых типов данных, каждый из которых является многомерным массивом. Шесть классов — это double, char, sparse, uint8,…
-
Основные математические операторы
Среда программирования и ее компоненты Среда программирования (разработки) – это набор инструментов, которые используются для преобразования символов в…