В ходе анализа сначала пишем требование, затем описываем, как оно выполнено в учебнике и обосновываем, приводим примеры.

      Комментарии к записи В ходе анализа сначала пишем требование, затем описываем, как оно выполнено в учебнике и обосновываем, приводим примеры. отключены

Учебник русского языка. Функции учебника. Требования к учебнику.

Учебник по русскому языку является ведущим средством обучения предмету Русский язык, реализующим требования к результатам освоения основной образовательной программы НОО. Учебник выполняет в процессе обучения следующие функции:

Познавательная функция. Учебник по русскому языку, наряду со словом учителя, является важнейшим источником информации о языке.

Преобразующая функция. Научные знания не могут быть включены в школьные учебники по русскому языку без изменений. Они должны быть приспособлены для развития умений и навыков учащихся по русскому языку, формирования у них учебно-познавательной деятельности.

Развивающая функция. В учебниках представлены задачи репродуктивного и продуктивного характера, направленные на достижение как предметных, так и метапредметных, и личностных результатов.

Воспитательная функция. Содержание учебника способствует привитию любви к русскому языку, формированию нравственных качеств личности.

Организационная функция. Современные учебники по русскому языку позволяют реализовывать различные методы и формы обучения (в том числе — дифференцированный подход, работу в парах и группах).

Функция самообразования. Учебник призван оказывать учащимся помощь в усвоении учебного материала: самостоятельно восполнять пробелы в знаниях и умениях; учить принимать, сохранять учебную задачу; планировать свои действия; контролировать и оценивать их; вносить коррективы в их выполнение; осуществлять самоконтроль. Совокупность названных умений составляет умение работать с учебной книгой как источником информации, которое относится к числу основных познавательных умений.

Содержание и структура учебника в целом.

Учебник включает следующие компоненты:

а) теоретические сведения о языке;

б) аппарат организации практической работы (вопросы, задания, материал для наблюдений, иллюстративный материал, схемы, таблицы, справочный аппарат, памятки);

в)аппарат ориентировки (оглавление, нумерация, заголовки, указатели, условные обозначения, сокращения).

Требования к учебнику русского языка

В ходе анализа сначала пишем требование, затем описываем, как оно выполнено в учебнике и обосновываем, приводим примеры.

Обязательным требованием к учебнику Русский язык является наличие двух составляющих: теоретической и практической частей.

Доказываем наличие каждой части: каким материалом каждая часть представлена.

К учебнику предъявляются и другие требования:

Содержательные: Учебник дает школьникам языковой материал, доступный, адаптированный к детскому восприятию, изложенный в строгой системе, в соответствии с программой (соответствие тем) и ФГОС НОО.

1) Доказываем доступность материала, представленного в учебнике. Приводим примеры.

2) Описываем систему изложенного материала (логичность построения, связь изучаемых тем и т.п.). Приводим примеры.

Интегративные: Учебник объединяет в единую систему различные области изучаемого языка. В нем выступают в единстве и литературные тексты, и материал грамматики, фонетики, лексики, орфографии, графики, развития речи учащихся, культуры речи.

1) Пишем, какие литературные тексты представлены в учебнике, каких жанров, каких авторов.

2) Описываем, какой языковой материал представлен по каждому разделу, какие виды заданий (по фонетике, лексике и т.д. — по всем разделам). Приводим примеры.

Методические: Учебник организует познавательную деятельность учащихся в классе и дома, предлагает учителю и учащимся методически подготовленный языковой материал, различного назначения упражнения, задания, отобранную лексику и пр.

Методический аппарат учебника представлен совокупностью вопросов, заданий, упражнений, пояснений, памяток, алгоритмов, правил и пр.

1) Описываем, какого назначения упражнения и задания представлены в учебнике (для изучения нового, закрепления, повторения). Приводим примеры.

2) Описываем методический аппарат учебника: наличие вопросов, заданий, упражнений, пояснений, памяток, алгоритмов, правил и пр. Приводим примеры.

Требования к текстам в учебнике

а) образцовость языка, художественность текста;

б) богатство содержания, актуальность тематики;

в) наличие в тексте изучаемых языковых форм, средств;

г) разнообразие жанров и стилей;

д) богатство лексики;

е) развивающий характер: каждый текст, поэтический или прозаический, должен поднимать ученика на ступеньку выше в его развитии.

Перечисляем все требования к текстам. Доказываем те, которые сможем. Приводим примеры.

Если раньше учебник по русскому языку рассматривался как основной носитель содержания образования, как главный источник информации, то в настоящее время он все больше становится средством управления процессом формирования учебно-познавательной деятельности учащихся. В отличие от учебников предшествующего поколения, современный учебник по русскому языку должен быть ориентирован на решение задачи включения школьников в информационную среду, поэтому должен содержать отсылки к словарям, справочникам, дидактическим материалам, электронным носителям информации и др.

С точки зрения реализации идеи развивающего обучения современный учебник не может быть ориентирован на среднего ученика; в нем должны быть представлены задачи различной степени трудности, связанные с осуществлением как репродуктивной, так и продуктивной деятельности учащихся.

В современных учебниках должна быть представлена система упражнений, направленных на формирование у учащихся универсальных учебных действий.

В учебнике должен быть реализован компетентностный подход: должна прослеживаться связь с самой жизнью, окружающей младшего школьника.

1) Пишем, отсылает ли учебник учеников к словарям, справочникам, дидактическим материалам, электронным носителям информации и др. Приводим примеры.

2) Приводим примеры репродуктивных и продуктивных заданий.

3) Пишем, представлена ли именно система упражнений по формированию всех УУД (или же лишь несколько заданий в учебнике, а остальные – репродуктивные). Приводим примеры заданий по каждой группе УУД.

4) Прослеживается ли в формулировках заданий или в самом языковом материале связь с жизнью. В чем именно. Приводим примеры.

Статьи к прочтению:

Всё сначала — Серия 1 — криминальная мелодрама HD


Похожие статьи: