Средства защиты информации. примеры.

      Комментарии к записи Средства защиты информации. примеры. отключены

Средства защиты информации — это совокупность инженерно-технических, электрических, электронных, оптических и других устройств и приспособлений, приборов и технических систем, а также иных вещных элементов, используемых для решения различных задач по защите информации, в том числе предупреждения утечки и обеспечения безопасности защищаемой информации.

В целом средства обеспечения защиты информации в части предотвращения преднамеренных действий в зависимости от способа реализации можно разделить на группы:

•Технические (аппаратные) средства. Это различные по типу устройства (механические, электромеханические, электронные и др.), которые аппаратными средствами решают задачи защиты информации. Они препятствуют доступу к информации, в том числе с помощью её маскировки. К аппаратным средствам относятся: генераторы шума, сетевые фильтры, сканирующие радиоприемники и множество других устройств, «перекрывающих» потенциальные каналы утечки информации или позволяющих их обнаружить. Преимущества технических средств связаны с их надежностью, независимостью от субъективных факторов, высокой устойчивостью к модификации. Слабые стороны — недостаточная гибкость, относительно большие объём и масса, высокая стоимость;

•Программные средства включают программы для идентификации пользователей, контроля доступа, шифрования информации, удаления остаточной (рабочей) информации типа временных файлов, тестового контроля системы защиты и др. Преимущества программных средств — универсальность, гибкость, надежность, простота установки, способность к модификации и развитию. Недостатки — ограниченная функциональность сети, использование части ресурсов файл-сервера и рабочих станций, высокая чувствительность к случайным или преднамеренным изменениям, возможная зависимость от типов компьютеров (их аппаратных средств);

•Смешанные аппаратно-программные средства реализуют те же функции, что аппаратные и программные средства в отдельности, и имеют промежуточные свойства;

•Организационные средства складываются из организационно-технических (подготовка помещений с компьютерами, прокладка кабельной системы с учетом требований ограничения доступа к ней и др.) и организационно-правовых (национальные законодательства и правила работы, устанавливаемые руководством конкретного предприятия). Преимущества организационных средств состоят в том, что они позволяют решать множество разнородных проблем, просты в реализации, быстро реагируют на нежелательные действия в сети, имеют неограниченные возможности модификации и развития. Недостатки — высокая зависимость от субъективных факторов, в том числе от общей организации работы в конкретном подразделении.

По степени распространения и доступности выделяются программные средства, другие средства применяются в тех случаях, когда требуется обеспечить дополнительный уровень защиты информации.

Классификация средств защиты информации.

1. Средства защиты от несанкционированного доступа (НСД):

1.1. Средства авторизации;

1.2. Мандатное управление доступом;

1.3. Избирательное управление доступом;

1.4. Управление доступом на основе паролей;

1.5. Журналирование.

2. Системы анализа и моделирования информационных потоков (CASE-системы).

3. Системы мониторинга сетей:

3.1.Системы обнаружения и предотвращения вторжений (IDS/IPS);

3.2. Системы предотвращения утечек конфиденциальной информации (DLP-системы).

4. Анализаторы протоколов.

5. Антивирусные средства.

6. Межсетевые экраны.

7. Криптографические средства:

7.1. Шифрование;

7.2. Цифровая подпись.

8. Системы резервного копирования.

9. Системы бесперебойного питания:

10.Системы аутентификации:

10.1. Пароль;

10.2. Ключ доступа;

10.3. Сертификат.

10.4. Биометрия.

11. Средства предотвращения взлома корпусов и краж оборудования.

12. Средства контроля доступа в помещения.

13. Инструментальные средства анализа систем защиты: Мониторинговый программный продукт.

16) Типовая корпоративная сеть с точки зрения безопасности.

В настоящее время корпоративные компьютерные сети играют важную роль в деятельности многих организаций. Электронная коммерция из абстрактного понятия все более превращается в реальность. Большинство корпоративных сетей подключены к глобальной сети Internet . Если раньше Internet объединяла небольшое число людей, доверявших друг другу, то сейчас количество её пользователей неуклонно растет и уже составляет сотни миллионов. В связи с этим всё серьёзнее становится угроза внешнего вмешательства в процессы нормального функционирования корпоративных сетей и несанкционированного доступа с их ресурсам со стороны злоумышленников — так называемых хакеров.

В основе функционирования всемирной сети Internet лежат стандарты IP -сетей. Каждое устройство в такой сети, однозначно идентифицируется своим уникальным IP -адресом. Однако при взаимодействии в IP -сети нельзя быть абсолютно уверенным в подлинности узла (абонента с которым осуществляется обмен информацией), имеющего определённый IP -адрес, т.к. средства программирования позволяют манипулировать адресами отправителя и получателя сетевых пакетов, и уже этот факт является частью проблемы обеспечения безопасности современных сетевых информационных технологий.

Вопросы обеспечения безопасности корпоративных сетей удобно рассматривать, выделив несколько уровней информационной инфраструктуры, а именно:

-Уровень персонала

-Уровень приложений

-Уровень СУБД

-Уровень ОС

-Уровень сети

К уровню сети относятся используемые сетевые протоколы (ТСР/ I Р, NetBEUI , IPX / SPX ), каждый из которых имеет свои особенности, уязвимости и связанные с ними возможные атаки.

К уровню операционных систем (ОС) относятся установленные на узлах корпоративной сети операционные системы ( Windows , UNIX и т. д.).

Следует также выделить уровень систем управления базами данных (СУБД), т.к. это, как правило, неотъемлемая часть любой корпоративной сети.

На четвертом уровне находятся всевозможные приложения, используемые в корпоративной сети. Это может быть программное обеспечение Web -серверов, различные офисные приложения, броузеры и т.п.

И, наконец, на верхнем уровне информационной инфраструктуры находятся пользователи и обслуживающий персонал автоматизированной системы, которому присущи свои уязвимости с точки зрения безопасности.

Примерный сценарий действий нарушителя

Можно с уверенностью сказать, что нет какой-либо отлаженной технологии проникновения во внутреннюю корпоративную сеть. Многое определяется конкретным стечением обстоятельств, интуицией атакующего и другими факторами. Однако можно выделить несколько общих этапов проведения атаки на корпоративную сеть:

• Сбор сведений

• Попытка получения доступа к наименее защищённому узлу (возможно, с минимальными привилегиями)

• Попытка повышения уровня привилегий или (и) использование узла в качестве платформы для исследования других узлов сети

• Получение полного контроля над одним из узлов или несколькими

Статьи к прочтению:

ЧТО ТАКОЕ ИНФОРМАЦИЯ? | IQ


Похожие статьи: